РАССЛЕДОВАНИЕ ВЕДЕТ ПИСАТЕЛЬ

«Тщательное изучение прошлого способно так приблизить его к тебе, что в результате наступает как бы эффект присутствия; вроде бы разрозненные факты увязываются в единое целое, легче объясняются действия и поступки исторических лиц, проникаешься самой обстановкой, духом того времени и становишься словно бы его очевидцем, современником». Так Борис Сударушкин обозначил авторскую позицию в отношении отечественной истории, объяснил многолетнюю верность избранному им историческому жанру…

Кажется, сама судьба определила интерес писателя к исторической теме: родился в старинном Ярославле, закончил в Москве Литературный институт им. А.М.Горького, работал редактором издательства, заведовал музеем Н.А.Некрасова в Карабихе, руководил бюро пропаганды художественной литературы при Ярославской писательской организации. Он был одним из создателей в древнем Ростове Великом литературно-исторического журнала «Русь», был заместителем главного редактора по творческой работе, главным редактором журнала. Б.Сударушкин – член Союза писателей России. Его первая книга «Контрагенты» во многом была написана на биографическом материале и рассказывала о людях, осваивающих морские глубины. Затем одна за другой вышли книги о Ярославском мятеже 1918 года и его последствиях. Трилогию завершила повесть «Последний рейс «Фултона», вышедшая в 1988 году.

Борис Сударушкин – автор многочисленных журнальных и газетных публикаций об истории и литературной жизни Ярославского края, о творчестве Н.А.Некрасова, в журнале «Русь» были опубликованы его очерки-расследования «Так кто же стрелял в Ленина» и «Темное дело большевика Малиновского», посвященные историко-революционной теме. Но особое место в творчестве писателя заняла тетралогия «Тайны Золотого кольца», адресованная читателям, интересующимся романтикой поисков, неизвестными страницами прошлого, исчезнувшими сокровищами культуры.

Первая книга тетралогии «Секрет опричника» вышла в Ярославле в 1992 году и сразу исчезла с книжных прилавков из-за малости тиража и заявленного автором жанра – исторический детектив. Книга была адресована всем, кто интересуется историческими загадками, любит напряженный, запутанный сюжет, мечтает о приключениях и открытиях. Наряду с происшествиями вокруг поиска сокровищ, спрятанных в тайнике во времена опричнины, в повести рассказывалось о подлинных исторических событиях: о деле Соломонии Сабуровой, о причинах Новгородского погрома, о поисках Янтарной комнаты, похищенной в годы минувшей войны.

Герои книги пришлись по душе и читателям, и автору, решившему продолжить рассказ о людях, занимающихся расследованием исторических загадок. Через год вышла повесть «Преступление в Слободе» – о расследовании обстоятельств гибели царевича Ивана, начало которому было положено в повести «Секрет опричника». Газета «Литературная Россия» так писала об авторе и его повести:

«Писатель обогащает детектив историческим содержанием, открывая новые выразительные возможности исторической прозы, которой, оказывается, не чужды остросюжетность, увлекательность, романтическая приукрашенность коллизий и характеров. Впрочем, это еще детектив в детективе, поскольку с автором, ведущим скрупулезное расследование тайн прошлого, приключаются не менее головокружительные истории, нежели с его персонажами. Б.Сударушкин – отнюдь не кабинетный писатель, отгородившийся от внешнего мира глухой стеной и разгадывающий немые исторические кроссворды: он органически вовлечен в действо как его свидетель и соучастник и демонстрирует высокий профессионализм исследователя в сочетании с мастерством художника... Он соединяет жанр детектива с ярким полемическим эссе, в результате мы имеем не очередное развлекательное чтиво, а необычное художественное расследование необычной истории».

Эта оценка справедлива и в отношении следующей книги Б.Сударушкина «Исчезнувшее свидетельство» – об истории находки и гибели древнего списка «Слова о полку Игореве», в послесловии к которой ярославский писатель В.Московкин заметил:

«Нынче появляется немало детективов, главными героями которых становятся дельцы теневой экономики, рекетиры, отечественные мафиози. Бесспорно, такая литература верно отражает состояние нашего общества, но не менее интересен и тот детектив, который предлагает читателям Б.Сударушкин, его герои далеки от преступного мира. Исторический детектив – это не только интересно, но и познавательно, он знакомит с историей государства, а поиски и разгадки исторических тайн не менее увлекательны, чем расследование ограбления или убийства. И надо сказать, автор удачно справляется с поставленной перед собой задачей, книги его читаются с интересом. Повесть «Исчезнувшее свидетельство» также написана в условной, занимательной форме расследования. Помимо фактических, порой неожиданных сведений о «Слове», повесть интересна увлекательным историческим сюжетом, исторические реалии умело переплетены с авторским вымыслом, а действие переносит читателя из современного Ярославля в древний Ростов Великий, из горящей Москвы 1812 года в ныне затопленную Рыбинским водохранилищем усадьбу графа А.И.Мусина-Пушкина в Иловне, из уютной городской квартиры в монастырскую книгохранительницу».

