5. Место рождения – Ростов Великий

Архитектор-реставратор Владимир Николаевич Иванов

 

В 2004 году в качестве приложения к районной газете «Ростовский вестник» стала выходить семибратовская газета «Дорогое мо Семибратово», через два года переименованная в «Дорогие мои земляки». Как редактор газеты, я постоянно печатал в ней исторические и краеведческие материалы. Когда в 2001 году прекратил существование прописанный в Ростове литературно-исторический журнал «Русь», часть его архива осталась у меня дома, в том числе очерк И.Б.Пуришева «Он спасал красоту для будущих поколений», поступивший в редакцию журнала перед самым его закрытием. В очерке рассказывалось об архитекторе-реставраторе В.Н.Иванове, которому в 1995 году исполнилось 100 лет. В том же году я опубликовал этот очерк в семибратовской газете. Ниже я приведу несколько отрывков из очерка, но прежде необходимо несколько слов сказать о его авторе…

Иван Борисович Пуришев родился в Москве, закончил Московский архитектурный институт, работал в Ярославской реставрационной мастерской. Награжден Золотой медалью Академии художеств СССР; за работу по изучению, сохранению и реставрации памятников истории и культуры Ярославской области – почетным знаком Святого Луки, Заслуженный архитектор России. Основным полем деятельности И.Б.Пуришева стал Переславль-Залесский, но в сфере его интересов были и другие русские города, в частности Углич и Ростов. Он близко знал уроженца Ростова Владимира Николаевича Иванова – человека, который, по мнению И.Б.Пуришева, заслуживает благодарной памяти ростовцев…

Владимир Николаевич Иванов родился 19 ноября 1905 года в Ростове. Закончил в Ярославле педагогический техникум, поступил в Ярославский педагогический институт, затем перевелся в Московский государственный университет на отделение истории и теории искусства. Даже во время учебы в Москве не порывал связей с Ростовом: в летние каникулы работал в музее, изучал местные промыслы, участвовал в археологических раскопках. Как пишет И.Б.Пуришев, интерес к истории, культуре и музейной работе был у Владимимра Николаевича наследственным:

«Семья Ивановых была хорошо известна в городе. Одному из них, Дмитрию Андреевичу, принадлежал единственный в Ростове книжный магазин, где можно было приобрести открытки и альбомы с видами древнего города и его архитектурных памятников. Изучением местной истории занимались и другие члены этой обширной семьи. Петр Сергеевич и рано ушедший из жизни Сергей Николаевич Ивановы были тесно связаны с Ростовским музеем, по заданию которого выполняли различные работы».

После окончания МГУ Владимир Николаевич работал в отделе памятников Московского Кремля, возглавлял Музей архитектуры, долгое время располагавшийся в стенах Донского монатыря.

«В те годы сотрудники этого музея, – пишет И.Б.Пуришев, – кроме обычной работы, занимались нужным, но печальным делом. Из разных концов Москвы и из Подмосковья сюда поступали сообщения о начале разборки какого-то храма, часовни или усадьбы. Сотрудники выезжали на место и, если было не поздно, снимали со стен резные наличники, другие детали. Потом архитектурные фрагменты, скульптуру, настенные росписи свозили в бывший Донской монастырь, где ряд лет располагался Музей архитектуры. На крепостных стенах Донского монастыря и сегодня можно увидеть белокаменные резные наличники и порталы снесенных церквей, снятые со стен скульптурные композиции из взорванного Храма Христа Спасителя, фрагменты разобранной Сухаревой башни. Ценность этой работы особенно стала ясна сейчас».

