СЕКРЕТ ЯНТАРНОЙ КОМНАТЫ

На мой вопрос, значится ли в их картотеке затерянных сокровищ Янтарная комната, Марк ответил утвердительно. Я попросил рассказать о ней подробней, догадываясь, что он знает о ее судьбе больше, чем можно почерпнуть из газетных статей. Марк охотно откликнулся на мою просьбу:

– В 1701 году в честь своей коронации прусский король Фридрих Вильгельм Первый, бывший курфюст Бранденбургский, повелел отделать одну из комнат своего королевского дворца янтарными панелями. Так началась история «Бернштайнциммер» – Янтарной комнаты.

Эту необычную работу поручили датскому мастеру Готфриду Вольфраму, который привлек к ней опытных «янтарных дел мастеров» из Гданьска. Работа была кропотливая, трудоемкая и заняла несколько лет. Небольшие пластинки янтаря вырезали из цельных кусков, потом подгоняли их друг к другу по цвету и очертанию и тщательно приклеивали к основанию.

Всего таким образом облицевали янтарем пятьдесят квадратных метров панелей, причудливо украсили их гирляндами, вензелями, гербами. Четыреста оттенков янтаря использовали мастера при создании этой уникальной комнаты – от темно-желтого, почти черного, до лучисто-прозрачного. Не случайно ее красота буквально поразила Петра Первого, который знал цену и красоте, и мастерству. Увидев восхищение на лице русского царя, Фридрих сделал красивый жест – подарил Янтарную комнату Петру.

– С чего вдруг такая щедрость?

– Все объясняется очень просто – в то самое время Фридрих нуждался в помощи в войне против шведов, а мощная Россия в этом качестве была лучшим союзником.

– Значит, тут был вовсе не красивый жест, а тонкий дипломатический расчет, – поправил я Марка.

– Выходит, так. В сопровождении почетного эскорта детали Янтарной комнаты на санях отправили в Петербург, где они украсили одну из комнат Зимнего дворца. Уже при Екатерине Второй, в 1755 году, гвардейцы на руках, за две недели, перенесли «Бернштайнциммер» в Царское Село. Здесь под руководством знаменитого архитектора Бартоломео Растрелли Янтарную комнату установили в зале Екатерининского дворца, дополнив ее красоту зеркальными пилястрами, золоченой резьбой, мозаикой из разноцветной яшмы, хрустальными люстрами и настенными бра. Это было настоящее чудо света, в создании которого участвовали многие мастера, в том числе и русские умельцы. Посреди Янтарной комнаты возвышалась бронзовая скульптура «Фридрих Великий на коне». Сейчас от всей этой красоты только она и уцелела.

– Как же получилось, что такую ценность не смогли своевременно вывезти из Царского Села?

Марк ответил таким тоном, словно был причастен к печальной судьбе Янтарной комнаты:

– Пытались, но не успели. Когда я вплотную занялся историей Янтарной комнаты и стал внимательно следить за публикациями, связанными с ее судьбой, у меня создалось впечатление, что кто-то умышленно направляет поиски в разные стороны, чтобы увести от единственно верного. Ведь куда только не вели ее следы! Были сведения, что первоначально ее спрятали в горах Гарц, а потом, по личному распоряжению Гиммлера, переправили в глубь Германии. Есть свидетельство, что она хранилась в замке «Райнхардтсбрун», предназначенном под ставку Гитлера. Называют полигон «Ольга S 111», где находилась как бы запасная столица Германского рейха – будто бы Янтарная комната была доставлена туда из Веймара грузовиками швейцарского Красного Креста. 19 апреля 1945 года генерал Эйзенхауэр посетил этот полигон, ознакомился с хранящимися в подземельях произведениями искусств – и больше об этих сокровищах не промелькнуло ни слова. Наконец, появилась версия, что Янтарная комната спрятана в Чехословакии. В конце войны там стояла миллионная армия фельдмаршала фон Шернера, на которую фашисты возлагали свои последние надежды. Неподалеку от замка «Конопиште» был создан укрепрайон СС, под командный пункт глубоко под землей выстроили мощный бетонный бункер. Так вот, первого мая 1945 года туда прибыл эшелон, который сопровождал Отто Скорцени, пользующийся особым доверием Гитлера, выполнявший самые ответственные и секретные задания фюрера. Под руководством Скорцени эшелон разгрузили, ящики перевезли в укрепрайон СС, видимо, в то самое «волчье логово» фельдмаршала фон Шернера, которое до сих пор не удалось обнаружить.

– В этих ящиках вполне могли находиться фашистские архивы.

