I. РАССЛЕДУЯ СТАРИННЫЕ ПРЕДАНЬЯ...

 

1. От краеведения – к отечественной истории

Вспомним известное высказывание А.С.Пушкина:

«Клянусь вам своей честью, что я ни за что на свете не согласился бы ни переменить родину, ни иметь другую историю, чем историю наших предков, какую нам послал Господь».

Как часто мы произносим имя великого поэта и как редко вспоминаем, что высоким патриотизмом проникнуто все его творчество.

Эти слова А.С.Пушкина звучат ныне и как завещание нам, и как упрек – то и дело перестраивая Россию, мы стали забывать о ее славном прошлом, в суете современности все реже и лишь мельком оглядываемся назад. И удивляемся: почему мельчают наши души, почему мы забываем свое родство, почему, перефразировав слова известной некогда песни, раньше думаем о себе и только потом о родине, или вовсе ее не вспоминаем? А ведь патриотизм, как и любое другое светлое чувство, надо воспитывать с детских лет, не ждать, что он появится в сердцах само собой. Наша великая русская литература, наша отечественная история – вот неиссякаемые источники воспитания патриотизма в школе и дома.

Но есть еще один источник, которым, к сожалению, мы очень редко, от случая к случаю, пользуемся, хотя, на мой взгляд, именно с него надо начинать воспитывать любовь к Родине. Я имею в виду краеведение, еще недавно так и называвшееся – родиноведение. Прекрасное название, которое надо бы восстановить в правах.

Истиной, не требующей доказательств, является утверждение, что лучше усваивается тот материал, который вызывает интерес. В этом отношении краеведение, при умелой его подаче, вполне может стать одним из любимых школьных предметов: кому не интересно знать не историю вообще, а прошлое родного края, судьбы замечательных земляков, обычаи и нравы своих прямых предков? Тем более, когда ты сам можешь дополнить рассказ учителя сведениями, полученными от родных и близких, от соседей и знакомых, отыскать неизвестные ранее материальные свидетельства прошлого, наглядно дополняющие школьный урок, т.е. из пассивного потребителя знаний превратиться в активного участника краеведческого процесса.

Все это – не голословные заявления. За время работы учителем истории в сельской школе я убедился, а другие преподаватели отечественной истории могут подтвердить мои слова, что всякий раз, когда по ходу урока обращаешься к местной истории, резко возрастает внимание учащихся. Тем обидней, что до сих пор краеведение не попало в список основных школьных дисциплин и в лучшем случае фигурирует в качестве факультативного предмета, изучение которого не обязательно. Между тем краеведение, как никакой другой предмет, воспитывает не только патриота, но и активного гражданина, повышает уровень его культуры, увеличивает разносторонность знаний, приобщает к самостоятельной исследовательской работе, учит умению общения с людьми, развивает навыки поиска и систематизации полученной информации. Если источниками освоения отечественной истории практически являются одни лишь учебники, то список источников изучения краеведения, помимо исторической литературы, включает в себя книги местных писателей и краеведов, газетные и журнальные публикации, старые письма и фотографии, предметы быта и объекты местности, архитектурные памятники и местные топонимы, устные рассказы и предания.

В последние годы интерес к отечественному краеведению резко возрос, ему вcё больше уделяется внимания в образовательном процессе всех уровней, начиная от университетов и кончая общеобразовательными школами. Этому явлению есть несколько объяснений, в частности его можно рассматривать как результат ослабления идеологического диктата с его ориентацией на глобальные проблемы истории; как ответная реакция на крушение советской державности, после чего мы опять обратились к прошлому «малой родины», к ее проблемам и ценностям.

В любом случае, возросшее внимание к краеведению – явление положительное, способствующее духовному возрождению России, восстановлению утраченных страниц ее истории, которые ранее считались малозначительными. Однако и здесь наблюдаются противоречия, свойственные переломному периоду, который переживает сейчас Россия: краеведение получает все большее признание, а выпуск краеведческой литературы все уменьшается. Особенно это касается литературы, рассчитанной на широкий круг читателей, в том числе – на учащихся общеобразовательных школ, где краеведение медленно, с трудностями, выделяется в самостоятельный предмет. С этой проблемой сталкиваются и преподаватели отечественной истории в сельских школах, решившие дать своим ученикам основы местного краеведения: практически нет доступных источников, которые освещали бы историю малых населенных пунктов, а в имеющихся изданиях речь в основном идет о крупных областных городах, в лучшем случае – о районных центрах. Сведения о малых населенных пунктах и регионах приходится собирать буквально по крупицам, они, как правило, лишены конкретных данных по истории их происхождения и развития, нет указаний на источники, которые помогли бы ответить на возникающие вопросы. Вместе с тем такая информация для учащихся и всех, кто увлекается краеведением, не просто интересна, но имеет большое познавательное значение – из уважения и любви к прошлому своего села, поселка, деревни вырастает интерес к истории всей страны.