Логическим продолжением этой повести стала книга «Находится в розыске», посвященная поискам легендарной библиотеки Ивана Грозного. Московский журналист В.Виноградов писал в рецензии на книгу:

«Борис Сударушкин – один из немногих современных авторов, который умеет просто и увлекательно писать о сложнейших загадках истории, чье творчество одинаково интересно и взрослым и юным читателям, профессиональным историкам и рядовым любителям истории, поклонникам серьезной исторической прозы и увлекательного исторического детектива».

Краевед Ф.Михалков писал по поводу выхода последней книги тетралогии «Тайны Золотого кольца»:

«Так получилось, что все четыре повести этого цикла мне довелось прочитать только после того, как их публикация была закончена полностью. Впечатление сложилось такое, словно автор взял меня за руку и ввел в уютную, забитую старинными книгами комнату, где сидят очень милые, увлеченные историей люди и рассказывают удивительные случаи об этих книгах, их авторах и владельцах; словно присяжные в совещательной комнате пытаются разобраться в хитросплетениях событий далекого прошлого, связанных с исчезнувшими сокровищами, убийствами, заговорами, покушениями, при этом опираясь не на домыслы, а цитируя летописи, жития, древнерусские повести и сказания. Привлечение в качестве «свидетельских показаний» произведений древнерусской письменности вещь необычная. Но автор пошел дальше – в качестве следователей по «делам давно минувших лет» во всех его четырех повестях действуют историк, краевед, криминалист и писатель, от лица которого ведется повествование. Причем у каждого из героев свой индивидуальный образ и свое назначение в тех исторических расследованиях, которые они проводят совместно: историк, как правило, выражает официальную точку зрения; краевед подвергает ее критике и выдвигает собственные, порой весьма неожиданные версии; криминалист привлекается к делу, когда становится необходимым его следственный опыт; возле писателя, в основном, разворачиваются приключенческие события, сопровождающие ход исторических, «кабинетных» расследований, хронику которых он ведет. Вероятно, автора можно обвинить в каких-то исторических неточностях и художественных погрешностях, но бесспорно, что он предложил читателям свой, необычный вариант жанра исторического детектива, в котором нашлось место и серьезному анализу древних источников, и событийным приключениям, и новому, коллективному образу сыщика, расследующего тайны прошлого. Эта увлекательная тетралогия своеобразно знакомит читателей чуть ли не со всей историей древнерусской книжности, вот почему я горячо рекомендую ее всем любителям отечественной истории, а особенно сотрудникам библиотек, преподавателям истории и краеведения. Автор поставил перед собой цель сделать историческое повествование не только познавательным, но и занимательным – и своего добился. Его книги, привлекая интерес к нашему загадочному прошлому и ненавязчиво помогая изучить его, пробуждают любовь к Отечеству».

Доцент Рязанского педагогического университета И.Грачева, исторические очерки которой неоднократно печатались на страницах журнала «Русь», писала автору:

«Я внимательно прочитала Ваши книги «Секрет опричника», «Преступление в Слободе», «Исчезнувшее свидетельство» и «Находится в розыске» и собираюсь во время педагогической практики рассказать о них нашим учителям. Приятно видеть, что есть писатели, так хорошо владеющие научной информацией и настолько увлеченные судьбой русской книжности».

К сожалению, автору так и не удалось выпустить тетралогию полностью, одним изданием. Вышедшая в 2006 году в Ярославле, в издательстве «Нюанс», книга «Тайны Золотого кольца» представляет собой ее сокращенное изложение, построенное в форме диалогов о загадках русской истории. Все вымышленные события исключены, но добавлены новые документальные материалы.

Наверное, в суете окружающей нас действительности герои Бориса Сударушкина, увлеченные историческими расследованиями, выглядят не от мира сего, но «кто из нас, даже самых рассудительных, не мечтал о встрече с чудесным, таинственным, несбывшимся?» – спрашивает автор. И хочется верить, что у писателя и его героев найдутся близкие, родственные души. Писатель В.Московкин писал по этому поводу:

«Хочется выразить надежду, что книги Б.Сударушкина по-прежнему с интересом будут читать и любители отечественной истории, и все, кто сохранил в душе тягу к загадочному и неизвестному, жажду поисков и открытий. Жизнь меняется на наших глазах, и не всегда в лучшую сторону. Соответственно меняется и художественная литература: становится более жестокой и прагматичной, герои книг всё меньше похожи на подлинных, честных и благородных героев. Но по-прежнему, хотя и для более узкого круга, чем раньше, нужна будет и другая литература, сеющая разумное, доброе, вечное и рассказывающая о светлых людях, увлеченных любимым делом».