– Не спорю. Но вот что любопытно – в замке «Конопиште», где трижды побывал Скорцени, хранились древние книги, похищенные фашистами из нашей страны. Затем они исчезли оттуда. Возможно, книги и Янтарная комната, как захваченные в России культурные ценности, были спрятаны в одном и том же тайнике, находившемся в подземном бункере. В любом случае поиски Янтарной комнаты надо продолжать. В Германии их инициатором стал фермер Георг Штайн, проживающий под Гамбургом.

– Фермер? – переспросил я. – Что заставило фермера заниматься поисками Янтарной комнаты?

– Когда этот вопрос ему задали журналисты, он сказал, что необходимо преодолеть прошлое, устранить последствия войны, поэтому похищенные сокровища должны быть возвращены их законным владельцам.

Я поинтересовался, что удалось выяснить этому фермеру о судьбе Янтарной комнаты.

– По его мнению, часть Янтарной комнаты, упакованная в десять больших ящиков, захоронена в соляной шахте «Б» Виттекинд возле города Геттингена в Нижней Саксонии. Туда же были свезены и книги из Геттингенского университета, другие ценности. Осенью сорок пятого года из шахты извлекли несколько ящиков, но при невыясненных обстоятельствах у входа произошел взрыв.

– Видимо, его организовали те, кто хотел сохранить награбленные сокровища?

– Вполне возможно, но есть и другое предположение. Возле шахты фашисты устроили склад динамита, который хранился в вискозных мешках. Местные жители спускались за этими мешками с зажженными свечами, что и могло привести к взрыву. Ящики оказались погребенными, часть книг погибла в огне. Но Георг Штайн не успокоился, вынудил заниматься поисками Янтарной комнаты правительственные органы Германии. Настойчивый человек. И не из пугливых – несколько раз на него покушались. Вероятно, проводимые им поиски награбленного фашистами кому-то очень сильно действовали на нервы. Мы связались с ним, по нашему приглашению он побывал в Москве. Осталась магнитофонная запись нашего разговора, вот послушай...

Марк вынул из ящика письменного стола портативный магнитофон, вложил в него кассету и нажал кнопку. Раздался шорох магнитной ленты, приглушенный стук – и я услышал голос Марка:

«– Господин Штайн. Как вы пришли к поискам ценностей, пропавших в годы войны? Что послужило толчком для этих поисков?

Переводчица повторила вопрос по-немецки, в кабинете отчетливо раздался резкий голос Георга Штайна, потом опять звонкий голос переводчицы. Так я прослушал всё интервью.

– Никогда не думал, что стану почти профессиональным кладоискателем. Тут, как это часто бывает в жизни, решил случай. Я попал в автомобильную катастрофу и надолго оказался прикованным к больничной постели. В больнице мне в руки случайно попала статья о сокровищах, похищенных в годы войны Розенбергом и его бандой в России и других странах Европы. Меня поразил тот огромный ущерб, который был нанесен вашей культуре. Я решил, что мой долг честного немца – разыскать и постараться вернуть похищенное законным владельцам.

– С чего вы начали ваши поиски?

– Еще находясь в больнице, я связался с автором прочитанной мною статьи и издателем газеты «Цайт», в которой статья была опубликована. Они помогли мне установить контакт с людьми, причастными к архивам, а позднее и сами включились в поиски.

– Были ли на вашем пути какие-то непредвиденные трудности?

– К сожалению, не все мои соотечественники убеждены в том, что награбленное во время войны должно быть возвращено истинным хозяевам. Поэтому работать приходилось осторожно, тщательно скрывая истинную цель своих поисков. Впрочем, это не всегда удавалось.

– Вам угрожали?

– Всякое бывало. Поиски сокровищ я веду на свой страх и риск. Однако в стремлении восстановить попранную справедливость я не одинок, мне помогают журналисты, работники архивов. Большой удачей стало приобретение в США копий тридцати тысяч документов, рассказывающих о захваченных фашистами сокровищах. Так мне удалось собрать сведения о ценностях, вывезенных из Пскова и хранившихся в одном из замков Германии. Этот клад состоял из бокалов, чаш, крестов из серебра и золота, инкрустированных драгоценными камнями, старинных икон. Были в нем украшенные самоцветами церковные одежды, представляющие большую историческую и культурную ценность. Огромный интерес историков вызвали плащаницы, вышитые женами Ивана Грозного. Но найти сокровища оказалось не самым трудным – труднее было их вернуть законным владельцам.

– Противились владельцы замка?

