4. Архиепископ Вассиан Рыло из деревни Рылово

После Куликовской битвы пройдет еще сто лет, прежде чем зависимость Руси от Орды будет ликвидирована окончательно. Читаем в летописи:

«В лето 1480 безбожный царь Ахмат Большой Орды пошел на православное христианство, на Русь, на святые церкви и на великого князя, похваляясь пленить все православие и самого великого князя взять, как при Батые было».

Русские и татарские войска встретились на реке Угре – левом притоке Оки. Великий князь Иван Третьему «слышал злых человек-сребролюбцев, богатых и брюхатых, предателей христианских, угодников басурманских, которые советовали государю на зло христианское: «Пойди прочь, не можешь с ним стать на бой». Сам дьявол их устами глаголил».

И в этот момент Ивану Третьему пришло послание Вассиана Рыло, архиепископа Ростовского:

«Дошло до слуха нашего, что прежние твои злые советники не перестают шептать в ухо твое лживые слова и советуют тебе не противиться супостатам. Молюся твоей державе, не слушай такого их совета. Что советуют те льстецы, мнящие, что они христиане? Повергнуть щиты свои и не сопротивляться окаянным сыроядцам? Продав свое отечество, как бегунам скитаться по иным странам?»…

Гневные слова архиепископа возымели действие, русские войска не дрогнули, «а на царя Ахмата нашел страх от бога, и побежал он, никем не гонимый, от Угры».

Одновременно с посланием великому князю Вассиан написал воззвание к русским воинам:

«О храбрые, мужественные сыновья русские, боритесь за то, чтобы сохранить свое отечество, Русскую землю, от поганых. Не пощадите своих голов, да не узрят очи ваши пленения и ограбления святых церквей и домов ваших, и убиения чад ваших и поругания жен и дочерей ваших».

Родина мужественного архиепископа Вассиана – деревня Рылово Савинской волости на реке Луте. Читаем в книге А.А.Титова «Ростовский уезд Ярославской губернии» (М., 1885): «По Хлебниковскому летописцу, в XV веке на этом месте стояла хижина Ратая-Степы, сын которого Василий поступил в монашество под начало св. Пафнутия Боровского и впоследствии был архиепископом ростовским, под именем Вассиана; он на месте своей родины построил киновию, где живал продолжительные сроки».

О Вассиане известно, что он был иноком Пафнутиево-Боровского монастыря, игуменом Троице-Сергиева монастыря, архимандритом Новоспасского монастыря, архиепископом Ростовским стал в 1486 году. Один из ближайших советников Ивана Третьего, он крестил его сына – будущего великого князя Василия Третьего.

Помимо высокой гражданственности, Вассиан Рыло обладал литературным талантом и тонким художественным вкусом. Именно он заказал «лучшим и искуснейшим в Русской земле живописцам» Дионисию и его товарищам роспись икон для Успенского собора в Москве, о чем сохранилась запись в летописи: «В лето 1481 владыка ростовский Вассиан дал сто рублей мастерам-иконникам Дионисию, да попу Тимофею, да Ярцу, да Коне писать деисус в новую церковь святой Богородицы, и написали чудно вельми и с праздниками и с пророками».

В «Послании на Угру» Вассиан Рыло не только призывал Ивана Третьего решительно покончить с зависимостью от Орды, но нарисовал образ идеального русского государя, все помыслы и действия которого должны быть подчинены интересам народа и государства.

В написанной в середине XVI века «Казанской истории» приводится рассказ о том, как, став ханом Большой Орды, Ахмат послал великому князю московскому Ивану Васильевичу «басму» со своим изображением – «парсуной» и требованием дани. Не испугавшись угрозы татарского хана, Иван Третий плюнул на портрет хана, бросил его на землю и растоптал ногами, а татарских послов приказал перебить. Лишь одного оставил в живых, приказав ему передать хану: «Что сделал я с послами твоими, тоже и с тобой сделаю, если не прекратишь, беззаконный, досаждать нам».

Хан, услышав об участи своих послов, «распалился великой яростью» и, собрав всю свою силу, пошел на Русь, к реке Угре, похваляясь, что приведет великого князя в Орду связанным и «замучает горькими муками».

В 1879 году художник А.Д.Кишенко проиллюстрировал этот летописный рассказ картиной «Иван III разрывает ханскую грамоту с требованием дани», но насколько этот рассказ достоверен – остается только гадать. Исследователи отмечали, что «ни в одной другой летописи нет подобного рассказа и он не вяжется с осторожным, выдержанным характером Ивана Третьего. Более вероятны причины выступления Ахмата, изложенные в других летописях – невыплата дани и подстрекательство Казимира, обещавшего Ахмату военную помощь. Но чем бы ни был вызван поход, Русское государство оказалось к нему подготовлено. Ни сопротивление трусливой русской знати, ни враждебность немецкого Ливонского ордена, ни противодействие Польши и Литвы не могли остановить ход истории, процесс избавления Русского государства от ненавистного ига.