Книга Б.Сударушкина «Тайны Золотого кольца» была издана к 60-летию писателя. К этой же дате в Твери вышла его книга «Потаенное и сокровенное», составленная из опубликованных и неопубликованных материалов, созданных за 30 лет литературной работы. В раздел «Картотека затерянных сокровищ» вошли главы исторической тетралогии «Тайны Золотого кольца», опубликованной в 1988–1997 гг. Раздел «Этот загадочный человек» составлен из литературоведческих очерков о жизни и творчестве Н.А.Некрасова, написанных в годы учебы в Литературном институте им. А.М.Горького (1974–1980) и в то время, когда Б.М.Сударушкин возглавлял музей поэта в Карабихе. Раздел «Белые пятна русской революции» составлен по материалам литературно-историческом журнала «Русь», в котором автор работал заместителем главного редактора все годы существования журнала (1991–2001). Очерк «Кто заказал покушение на Ленина?» с подзаголовком «Информация к расследованию» был опубликован в издательстве «Рыбинское подворье» отдельной книгой под названием «Фанни Каплан: «Я стреляла в Ленина» (1990). Последний раздел «Талантливый был парень» составляют воспоминания о сыне Михаиле (1977–2001).

В 2007 году, к 30-летию Михаила, небольшим тиражом в Ярославле вышла книга «Ярославцы и Ярославский край в русской истории» с подзаголовком «По страницам журнала «Русь»». Авторы книги – отец и сын Сударушкины. Часть материалов представляет собой своеобразные рецензии на «ярославские» публикации журнала «Русь», другие очерки были опубликованы в «Руси» или в книжном приложении к журналу. В аннотации к книге говорилось: «Вместе с авторами читатели совершат путешествия во времени в Берендеево царство и Ростовское княжество, в заповедную Кураковщину и некрасовскую Карабиху, в пошехонский край и в русскую Атлантиду на дне Рыбинского водохранилища. Краеведческие очерки отца и сына Сударушкиных доступно и занимательно рассказывают о прошлом Ярославля и о переломных событиях русской истории, о замечательных земляках-ярославцах и о связи с Ярославским краем великих русских имен: Александра Невского, Дмитрия Пожарского, Петра Первого, А.Пушкина, Н.Некрасова, А.Островского, М.Салтыкова-Щедрина, А.Сухово-Кобылина, М.Пришвина, Н.Морозова и др. У авторов книги свой, порой спорный взгляд не только на прошлое Ярославского края, но и на многие события всей русской истории».

Книгу завершает очерк О.Непоспехова «Уроки родиноведения отца и сына Сударушкиных», в котором приведены краткие биографические сведения об авторах. Дополню биографию Б.Сударушкина собственными воспоминаниями.

В молодости я не был обделен дружбой. Но со временем близкий круг друзей, словно шагреневая кожа, как-то сужался, и на пальцах можно пересчитать тех, кто по-прежнему остался мне близок и дорог. Борис Сударушкин среди них, немногих. Мы встретились в стенах Литературного института и как-то сразу сошлись. Наверное, потому, что в окружении столичной богемы, как белые вороны, были глубокими провинциалами, хотя я к тому времени считался новоиспеченным москвичом. Борису было уже под тридцать, успел поездить по стране, набраться жизненного опыта и этот весомый опыт пытался отразить в художественном слове. «Контрагенты» была первых из таких его книг. Я откликнулся на нее рецензией в журнале «Молодая гвардия» вовсе не потому, что к тому времени мы с Борисом уже крепко дружили, а потому, что повествование книги мне было близко – прежде чем осесть в Москве и придти в Дом Герцена набираться знаний, я сам успел поездить по Союзу и походить по морям – как герой повести «Контрагенты».

Учился Борис с жадностью к знаниям, и эта жадность позволила ему стать одним из лучших студентов нашего курса: по окончании Литинститута в его дипломе значились почти одни пятерки.

Столь же плодотворно он работал и за писательским столом. Жизнь подарила ему редкую для писателя встречу с прототипом главного героя будущих книг – чекиста Тихона Вагина. Его воспоминания стали той золотой жилой, из которой родилась трилогия «Юность чекиста», «По заданию губчека» и «Последний рейс «Фултона». Сегодня, когда на рубеже веков на органы государственной безопасности были вылиты «щедрые» ведра помоев, я думаю, что Борису Сударушкину не приходится краснеть за своего героя, потому что в его образе писатель сумел отразить лучшие черты чекистов первых лет советской власти, а целое поколение ярославских мальчишек 80-х годов с увлечением читало и перечитывало его приключенческие книги.