На мой взгляд, было бы правильней, прежде чем приступать в школе к изучению истории всего государства, посвятить несколько уроков изучению прошлого и настоящего того места, где учащиеся живут, где находятся их семейные корни, откуда они родом. От малого к большому – такая ступенчатость преподавания истории более естественна, она формировала бы у школьников представление об истории не как об отвлеченном, сухом предмете, не имеющим лично к ним прямого отношения, а как о продолжении истории их семьи, рода, села и т.д. Краеведение должно быть не приложением к основному курсу истории Отечества, а его вступительной, вводной частью; в придачу к тому, оно должно сопровождать весь курс школьного обучения, постоянно проецировать местную историю на историю всей страны, что служило бы конкретному делу воспитания гражданственности и патриотизма.

Для каждого, кто высказывает мнение, отличное от общепринятого, установившегося, очень важно найти поддержку у человека авторитетного, известного. Таким человеком стал для меня Н.Ф.Федоров (1829–1903), о котором в журнале «Русь» был напечатан очерк Е.Ветлова «Николай Федоров – философ и историк» (№ 5-97). Восторженные отзывы об этом скромном человеке оставили такие выдающиеся люди его времени, как К.Циолковский, В.Соловьев, С.Булгаков, В.Вернадский, а между тем значительную часть своей жизни он проработал учителем в уездных училищах, за 14 лет сменив 7 уездных городков.

«Его метод преподавания истории и географии был необычным, – пишет Е.Ветлов. – Он стремился осуществить принцип активного участия всех детей в познании. Учебники он не считал основной формой обучения. Материал знаний добывался им вместе с учениками, его сотрудниками, из непосредственного изучения родного края, его географических особенностей, растительного и животного мира, его истории, запечатленной в памятниках, опытов в самой природе. Такая система преподавания наталкивалась на непонимание и противодействие со стороны высшего начальства, и в этом была одна из причин частой смены Федоровым мест преподавания».

Со дня смерти Н.Ф.Федорова прошло почти сто лет, но до сих пор преподаватели, пытающиеся изменить существующую систему обучения только по учебникам, не находят понимания у чиновников от педагогики.

«Любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам» (Пушкин) было тем чувством, которое русский мыслитель более всего стремился пробудить. Отсюда его приглашение «ввести в историю каждый городок и село, как бы незначительно они ни были, связанное с требованием, чтобы все стали познающими и всё – предметом познания. В том числе – родная история, как исследование уходящего в глубь веков родства по предкам, восстановление их жизни и деяний, для начала в мысли, летописи, историческом труде. Он считал, что все люди призваны стать историками, так чтобы наимельчайшее поселение, его жители, их дети вошли во «всемирносвященную историю». Тем самым он внес большой вклад в дело краеведения и его по праву можно считать философом нового направления – философом истории края».

И опять всё это очень созвучно моему пониманию значения истории самого малого населенного пункта в общей истории Отечества. Именно с этой позиции я занимался изучением истории поселка Семибратово. Казалось бы, в сравнении с прошлым древнего Ростова Великого здесь и изучать-то нечего – всё лежит на поверхности или близко к ней. Но начинаешь тянуть за ниточку какой-нибудь факт местной истории – и она уводит тебя в самую глубину отечественной истории, заставляет посмотреть иначе, правильней, на многократно исследованное прошлое того же Ростова Великого.

Кстати, Н.Ф.Федоров в своей работе «Философия общего дела» большое внимание уделил уроженцу Варницкой слободы под Ростовом, основателю Троицкого монастыря и вдохновителю Куликовской битвы Сергию Радонежскому. Короткая заметка о нем опубликована в том же номере «Руси».

Но более интересной лично мне показалась заметка «Отечествоведение», – вот еще одно, предложенное на этот раз Н.Ф.Федоровым, название краеведения. Приведу несколько отрывков из этой работы, которая лишний раз убедила меня в правильности моего понимания важности изучения краеведения в школе:

«Нет места, которое не принимало бы прямо и косвенно участия в общей народной, а также и во всеобщей человеческой истории, но зато есть много мест, которые совсем не знают о своем участии в истории, в общей жизни, т.е. не имеют своей местной истории…

Даже самый сухой рассказ местной истории, отвлекающий от мелочных интересов, уже имеет значение. С другой стороны, как всеобщая, так и русская история без местной, указывающей участие данной местности в истории общей, не может иметь интереса, не может быть даже понята местными жителями. Сейчас общая история не представляет участия данной местности в том деле, о котором повествует, и местный житель останется к ней равнодушен, безучастен, она представляется ему чем-то чужим. Всеобщая история и даже русская без местной отчуждает от местной жизни…

Но как приступить к восстановлению местной истории, фактов, не сохранившихся в общих источниках русской истории и в иностранных историях и не записанных никем на месте, хотя бы в виде самого сухого перечня, и оставивших след только в памятниках юридико-экономического свойства? Местная история необходима не как занимательное чтение, а как образовательный предмет, как введение в общенародное и даже всемирное дело, сознание о котором почти утрачено, потому что и самого этого дела почти нет…

Если мы возьмем даже не старый город, а один из самых незначительных степных городов, образовавшихся из сторож… тем не менее и этот городок имеет свою историю. Он участвовал в общем движении, ибо эти сторожи, одна из которых послужила основанием города, несли тяжелую службу. К ним можно применить «Слово о полку Игореве»: «Под трубами повиты, под шеломами взлелеяны, концом копия вскормлены». От их бдительности и стойкости зависело самое существование государства».

