Незабываемый след в отечественной культуре оставила выдающа0яся русская актриса и наша землячка Прасковья Ивановна Жемчугова. Вот что писали о ней ярославские исследователи М.Г.Ваняшова и С.В.Лапшина:
«Жемчугова-Ковалева Прасковья Ивановна (3.07.1768 г., село Уславцево Ростовского уезда Ярославской губернии – 23.02.1803 г., г. Санкт-Петербург, похоронена в Александро-Невской Лавре). Родилась в семье крепостного крестьянина. В 1779 году была отослана ко двору графа П.Б. Шереметева, решившего создать крепостной театр, для обучения «театральному мастерству и галантным манерам». Воспитывалась в барском доме, в числе других детей, «определенных к театру». С начала 80-х годов XVIII века занимает положение первой актрисы шереметевской труппы, в театре, расположенном в подмосковной усадьбе графа Кусково. Вскоре Жемчугова-Ковалева становится фавориткой графа Н.П.Шереметева. Несмотря на большое чувство, любовь и привязанность к Жемчуговой-Ковалевой, граф Н.П.Шереметев не сразу решился оформить брак с крепостной актрисой. В 1798 году Жемчугова-Ковалева была освобождена от крепостной зависимости. Спустя еще три года, в 1801 году, граф Н.П.Шереметев решился вступить с нею в брак. Венчание проходило в церкви Симеона Столпника в Москве и было тайным. Тогда же через архив Министерства иностранных дел он разыскивает бумаги, говорившие о том, что некие польские шляхтичи еще в XVII веке были взяты русским войском в плен и после войны остались жить в России, это дало возможность сфабриковать документы, доказывающие польское происхождение Жемчуговой-Ковалевой. К этому времени здоровье Жемчуговой-Ковалевой было подорвано. 3 февраля 1803 года Жемчугова-Ковалева родила сына Дмитрия, но, будучи больной чахоткою, она так и не оправилась после родов и умерла».
В настоящее время существуют три версии, где родилась Прасковья Жемчугова. По первой версии – это деревня Николо-Березники нынешнего Борисоглебского района. Во второй версии фигурирует деревня Березина в 15 километрах от Большого Села. Наконец, по третье версии, упомянутой в приведенной выше информации, Прасковья Жемчугова родом из села Уславцево Ростовского уезда неподалеку от поселка Борисоглебского.
В том, что Параша Жемчугова родилась в деревне Николо-Березники, был уверен известный ярославский краевед А.К.Салтыков, в 1980 году изложивший эту версию в Борисоглебской районной газете «Новое время». А в селе Уславцево стояла часовня, якобы построенная графом Шереметевым на месте своей первой встречи с Парашей Жемчуговой.
В Большом Селе стоит церковь Параскевы Пятницы, в которой, по легенде, в 1768 году крестили Парашу – дочь деревенского кузнеца Ивана Степановича Ковалева. В деревне Березина сохранились нижние венцы фундамента дома, в котором, по убеждению местных жителей, жила многочисленная семья Ковалевых – у Параши были братья Афанасий, Николай, Михаил, Иван и сестра Матрена.
Сейчас трудно сказать, которая из версий места рождения Параши Жемчуговой ближе к истине, но точно известно, что уже в восемь лет она оказалась в Кусково – подмосковном имении графа Шувалова, где воспитывалась под руководством одной из графских приживалок – княгини Марьи Михайловны Долгорукой.
«Ярославская Золушка» – так назывался очерк журналиста Юрия Белякова, посвященный Прасковье Жемчуговой и опубликованный в № 1 журнала «Русь» за 1996 год. Автор очерка подробно излагает, в каких операх пела Параша Жемчугова, как ее пением наслаждались Екатерина Вторая, Павел Первый, польский король Станислав Август, как для женитьбы на своей крепостной граф нанял ловкого стряпчего, который сфабриковал документы, по которым она являлась потомком «некоего поляка шляхтича Якуба Ковалевского, будто бы плененного русскими в битве под Полтавой. Более того, сметливый стряпчий на деньги графа съездил в Белоруссию и разыскал там одного обедневшего дворянина, «потомка» Якуба Ковалевского, который (надо полагать, за немалую мзду) не только подтвердил всё вышеизложенное, но и – явный перебор со стороны графа – согласился сыграть во время венчания роль отца Прасковьи Ивановны. Подлинный отец, как всегда, работал в кусковской кузнице».
Почему здесь названа «кусковская кузница» – непонятно. Вряд ли граф Шереметев перевел в Кусково настоящего отца Параши, который, скорее всего, в день свадьбы своей дочери продолжал работать в деревенской кузнице на родной ярославской земле.
Прасковья Жемчугова умерла 23 февраля 1803 года в Санкт-Петербурге, когда ей было всего 35 лет. За 20 дней до этого она родила сына, которого назвали Дмитрием. На территории Спасо-Яковлевского монастыря в Ростове стоит Дмитриевский собор, который построил граф Н.П.Шереметев, поэтому собор часто называют Шереметевским. Сюда просвещенный граф намеревался перенести обретенные мощи Дмитрия Ростовского, но этому воспротивились монахи. Существует предположение, что в проектировании собора участвовал известный скульптор Джакомо Кваренги, провожавший Парашу Жемчугову в последний путь.
