5. Родом из купцов

Характерно, что накануне крестьянской реформы 1861 года Исадская мельница пришла в упадок. Один за другим менялись арендаторы: ростовский купец Лосев, чиновник Горский, ярославский купец Панов. Каждый стремился без особых затрат извлечь из мельницы сиюминутную выгоду, а она требовала больших капиталовложений – за годы эксплуатации все оборудование износилось, технически устарело.

В конце концов, не выдержали настоятели Спасо-Яковлевского и Богоявленского-Аврамиева монастырей, которым принадлежала Исадская мельница, и в 1872 году подали на арендаторов в суд, чтобы они привели ее в «контрактное» состояние. Одновременно монастыри пытались добиться освобождения Исадской мельницы от уплаты земских налогов, но безуспешно. Между тем, как сообщал «Вестник Ярославского земства», мельница «была почти совершенно разрушена и не приносила никакого доходу».

Новый этап в судьбе Исадской мельницы начался 5 февраля 1876 года, когда ее купил ярославский купец первой гильдии Александр Иванович Вахрамеев. Новое время требовало новых хозяев – и они появились. Вахрамеев начал с того, что пригласил австрийского инженера Немельку, который составил проект перестройки мельницы по всем правилам современного мельничного производства. И тут выяснилось, что для осуществления проекта нужно не только закупить новое оборудование, но и перенести деревню Исады с берега Устья на другое место, подальше от реки.

Естественно, крестьяне воспротивились таким планам. Большого труда стоило Вахрамееву договориться с ними о переносе деревни – речь шла о 12 дворах. А.И.Вахрамеев выстроил 14 дворов, выделив на это 7000 рублей. До этого он заплатил за крестьян еще 5000 рублей – за выкуп надельной земли. Все это позволило ему построить железнодорожную ветку от мельницы до станции «Семибратово», значительно, в несколько раз, увеличить производство. «Мельницу открыли в 1879 году, и намололи за год 180 тысяч пудов муки на сумму 446 тысяч рублей, – используя разные источники, сообщает в своем очерке «Исадские мельницы» П.А.Сергеев. – На мельнице работало 135 человек, в том числе 118 рабочих. В 1887 году число рабочих сократилось до 90, но муки намололи 300 тысяч пудов».

Мука вырабатывалась высшего сорта, вывозилась в Москву и Санкт-Петербург, в другие губернии, Вахрамеевы трижды получали за нее награды на международных выставках, мельница периодически реконструировалась, в 1899 году она была электрофицирована.

Казалось бы, ничто не угрожает налаженному, выгодному производству. Однако в уже упоминавшемся справочнике «Россия», вышедшем в самом конце XIX века, сообщалось, что Вахрамеевская мельница перерабатывает муки за год на 170 тысяч рублей – то есть меньше, чем в год пуска мельницы.

Ни в работе П.А.Сергеева, ни в других источниках я не нашел вразумительного объяснения, почему в 1909 году мельница вовсе перестала работать и основное ее оборудование было перевезено в Ярославль, на берег Которосли. В числе причин упоминалась «жестокая капиталистическая конкуренция», но она проявляла себя повсеместно, не только в Cемибратове. Значит, была какая-то другая причина, заставившая Вахрамеевых пойти на такой шаг, требующий немалых затрат.

Известно, что рабочие Исадской мельницы принимали активное участие в революции 1905 года, дважды здесь происходили крупные забастовки с требованиями улучшения материального положения, социальной защищенности (29 октября и 5 ноября). Возможно, Вахрамеевы понадеялись, что ярославские рабочие будут более покладисты и терпеливы, чем кураковцы, которые кормились не только производством, но и собственным хозяйством; в которых еще был жив дух независимости и собственного достоинства. Таких работников труднее держать в повиновении.

Но вероятны и более прозаические причины перевода мельницы. Например, желание Вахрамеевых держать ее под постоянным контролем, увеличить производственные мощности, быть поближе к потребителю и т.п. Так или иначе, но перевод Вахрамеевской мельницы в Ярославль, а до этого – полотняного завода Сакина, существенно отразились на судьбе Семибратова. Однако трудно сказать, что бы оно выиграло, если бы вступило в XX век в качестве рабочего поселения – впереди была революция, в которой рабочий класс был не только одной из главных сил, но и одной из главных жертв.

Было бы несправедливо, рассказывая о прошлом Семибратова, не назвать имя Ивана Александровича Вахрамеева – сына купца Александра Ивановича Вахрамеева. С его именем связан целый период истории Вахрамеевской мельницы, строительство в Исадах так называемой Дачи.

И.А.Вахрамеев (в некоторых источниках – Вахромеев) родился 13 августа 1843 года. Таким образом, к моменту приобретения Исадских мельниц он был уже зрелым, самостоятельным человеком, после смерти отца получившим большое наследство. Кроме мукомольной мельницы, в его собственности находились свинцово-белильный и маслобойный заводы, он был одним из учредителей «Товарищества Ростовского цикорного производства И.Вахрамеева и Компания», что лишний раз свидетельствует о его прочной связи с нашим краем. Дважды – с 1881 по 1887 гг. и с 1897 по 1905 гг. – он занимал должность городского головы Ярославля и на этом поприще показал себя очень энергичным и умным администратором. В частности, при нем в Ярославле был устроен водопровод, появились телефонная связь и уличное электроосвещение, начал ходить первый трамвай, были учреждены Вольное пожарное общество, Общество взаимного страхования и ночлежный дом, налажен постоянный уход за скверами, набережными и бульварами города, наведен порядок на рынках и разработаны правила извозного промысла, в которых был, например, такой пункт: «С извозными лошадьми обращаться как можно снисходительнее и добрее», что определенным образом тоже характеризует личность этого человека.