– Да, они объявили мне настоящую войну. Но не это главное... Большую тревогу вызывает то обстоятельство, что некоторые произведения искусства, которые, согласно найденной мною документации, были вывезены в Германию, сейчас таинственным образом всплывают на художественных аукционах. К примеру, недавно один торговец антиквариатом за три миллиона долларов предлагал царский столовый сервиз. Покупателей на столь рискованный, занесенный во все каталоги товар не нашлось, но подобные случаи не единичны.

– Вы по-прежнему придерживаетесь версии, что Янтарная комната находится в шахте «Виттекинд»?

– После взрыва шахты, инициаторы которого, вероятно, знали, что хранится в недрах «Виттекинд», мне удалось найти новые сведения, которые подтверждают эту версию, но только отчасти. По имеющимся в настоящее время документам и свидетельствам очевидцев, Янтарная комната перед исчезновением из Кенигсберга была упакована в семьдесят больших ящиков, и ее общий вес равнялся девяти центнерам. В то же время другие архивные данные утверждают, что в момент взрыва в шахте находилось пятнадцать ящиков с янтарем, и лишь десять из них содержали части Янтарной комнаты. Их вес – около трех центнеров.

– Куда же делись остальные шестьдесят ящиков?

– Из собранных мною материалов можно сделать вывод, что основная часть Янтарной комнаты была спрятана в Кенигсберге»...

После этих слов Георга Штайна Марк выключил магнитофон и сказал.

– Недавно в немецком журнале «Штерн» было опубликовано сообщение, что Георга Штайна нашли мертвым в лесу.

Это известие поразило меня:

– Убийство?!

– По официальной версии местной полиции он покончил с собой. На его теле было обнаружено множество ран, рядом валялись скальпель, ножницы, ножи, которыми он, якобы, и убил себя.

– Странное самоубийство. Почему в лесу? Зачем такое количество холодного оружия? Что его толкнуло на это? – высыпал я на Марка целый ворох вопросов.

– Некоторые журналисты продолжают считать, что обстоятельства гибели Георга Штайна до конца не выяснены. Вполне возможно, это было убийство. Когда Георг Штайн приезжал в Москву, мы договорились, что он передаст нам свой архив, в котором собраны документы о Янтарной комнате и других ценностях, вывезенных из России в Германию. После его смерти архив исчез, мы думали – навсегда. Но оказалось, его успел выкупить известный на Западе коллекционер Эдуард фон Фальц-Фейн, мать которого – из древнего русского рода Епанчиных. Живет он в Лихтенштейне, но сохранил интерес и любовь к русской культуре, потому и подарил архив нам. Оказывается, Георг Штайн перед смертью разрабатывал и такую версию, что Янтарная комната была вывезена в Америку.

– Как она могла оказаться за океаном?

– У американцев во время войны тоже были команды специального назначения, которые занимались сбором художественных ценностей. В одном из гамбургских журналов Георг Штайн незадолго до гибели опубликовал список сокровищ, вывезенных в США. Однако мне американская версия судьбы Янтарной комнаты кажется сомнительной – в США есть закон, по которому похищенные в годы войны ценности должны быть возвращены их законным владельцам.

– Но Янтарная комната могла попасть в частное собрание.

– Более убедительной мне кажется версия, что Янтарная комната осталась в Кенигсберге.

– А как ты объяснишь самоубийство Георга Штайна?

– Возможно, многолетние безрезультатные поиски Янтарной комнаты завели его в тупик, из которого он не нашел иного выхода. Кроме того, как выяснилось сейчас, его преследовали кредиторы, травили недобитые нацисты, упрекавшие его в том, что он «продался русским».

– Действительно ли под Кенигсбергом был целый подземный город? – спросил я Марка, вспомнив где-то прочитанную публикацию об этом.

– Да, ходили такие слухи, будто в городе есть штольни, которые ведут к подземным заводам, где-то возведены даже подземные аэродромы. Но оказалось, всё это чистой воды домыслы.

– Почему? Ведь фашисты могли привлечь к работе тысячи пленных, осуществить любой, даже самый сумасбродный проект.

– В Кенигсберге о строительстве каких-то огромных подземелий не могло быть и речи – там болотистая местность, высоко расположены грунтовые воды. По этой же причине немцы даже бомбоубежища делали в городе насыпные.

– Выходит, в Кенигсберге вообще не было подземелий?

– Там имелась довольно-таки разветвленная ливневая канализация из труб, переходящих в некоторых местах в коридоры, выложенные из клинкерного кирпича. Однако тянутся такие коридоры всего на десятки метров. Кроме того, подвалы многих зданий соединяли трубы, через которые спасались, если рушился под обстрелом дом.