Узнав от своих лазутчиков, что Ахмат оставил в Орде одних детей, женщин и стариков без всякой стражи, Иван Третий послал крымского царевича, состоявшего у него на службе, и воеводу князя Василия Ноздреватого громить Орду. Быстрее ветра из приволжских степей скакал гонец к Ахмату с вестью о том, что Русь «попленила» Орду. Хан вынужден был отойти от Угры».

Может, на это и рассчитывал дальновидный Иван Третий: он не двигал своих войск, выжидая, когда хан узнает, что делается у него в Орде, и отойдет сам. После гибели Ахмата «скончались цари ордынские, – пишет автор «Казанской истории». – Божиим промыслом погибло царство и власть Золотой Орды. Тогда великая наша Русская земля освободилась от ярма и покорения басурманского и начала обновляться, как будто зима сменилась тихою весною».

В книге «Рассказы русских летописей XV – XVII веков» (М., 1976) в комментарии к тексту «Послания на Угру» Т.Н.Михельсон пишет:

«Природа богато одарила архиепископа ростовского Вассиана умом, литературным талантом и тонким чувством прекрасного. Именно Вассиан заказал «лучшим и искуснейшим в Русской земле живописцам» Дионисию и его товарищам роспись икон для только что выстроенного собора Успения в Москве. Духовник великого князя Ивана Третьего и крестный отец его сына Василия, будущего Василия Третьего, ростовский архиепископ был одним из ближайших советников московского князя. Ростов славился в те времена Григорьевским затвором, крупнейшим центром образования и просвещения Руси».

Упоминание здесь Григорьевского затвора не случайно. Ясно, что, как и Епифаний Премудрый, архиепископ Вассиан Рыло широко пользовался хранящимися здесь уникальными книжными сокровищами, что и позволило ему стать одним из самых просвещенных людей своего времени. Можно предположить, что вместе с личными достоинствами именно высокая образованность определила выбор Ивана Третьего назначить Вассиана Рыло своим духовником и крестным отцом своего сына.

Однако, несмотря на высокое доверие и авторитет, Вассиан Рыло не мог не понимать, что его «Послание на Угру» может не понравиться Ивану Третьему. Но ситуация была такая, что Вассиан Рыло пренебрег своим положением и личной безопасностью. Если бы русские войска не встали на пути Ахмата, татарское иго могло бы продолжаться еще много лет. Этот поступок ростовского архиепископа так расценил автор комментария в книге «Рассказы русских летописей»:

«Чтобы обратиться к великому князю с таким посланием, надо было иметь большое мужество. Ведь его слова о «великих государях», «предавших свое отечество» туркам, достаточно ясно намекали на греков, соплеменников великой княгини Софьи Палеолог. Софья кичилась тем, что была «царьградской царевной», Иван перенял герб византийских императоров, а архиепископ Вассиан поставил все это ни во что и попросту назвал сородичей Софьи «бегунами».

Но дерзость посланий заключалась не только в этом. В течение двух веков русские великие князья получали ярлык на княжение из рук ханов Золотой Орды, Вассиан же гордо заявляет, что великому князю власть дана не ханом, а богом, что он богом избранный и богом венчанный государь Русской земли. Вместе с этим дерзновенным заявлением естественно прозвучал не менее дерзкий призыв не только не идти на какие-либо переговоры с Ахматом, как советовали некоторые «сребролюбцы богатые и брюхатые», но вступить с ним в открытый бой».

Хотя великий князь не решился на прямое военное столкновение с Ахматом, но и не послушался советов тех, кто предлагал отступить, смириться с властью Орды. Иван Третий выбрал выжидательную тактику – и она дала свои плоды. Но кто знает, как бы сложились события на Угре, если бы не послания Вассиана, которые придали мужества и русским воинам, и великому князю. Во многом благодаря этим посланиям в русском государстве «утвердилось положение о богоизбранности великих князей. Для XV века это означало независимость Руси от татарского владычества». С 1485 года Иван Третий именует себя «Великий князь всея Руси», а Иван Грозный официально примет царский титул.

Так после Сергия Радонежского, вдохновившего Дмитрия Донского на Куликовскую битву, другой ростовец Вассиан Рыло родом из деревни Рылово пламенным словом внес свой вклад в окончательную победу над поработителями.

главная | назад

Hosted by uCoz