С каждым годом рос авторитет В.Н.Иванова как одного из ведущих отечественных реставраторов литературных памятников: он был назначен председателем Советского комитета Международного совета по охране памятников и достопримечательных мест при ЮНЕСКО; участвовал в создании Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры ВООПИК и был избран первым заместителем председателя Центрального совета общества. Он автор монографий о Костроме, Московском Кремле, Ярославле, а также книги «Ростов-Углич», выдержавшей два издания: первое – в 1964-м, второе – в 1975 году. Особая страница биографии Владимира Николаевича связана с его борьбой за сохранение в Ростове Конюшенного двора. Вновь обратимся к очерку И.Б.Пуришева:

«Тогдашние руководители Ярославской области решили снести здание Конюшенного двора в Ростове, сооруженное в XVII веке….В.Н.Иванов писал письма, принимал участие в различных совещаниях, посвященных судьбе Конюшенного двора. Ему приходилось отстаивать свои позиции в кабинетах самых высоких партийных руководителей, многим из которых, увы, доводы первого секретаря обкома казались более убедительными, чем мнение специалиста. Столкнувшись с твердой позицией Центрального совета общества охраны памятников, которую проводил В.Н.Иванов, некоторые руководители области стали пользоваться приемами, характерными для 30-х годов. Владимир Николаевич рассказывал автору этих строк, что в ход шли даже «обвинения» в том, что он происходит из купеческой семьи, придерживается «дореволюционных позиций» и не понимает задачи сегодняшнего дня. С ним перестали советоваться и приглашать на совещания в Ростов и Ярославль, его имя и мнения не упоминались в местной печати. И все-таки Конюшенный двор не снесли, в этом большая заслуга Владимира Николаевича. К сожалению, его так и не начали реставрировать. Приходится вновь говорить о необходимости спасения редкого памятника»…

У меня дома висит репродукция с миниатюры ростовских художников по финифти А.А.Хаунова и А.К.Топорова «Ростов. Конюшенный двор», выполненной в 1987 году. Художники представили себе, как бы выглядел на фоне Ростовского кремля Конюшенный двор, если бы его отреставрировали. Результат получился замечательный: буквально все мои гости, увидев на стене эту репродукцию, обращают на нее повышенное внимание. Нетрудно представить, как бы преобразился центр Ростова Великого, если бы реставрация Конюшенного двора превратилась в реальность…

В 1996 году в № 6 журнала «Русь» был опубликован очерк «Новь Ростовского кремля», в котором директор Ростовского музея-заповедника В.А.Ким в острой публицистической форме рассказал о том, как Международный молодежный лагерь «Ростов Велики» «выживал» из кремля музей. В этом же очерке говорилось о судьбе Конюшенного двора, который, по словам автора очерка, «является составной частью единого архитектурного ансамбля Ростовского кремля»:

«Первый директор молодежного лагеря мечтал устроить в Конюшенном дворе центр военно-патриотического воспитания для туристов, приезжающих в Ростов на 1–2 недели. Но директора меняются, и новому директору ММЛ эти помещения не понадобились. Вот тогда и ухватился за них музей, мечтая расширить и улучшить хранение фондов и экспозиционные площади. Министерство культуры РСФСР поддержало просьбу музея, были выделены деньги на проектные работы, институт «Спецпроектреставрация» выполнил все обмеры и выдал эскизный проект реставрации этого здания. К сожалению, в 1978–1980 годах Конюшенный двор Ростовского кремля по устному указанию бывшего первого секретаря Ярославского обкома КПСС Лощенкова Ф.И. был почти полностью уничтожен, несмотря на все усилия Министерства культуры РСФСР, на специальное постановление Совета Министров РСФСР о его сохранении, постановке на государственную охрану и реставрации».

Проходят годы, меняется власть, но полуразрушенный Конюшенный двор по-прежнему торчит посреди Ростова как гнилой зуб. В музее-заповеднике «Ростовский кремль» состоялось мероприятие под названием «Сердце, миг от вечности наследуй…», посвященное «известному историку искусства, уроженцу Ростова» Владимиру Николаевичу Иванову. Это замечательно, что ростовские музейщики помнят и чтут его имя. Дело осталось за небольшим – убедить власти и чиновников от культуры осуществить его мечту. Целиком согласен с И.Б.Пуришевым, закончившим свой очерк следующими словами:

«На доме в Ростове, в котором он родился, обязательно нужна мемориальная доска, но сделать этого сейчас нельзя – дом находится в полуразрушенном состоянии. А лучшей данью памяти человеку, так много сделавшему для спасения памятников истории и культуры России, было бы восстановление и приспособление под музейные экспозиции древнего Конюшенного двора».