– Я читал о подземном тоннеле между Кенигсбергом и Пиллау, где была подземная пристань. Якобы фашистские генералы добирались до нее прямо в штабных машинах.

– Тоже из области фантастики – залив в Пиллау очень мелкий, для прохода судов необходимо делать искусственные фарватеры, поэтому подземную пристань сразу же обнаружили бы, – ответил Марк и спросил, почему я вдруг заинтересовался подземельями Кенигсберга.

– Янтарную комнату через Пиллау могли вывезти подводной лодкой, использовав тот самый подземный тоннель и подземную пристань.

– Версия о том, что Янтарная комната и сейчас находится в бывшем Кенигсберге, выглядит убедительней. Сохранилось письмо гаулейтера Восточной Пруссии Эриха Коха, датированное четвертым мартом 1945 года, в котором он выражал неудовольствие, что Янтарная комната до сих пор не эвакуирована. Девятого апреля комендант Кенигсбергской крепости генерал Лаш приказал гарнизону капитулировать, за что заочно был приговорен Гитлером к смерти. А Эрих Кох на ледоколе сбежал в Данию.

– А не мог он прихватить с собой Янтарную комнату, если так дорожил этим трофеем?

– Вряд ли тогда ему было до нее, лишь бы шкуру спасти... Спустя семь лет после окончания войны английская разведка выследила и арестовала Эриха Коха. Как военного преступника его передали Польше, где он был приговорен к смертной казни, которую впоследствии заменили пожизненным заключением. В тюрьме его спрашивали о Янтарной комнате, но каждый раз он давал разные показания: то она хранится в каком-то поместье на территории Восточной Пруссии, то осталась в Кенигсберге, то через Пиллау ее вывезли в Германию. Вероятно, эти противоречивые показания на то были и рассчитаны, чтобы окончательно запутать след Янтарной комнаты. А Эрих Кох как никто другой знал о ее судьбе. Именно он сразу после взятия Царского Села получил письмо с грифом «Совершенно секретно» следующего содержания, – Марк вынул из сейфа папку, бегло перелистал ее, нашел нужную бумагу и прочитал:

– «Уважаемый товарищ по партии Эрих Кох! Докладываю о выполнении операции «Янтарная комната». Ящики с янтарем доставлены из Царского Села на станцию Сиверская. Вместе с янтарем в Кенигсберг отправляются и другие сокровища Екатерининского дворца: царская посуда, наборный, из ценных пород дерева паркет, мебель из царских покоев: кресла, диваны, пуфики, столики и столы, отделанные бронзой...»

– Ничем не брезгали, подчистую мели, – сказал я, услышав про какие-то пуфики.

– Ошибаешься, – поправил меня Марк. – Отбирались самые ценные, уникальные вещи, причем к грабежу готовились заранее, знали, где и чем можно поживиться. Далее в письме сообщалось: «К сожалению, не удалось отыскать многое, что не было вывезено русскими из дворца, что было ими закопано, в том числе и двадцать пять ценнейших бронзовых скульптур из Концертного зала дворца...»

– Выходит, по плану грабили?

– Вот именно. Той же Янтарной комнате, наверное, было уже уготовано место где-нибудь в «Музее народов», который Гитлер задумал создать в своем родном городе Линце. Но перед этим она некоторое время находилась в Королевском замке Кенигсберга, где ее демонстрировали высокопоставленным посетителям.

– Наверное, вывезти ее из осажденного города было трудно, практически невозможно?

– Есть сразу несколько версий, каким образом немцам удалось вывезти Янтарную комнату из Кенигсберга. В январе сорок пятого года наши танкисты, вышедшие к Вислинскому заливу, увидели, как по льду движется санный обоз в сопровождении охраны. Танкисты открыли огонь, и обоз ушел на дно вместе со своим грузом. После пленные сообщили, что это, якобы, была Янтарная комната. По другой версии она находилась в гидросамолете, который наши штурмовики потопили около местечка Дьепп. Наконец, судьбу Янтарной комнаты связывают с гибелью немецкого транспорта «Вильгельм Густлов», потопленного нашим знаменитым подводником Маринеско, которого Гитлер объявил своим личным врагом. На «Вильгельме Густлове» вывозили экипажи около ста подводных лодок – по сути, весь цвет фашистского подводного флота. И почти все погибли. Но один из оставшихся в живых членов команды утверждал, что на борту транспорта был и другой ценный груз – Янтарная комната. Этот человек запомнил даже, в каким трюме те ящики находились. Затонул транспорт неподалеку от берега, на глубине шестьдесят метров, так что со временем, возможно, там тоже будут организованы поиски.