Замечу, что одним из таких «сторож» было поселение семи братьев-сбродичей на берегу реки Устье, на пути в княжеский Ростов, превратившееся ныне в мое родное Семибратово.

Наверное, можно посчитать знаменательным то, что приобщение к отечественной истории началось у меня именно с изучения семибратовской истории, а уж потом появился интерес сначала к прошлому Ростова, затем Ярославля. Не изучив и не поняв местной истории, не поймешь отечественной истории в целом. В этом меня еще раз убедил Н.Ф.Федоров. Вместе с тем создается впечатление, что после его смерти мало что изменилось в отношении к краеведению в русской школе – оно по-прежнему остается чем-то второстепенным, незначительным. Повторюсь: краеведение так и не удосужилось официальной чести попасть в список основных дисциплин, в лучшем случае получает статус необязательного факультативного предмета, который изучают только желающие. Так, по крайней мере, было в двух школах, в которых я преподавал. (Н.Ф.Федоров вынужден был сменить семь школ, возможно, по той же самой причине недопонимания школьным руководством важности преподавания краеведения.) Мои попытки перевести уроки краеведения в основные дисциплины не увенчались успехом, хотя для этого всё было: и желающие изучать краеведение, и разработанное мною методические пособия по изучению истории Семибратова. Позднее мною было разработано методическое пособие к курсу лекций по краеведению в школах Ростовского муниципального округа «Древняя история Ростовского края в легендах, документах и топонимах», которое практически также не было востребовано.

Хочется надеяться, что мои краеведческие работы помогут тем, кто уже занимается краеведением, пробудит интерес к краеведению у других и послужит утверждению краеведения, как основной дисциплины, в школах Ярославского края. У нас такая история, которую даже нельзя назвать частицей отечественной истории – это сама История.

Прежде чем отправиться в очередное путешествие во времени, напомню, что такое краеведение, какими историческими источниками оно пользуется и какие вспомогательные науки и дисциплины помогают изучению краеведения.

Краеведение – это изучение особенностей природы, населения, хозяйства, истории, культуры определенной части страны, административного или природного района, населенного пункта. Цель исторического краеведения – обучение и воспитание учащихся на местном материале, усвоение ими вопросов социально-политического, экономического и культурного развития родного края на примерах и явлениях местной истории.

К историческим источникам, используемым в краеведческой работе, относятся:

– Вещественные источники – древние предметы, cооружения, изображения, остатки поселений, рассказывающие о хозяйственной и культурной жизни данного человеческого общества.

– Письменные источники – рукописи, книги, периодическая печать, архивные документы, содержащие сведения по истории, экономике и культуре родного края.

– Устные источники – географические названия, имена собственные, памятники устного народного творчества: сказки, былины, предания, песни, пословицы, отражающие характерные социальные и бытовые явления жизни с народной точки зрения.

В краеведении используются следующие вспомогательные науки:

– Археология – наука, изучающая историю общества по материальным остаткам жизни и деятельности людей – вещественным памятникам. Археология исследует как отдельные предметы (орудия труда, оружие, утварь и т.д.), так и целые комплексы (поселения, клады), на основании чего восстанавливается социально-экономическая история данной эпохи и ее культура.

– Палеография – наука, изучающая типы древнего письма и датирующая тексты по типу письма и другим внешним признакам.

– Топонимика – наука, изучающая имена собственные, представляющие собой названия географических мест, а также совокупность географических названий какой-либо территории.

– Ономастика – наука об именах собственных.

– Антропонимика – наука, изучающая происхождение, изменение, географическое распространение, социальное функционирование собственных имен людей.

– Фольклористика – наука о народном творчестве, включающая в себя сбор и изучение произведений народного творчества.

Отдельно необходимо пояснить, как современная наука трактует, что такое предания, которые в ходе повествования будут широко использованы мною.

Общепризнанного определения преданий нет, но все исследователи сходятся на том, что для них характерна историческая тематика, порой с элементами легенд. Предания делятся на исторические – об исторических событиях и лицах, и топонимические – т.е. объясняющие возникновение поселений и их названий. Некоторые предания содержат в себе элементы обоих типов и представляют собой смесь реальных и мифических сведений. Итак, отправляемся в путешествие по ростовским преданиям…

главная | назад

Hosted by uCoz