Владимир Николаевич Иванов умер 18 февраля 1991 года. Из жизни ушел еще один замечательный ростовец, который действительно «спасал красоту для будущих поколений».

Когда речь заходит о Ростовском музее, то чаще всего звучат имена создателей Музея церковных древностей, из которого он вырос. Реже можно услышать имена тех, кто работал в музее на протяжении его истории. И уже совсем редко говорится о тех, кто может стать примером для всех, кто посвятил себя сохранению культурных ценностей, проявив при этом высокие профессиональные и гражданские качества. Именно таким человеком был В.Н.Иванов.

В Ростове Великом 9 (21) марта 1884 года в семье местного учителя родился еще одного талантливый подвижник музейного дела – Сергей Иванович Недумов. Закончив Петербургский экономический институт, в годы гражданской войны он оказался в Пятигорске и остался здесь навсегда. Работая экономистом в Управлении Кавказских минеральных вод, увлекся поисками архивных документов, связанных с пребыванием в Пятигорске Пушкина, Лермонтова, декабристов, композитора Алябьева. Именно благодаря ему, сохранились в копиях утраченные в годы Великой Отечественной войны многие ценнейшие документы пятигорского архива.. В 1939 году он начал работать научным сотрудником музея «Домик Лермонтова». Когда началась война, его уволили, но сразу после освобождения города он вернулся в музей и работал здесь в должности главного хранителя до выхода на пенсию. Умер в 1963 году. Сотрудница «Домика Лермонтова» А.Н.Коваленко в очерке «Главный хранитель», опубликованном в газете «Кавказская здравница» 14 декабря 1994 года, писала о нем:

«Когда-то Л.Н.Толстой сравнил людей с реками. Одни – шумные, бурные, другие, величаво спокойные в своей мощи. И есть небольшие ручьи, изо дня в день журчащие по кремням. Но вот пересохнет ручей, обнажится его дно. Глядишь – чего-то и не хватает, да и большая река, куда стремились его воды, оказывается меньше стала. И вдруг начинаешь понимать ведущую значимость малого ручья. Вспоминая главного хранителя фондов музея «Домик Лермонтова», невольно сравниваешь его с таким речным потоком»…С.И.Недумова уже давно нет, а музейные работники до сих пор называют его по имени-отчеству: «У Сергея Ивановича написано так-то», «этот документ обнаружил Сергей Иванович...» Кто бы ни обращался к теме «Лермонтовский Пятигорск», не обходится без трудов Недумова. Да и в других областях лермонтоведения и краеведения Сергеем Ивановичем сделано немало»

Вот такой неординарный человек работал рядом с О.П.Поповым в Пятигорске, способствовал его становлению как исследователя и лермонтоведа. Один родился на ростовской земле, а другой закончил здесь жизненный путь. Наверное, это случайность, а может, есть в этом пересечении биографий какой-то скрытый смысл. Как-то я спросил жену Олега Пантелеймоновича Тамару Борисовну, почему после Воркуты они выбрали местом жительства Семибратово? Она сказала, что искали место поближе к Москве и московским журналам, а когда «на разведку» приехала в Семибратово, почувствовала здесь, по ее словам, «зону энергетической активности» – и другие варианты больше уже не рассматривали. Но не сыграла ли в этом выборе какую-то дополнительную роль биография С.И.Недумова, начавшаяся в Ростове Великом?..

В любом случае ростовцы могут гордиться причастностью Ростовского края к изучению жизни и творчества Лермонтова и тем, что в разные годы здесь жили такие одаренные люди, как Сергей Иванович Недумов, Олег Пантелеймонович Попов, Владимир Николаевич Иванов…

главная | назад

Hosted by uCoz