Среди провожавших великую актрису был и художник Николай Артынов, из крепостных выбившийся в академики живописи. Им были сделаны два портрета Прасковьи Жемчуговой, в том числе «Портрет П.И.Ковалевой в полосатом халате», который стал ее последним прижизненным портретом. «Вглядываешься в потухшие, как бы перегоревшие глаза певицы – и вдруг понимаешь, что они глядят уже… оттуда. Художник хотел изобразить молодую женщину, собирающуюся стать матерью, а изобразил то, что ему подспудно открылось при общении с моделью – Смерть, неизбежную и скорую», – писал об этом портрете автор очерка «Ярославская Золушка».
И невольно сравниваешь этот портрет с другим портретом, на котором Прасковья Жемчугова изображена в роли девушки-героини Элианы из оперы французского композитора Гретри «Самнитские браки». Впервые актриса выступила в этой роли в 1783 году, и этой же ролью закончила свою артистическую карьеру в 1797 году.
«Элиана появлялась на поле брани в трудную минуту и, вдохновив войска, обеспечивала победу самнитянам. Этим она приобретала право на брак с любым юношей. К храму Дианы в Риме она подъезжала на боевой колеснице в атласном костюме с накинутой на плечи оранжевой мантией с написанными по ткани тигровыми полосами, в великолепном головном уборе с большим сердоликовым камнем, украшенном белыми и голубыми страусовыми перьями, со щитом в руках, горящим от блеска драгоценных камней», – писала Н.А.Елизарова в книге «Крепостная актриса П.И. Жемчугова-Ковалева». Имя художника, написавшего этот портрет, хранящийся ныне в музее «Усадьба Кусково», осталось неизвестным.
Но более интересным представляется другая загадка – где на самом деле родилась Прасковья Жемчугова? То, что это была ярославская земля, не вызывает сомнений. Но где конкретно – в деревне Березина под Большим Селом, в деревне Николо-Березники нынешнего Борисоглебского района или в селе Уславцево неподалеку от Борисоглебского?
Читаем информацию о селе Уславцево в ярославском краеведческом сборнике:
«Уславцево – село на территории Борисоглебского района, прежде входило в состав Ростовского уезда, расположено в 8 км к северо-западу.от поселка Борисоглебского на реке Мозге. По сведениям конца XIX века в селе Уславцево «42 двора и 102 ревизских души, при 100 наделах… Село известно как родина выдающейся крепостной актрисы Прасковьи Ивановны Ковалевой-Жемчуговой, получившей в 1798 году вольную и ставшей в 1800 году женой князя Н.П. Шереметева. Здесь на месте их первой встречи князь выстроил часовню».
Кажется, всё ясно, где родилась Прасковья Жемчугова. Однако это мнение разделяют не все. В журнале «Русь», где был опубликован очерк Ю.Белякова «Ярославская Золушка», в № 2 за 1996 год был напечатан его же очерк «На родине Параши Жемчуговой», в котором утверждалось, что актриса родилась в деревне Березина, а в Большом Селе, в церкви Параскевы Пятницы, ее крестили. Журналисту показали место, где стоял дом кузнеца Ковалева, пересказали несколько воспоминаний местных старожилов, доказывающих, что Прасковья Ковалева родилась именно в деревне Березина.
Никаких документальных свидетельств в пользу этой версии в очерке не приводится, поэтому еще раз вернемся к информации М.Г. Ваняшовой и СВ. Лапшиной:
«Истинное происхождение Жемчуговой-Ковалевой долго было за «семью печатями», пока друг Сергея Дмитриевича Шереметева, внука Жемчуговой-Ковалевой, известный ростовский краевед А.А.Титов в своем историко-статистическом описании Ростовского уезда не рассказал, ссылаясь на краеведа A . M .Ошанина, вкратце эту историю, не называя конкретных имен и времени. Титов писал: «В конце прошлого столетия владелец села Вощажниково, приехавши летом в село, увидел проходившею за водой крестьянскую девушку, дочь местного кузнеца, на которой он вскоре и женился, впоследствии времени он представил ее ко Двору, и никто не мог предполагать, что это была крестьянка». На родине своей жены Н.П.Шереметев выстроил церковь Богоявления с двумя приделами (1805 г.), а у дороги к селу, где по преданию граф впервые встретил юную Парашу, была поставлена часовня (сейчас в полуразрушенном состоянии). Именно об этой встрече была создана песня «Вечор поздно из лесочка...», приписываемая легендой самой Жемчуговой-Ковалевой».
Как видим, здесь приводятся более весомые сведения, чем воспоминания старожилов, даже самые древние из которых, естественно, не могли точно знать историю семьи Ковалевых. Таким образом, приходится только догадываться, как появились большесельские версии происхождения великой актрисы. Впрочем, в пользу этой версии существует текст этой самой песни «Вечор поздно из лесочка...», где упоминается «село Большое, что на Юхоти». Но вариантов этой песни, приведенных П.В.Киреевским в сборнике народных песен, больше десятка. Так что и это «доказательство» никак нельзя назвать весомым. Оно явно проигрывает доказательству, приведенному ростовским краеведом А.А.Титовым, основанному на воспоминании потомка Прасковьи Жемчуговой. Бережно сохраняемые семейные предания, на мой взгляд, – более надежный источник, чем деревенские слухи. Возможно, и возведенный Н.П.Шереметевым в Ростове Дмитриевский собор также можно рассматривать как еще одно доказательство того, что Прасковья Жемчугова родом из-под Ростова, что на ростовской земле состоялась встреча, положившая начало трогательной и трагической любви.