Уже после его смерти (1909 г.) в Ярославле вышла книга И.А.Тихомирова «Из записок старожила. Памяти Вахрамеева», в которой автор так писал о его благотворительности: «Без преувеличения можно сказать, что он раздавал деньги и направо, и налево, и в большинстве случаев не только без надежды на возврат их, но и хоть на капельку искренней благодарности». Для купца – характеристика редкостная.

Но особенного уважения заслуживает вклад И.А.Вахрамеева в развитие ярославской культуры: по его инициативе городом был приобретен находившийся до этого в частном владении театр им. Ф.Г.Волкова, он открыл бесплатные народные чтения, был одним из учредителей Ярославской губернской ученой архивной комиссии, на свои средства восстановил памятник учредителю Юридического лицея П.Г.Демидову. При этом И.А.Вахрамеев был также известен как коллекционер и владелец богатой библиотеки старинных книг и рукописей, издатель краеведческих сборников, автор книги о церкви Ильи Пророка в Ярославле.

Семибратовцы по праву могут гордиться тем, что судьба этого незаурядного человека пересеклась с судьбой их поселка. Дело в том, что рядом с приобретенной и реконструированной Исадской мельницей Вахрамеевы возвели большой господский дом, наверное, не случайно получивший в народе название Дачи – именно здесь семья Вахрамеевых отдыхала от городской суеты, проводила летние месяцы. Рядом с господским домом, на высоком береге реки Устье, был разведен липовый парк с двумя фонтанами и беседками. Есть все основания считать, что на Даче находилась и часть книжных богатств И.А.Вахрамеева – несколько лет назад сотрудники фонда редкой книги областной научной библиотеки им. Н.А.Некрасова обнаружили у жителей бывшей деревни Исады некоторые книги этой библиотеки, видимо, разошедшейся по рукам после революции.

В тридцатых годах Дачу приспособили под общежитие для рабочих Термозавода, тут же находился фельдшерский пункт и пионерская комната. Здесь жил первый семибратовский краевед Петр Александрович Сергеев с женой Евгенией Вениаминовной. Соседи вспоминали, что в свободное время она читала французские романы в оригинале. Можно предположить, что это были книги из библиотеки Вахрамеева, иначе трудно понять, как французские книги могли оказаться в захолустном Семибратове.

Сейчас вахрамеевская Дача и парк находятся в жалком, заброшенном состоянии: дом обветшал, фонтаны и беседки разрушены, деревья болеют и гниют. А между тем одна из страниц истории Дачи отмечена именем одного из самых уважаемых деятелей Русской православной церкви. В ярославской газете «Северный край» были опубликованы воспоминания внучатого племянника А.И.Вахрамеева – проживающего во Франции Варфоломея Александровича Вахрамеева, в детстве, в летние месяцы, гостившего в деревне Исады. В своих воспоминаниях он сообщил следующий, памятный для него факт:

«Расскажу запомнившееся мне посещение Исад группой высокопоставленных лиц по приглашению отца. В 1912 году из Ярославля в специальном вагоне, прицепленном к пассажирскому поезду Ярославль–Москва, прибыли генерал-губернатор Ярославля граф Д.Н.Татищев, архиепископ Ярославский и Ростовский Тихон (святейший Тихон – Патриарх Московский и всея Руси; архиепископ Ярославский и Ростовский в 1907–1913 годах) и викарные епископы: Рыбинский Селивестр и Угличский Иосиф. К этому приему мои родители специально готовились. Обед для гостей был дан отдельно от общего стола, а ужин сервирован общий на веранде (террасе, как у нас ее называли). Попутно у отца с гостями была деловая беседа.

Вечером губернатор уехал в город, а архиепископ Тихон и его спутники остались ночевать. На другой день утром я бегу по саду по направлению к дому (не помню, кто из братьев был тогда со мной), а навстречу идет владыка Тихон. Мы подошли поздороваться... Он погладил меня по голове и очень приветливо что-то мне сказал. Случай этот так запечатлелся в памяти, что я даже сейчас отчетливо помню то место в саду, где это произошло. Разумеется, что в этом факте ничего особенного не заключалось, но запомнился он мне как чисто субъективное впечатление, которое иногда с детских лет проносится человеком через всю жизнь. Я вспомнил об этом спустя тринадцать лет, когда в 1925 году подходил ко гробу Патриарха Тихона для прощания в одном из храмов Донского монастыря в Москве».

Действительно, ничего особенного в этом событии нет, но причастность Дачи к судьбе патриарха Тихона – в миру Василия Белавина, за «антисовесткую деятельность» привлеченного в 1922 году к судебной отвественности, придает ей особое, историческое значение.

главная | назад

Hosted by uCoz