Исследователь и собиратель русского фольклора А.Н.Афанасьев в 1870 году издал книгу «Русские детские сказки». В письме в Ярославль своему другу Е.И.Якушкину – сыну известного декабриста – он иронизировал по поводу того, что некоторые чиновники на местах объявили сказки вредными, не соответствующими требованиям нравственности. И спрашивал Якушкина: «Не прислать ли тебе про всякий случай десятка два-три экземпляров «Сказок»; может, и в Ярославле найдутся дети, которым отцы и матери не побоятся давать читать сказки». Нас интересуют всего лишь одна из напечатанных в книге Афанасьева сказка, поскольку история ее создания, вполне возможно, имеет отношение к местной истории. Итак, послушаем сказку «Семь Семионов»...
В одном месте у мужика было семь сынов, семь Семенов – все молодец молодца лучше, а такие лентяи – во всем свете поискать! Ничего не делали. Отец мучился, мучился с ними и повез к царю. Привозит туда, сдает всех в царскую службу. Царь поблагодарил его за таких молодцов и спросил, что они умеют делать.
– У самих спросите, ваше царское величество!
Царь наперво позвал большого Семена:
– Чего ты умеешь делать?
– Воровать, ваше царское величество.
– Ладно, мне такой человек на время надобен.
Позвал второго:
– А ты чего?
– Я умею ковать всякие дорогие вещи.
– Мне и такой человек надобен.
Позвал третьего, спрашивает:
– А ты чего умеешь делать?
– Я умею стрелять на лету птицу, ваше царское величество.
– Ладно! – спрашивает четвертого: – А ты чего?
– Если стрелец подстрелит птицу, я вместо собаки сплаваю за ней и притащу.
– Ладно! – говорит царь. – А ты чему маcтер? – спросил пятого.
– Я буду смотреть с высокого места во все царства и стану сказывать, где чего делается.
– Хорошо, хорошо!
Спросил шестого.
– Я знаю, как делать корабли: только тяп-ляп – у меня и будет корабль.
– Хорошо, а ты чего знаешь? – спросил царь седьмого.
– Я умею лечить людей.
– Ладно! – сказал царь и отпустил братьев.
Живут долго уже, царь и вздумал попытать одного Семена:
– Ну-ка, Семен, узнай, где чего делается?
Семен забился куда-то наверх, посмотрел по сторонам и рассказал:
– Тут то-то делается, там – то-то.
После сличили с газетами – точно так! Прошло опять много время; царь вздумал жениться на одной царевне, но как ее достать? И вспомнил семь Семенов, созвал их, дал службу: достать эту царевну. Дал им сколько-то солдат. Семены скоро собрались, все мастера – тяп да ляп, и сделали корабль. Сели и поплыли.
Подплывают под то царство, где была невеста-царевна; один посмотрел с высокого шеста, сказал, что царевна теперь одна – украсть можно; другой сковал какие-то самые дорогие вещи, и пошли с вором продавать. Только дошли – вор тотчас и украл царевну. Отсекли якоря, поплыли. Царевна видит, что ее везут, обернулась белой лебедью и полетела с корабля. Стрелец не оробел, схватил ружье, выстрелил и попал ей в левое крыло. Вместо собаки кинулся другой Семен, схватил лебедь на море и принес на корабль. Лебедь обернулась опять царевной, только левая рука у нее была подстрелена. Лекарь у них свой – тотчас руку у царевны вылечил.
Приехали к своему царству здоровы, благополучны, выстрелили из пушки. Царь услышал, и забыл уж про Семенов, – думает: что за корабль пришел там?
Кто-то сбегал ли, съездил ли; сколь скоро доложили царю о семи Семенах вместе с царской невестой. Он обрадовался Семеновым трудам, приказал встретить их с честью, с пушеечной пальбой, с барабанным боем. Только царевна не пошла за царя замуж: он уж был стар. Он ее и спросил, за кого она хочет выйти?
– За того, кто меня воровал!
А вор Сенька был бравый детина, царевне приглянулся. Царь, не говоря больше ни слова приказал их обвенчать; потом сам захотел на покой, Семена поставил на свое место, а братовей его сделал всех большими боярами…
В сказке упоминаются семь братьев, которых всех звали Семенами. Есть поселок Семибратово, в прямой видимости от которого находится деревня Семеновское. И есть «Сказка о семи Семионах – родных братьях». Сюжеты этих двух произведений очень схожи, но сказать, которое из них появилось раньше, трудно. Поэтому остается без ответа и другой вопрос – действительно ли Семибратово названо в честь братьев, упоминаемых и в сказке, и в легенде? Конечно, не очень-то приятно, что один из семи братьев, наших земляков, первым ответившим в сказке на вопрос царя, умел только воровать. Зато посмотрим, какими достоинствами обладали другие братья: второй был хорошим механиком, третий – охотником, четвертый – снабженцем, пятый – сборщиком информации, шестой – строителем, седьмой – врачом. Смех смехом, а получается почти полный социальный срез современного общества.