Значительное, если не главное место в творчестве Бориса Сударушкина заняла историческая тема, к которой он обратился в произведениях более позднего периода своего творчества. Его повесть-расследование об истории находки и гибели списка «Слова о полку Игореве» была опубликована в 1988 году в библиотеке журнала «Молодая гвардия» под названием «Уединенный памятник» и вышла на широкую читательскую арену. Удостоенный за эту повесть звания лауреата премии журнала «Молодая гвардия», Борис Сударушкин выступил в этой небольшой по объему книге как бы в трех ипостасях: историка, литературоведа и писателя. Его «Уединенный памятник» наверняка останется для будущих исследователей «Слова о полку Игореве» книгой, к которой они будут еще не раз обращаться.

Особой, трагической страницей в жизни Бориса Сударушкина стала его деятельность по сохранению литературного наследия единственного сына Михаила. Рано ушедший в мир иной, Михаил успел за неполные четверть века жизни заявить о себе как о талантливом русском поэте, самобытном педагоге и краеведе, оставившим заметный след в восстановлении истории Ярославского края. После смерти сына Борис Михайлович по крупицам собрал и издал всё его разностороннее творчество, создал в Семибратове краеведческий музей, тем самым, осуществив заветную мечту сына.

Важное место в биографии Бориса Сударушкина стала работа в литературно-историческом журнале «Русь», целых десять лет выходившем в свет во многом благодаря его редакторским способностям, терпению и неиссякаемому трудолюбию. Последний номер журнала вышел в 2001 году, в год смерти сына Михаила.

Вспоминаю ярославских поэтов и прозаиков Александра Гаврилова, Виктора Московкина и других, с кем счастливо свела меня судьба благодаря Борису Сударушкину с его широкой, русской душой и разносторонним, глубоким талантом. Хочется пожелать ему новых книг. И прежней стойкости.

В последнее время опять заметно возрос интерес к истории и краеведению, но очень мало появляется доступной литературы. Сайт Бориса Сударушкина в Интернете, созданный по материалам его историко-краеведческих книг, своеобразно восполняют этот пробел. Используя увлекательный жанр исторического детектива, писатель пробуждает любовь к отечественной истории, где еще немало тайн за семью печатями, разгадка которых обещает самые неожиданные находки и открытия.

В.Степанов, член Союза писателей России


 

БИБЛИОГРАФИЯ КНИГ Б.М.СУДАРУШКИНА

 

1. Контрагенты. Ярославль, Верхне-Волжское книжное издательство, 1977. 224 стр.

2. Юность чекиста. Ярославль, Верхне-Волжское книжное издательство, 1979. 192 стр.

3. По заданию губчека. Ярославль, Верхне-Волжское книжное издательство, 1982. 224 стр.

4. Последний рейс «Фултона». Ярославль, Верхне-Волжское книжное издательство, 1988. 256 стр.

5. Уединенный памятник. Москва, «Молодая гвардия», 1988. 126 стр.

6. Фанни Каплан: «Я стреляла в Ленина». Рыбинск, «Рыбинское подворье», 1990. 64 стр.

7. Секрет опричника. Ярославль, Верхне-Волжское книжное издательство, 1992. 254 стр.

8. Исчезнувшее свидетельство. Ярославль, «Русь», 1995. 192 стр.

9. Преступление в Слободе. Ярославль, «Русь», 1993. 208 стр.

10. Находится в розыске. Ярославль, «Русь», 1997. 208 стр.

11. Секрет опричника. Ярославль, «Русь», 1998. 192 стр.

12. Полвека на службе экологии. Ярославль, «Нюанс», 2000. 136 стр.

13. За чистое небо. Ярославль, «Нюанс», 2002. 144 стр.

14. Талантливый был парень. Ярославль, «Русь», 2003. 72 стр.

15. Потаенное и сокровенное. Тверь, «Русь», 2005. 256 стр.

16. Тайны Золотого кольца. Ярославль, «Нюанс», 2006. 464 стр.

17. Семибратово. Ярославль, «Нюанс», 2006. 192 стр.

18. Ярославцы и Ярославский край в русской истории. Ярославль, «Нюанс», 2007. 160 стр.

19. Он защищал Лермонтова. Ярославль, «Нюанс», 2008. 80 стр.

20. Писатель – узник Бухенвальда. Семибратово, «Кондор-Эко», 2008. 80 стр.

21. Три портрета с автографом. Ярославль, «Нюанс», 2008. 240 стр.

главная | назад

Hosted by uCoz