Однако «кенигсбергская» версия по-прежнему казалась мне убедительней. Марк согласился со мной:

– Судя по всему, Эрих Кох вел двойную игру: на словах обещая Гитлеру вывезти «Бернштайнциммер» в центральную Германию, он делал всё, чтобы оставить ее в Восточной Пруссии. С какой целью – другой вопрос, но факт остается фактом – Янтарная комната оставалась в Королевском замке до самого штурма Кенигсберга.

– А не могла она погибнуть во время штурма?

– Эта версия возникла сразу после окончания войны. Тогда в Кенигсберг была командирована группа советских специалистов, которая должна была отыскать и сохранить вывезенные из России музейные ценности. Возглавлял эту группу профессор Брюсов – брат поэта Валерия Брюсова. Ознакомившись с состоянием Королевского замка, он записал в своем дневнике следующее, – Марк опять раскрыл папку: – «Осмотр большой залы показал, что, к сожалению, и Янтарная комната, и мебель Кайзерлинга сгорели. Были найдены подвески от царскосельских дверей (медные), обгорелая резная лепка Янтарной комнаты, железные пластинки с винтами, которыми части комнаты были прикреплены к стенкам ящиков».

– Почему же поиски Янтарной комнаты продолжаются, если о ее гибели имеется такое авторитетное и категоричное заключение?

– Чтобы ответить на этот вопрос, следует остановиться еще на одной фигуре, непосредственно связанной с загадкой Янтарной комнаты, – это директор Прусского музея изобразительных искусств и хранитель Кенигсбергского янтарного собрания Альфред Роде. Как опытного искусствоведа, наша администрация в Кенигсберге привлекла его к работе в группе профессора Брюсова. Так вот, он подтвердил версию о том, что Янтарная комната погибла во время штурма Кенигсберга. Но однажды ночью его застали в уцелевшей комнате Королевского замка в то время, когда он уничтожал какие-то бумаги. Его задержали и выяснили, что эти бумаги взяты им из сейфа, вмурованного в стену. Альфред Роде объяснил, что это была его личная переписка, и его отпустили. Однако когда с помощью переводчика внимательно ознакомились с оставшимися документами, то обнаружили, что Роде прекрасно знает, где находится Янтарная комната. Бросились его искать, но было уже поздно – в немецкой больнице нашему командованию выдали справку, что Альфред Роде и его жена умерли от дизентерии.

– Думаешь, произошло убийство?

– Слушай дальше. Сразу после исчезновения Альфреда Роде кто-то сделал обыск в его квартире и перевернул там все вверх дном. Возможно, какие-то документы были изъяты, однако остался дневник Роде с вырванными страницами – записи кончались сообщением об упаковке Янтарной комнаты перед самым взятием Кенигсберга нашими войсками. Но среди документов, обнаруженных раньше, нашли письмо Альфреда Роде, адресованное Эриху Коху, где, в частности, было сказано: «Железные дороги перерезаны красными. Морем отправить не рискуем, оно активно контролируется противником. В воздухе постоянно висит авиация союзников. Даю государственную гарантию, что Янтарная комната хранится в достаточно надежном месте, в третьем ярусе бункера, вход замаскирован. Доктор фон Роде».

– Вся эта история выглядит, как лихо закрученный детективный сюжет.

– Вот именно! С некоторыми нюансами она фигурирует во многих, претендующих на серьезность публикациях, не говоря уже о художественных произведениях, посвященных Янтарной комнате.

– Ты хочешь сказать, что на самом деле этой истории не было?

– Тот же профессор Брюсов в своем дневнике никаких замурованных сейфов даже не упоминал, а рассказал, как в одной из комнат замка было обнаружено несколько уцелевших от огня документов, на которых стояла подпись Роде и часть которых относилась к предполагавшейся эвакуации Янтарной комнаты.

– Альфред Роде с женой действительно исчезли или это тоже выдумка?

– Нет, это произошло на самом деле, в декабре 1945 года, когда профессора Брюсова уже не было в Кенигсберге.

– Может, история с сейфом случилась после его отъезда?

– Или ее вовсе не было. Возможно, кто-то умышленно направляет поиски Янтарной комнаты в ложном направлении, в сторону от Кенигсберга. Тем выше вероятность того, что она там, в Королевском замке, и осталась...

Марк вынул из папки листок плотной серой бумаги, на котором от руки был нарисован план Королевского замка, представляющий собой замкнутый прямоугольник, внизу волнистой линией была помечена река Прегель. Из правого верхнего угла прямоугольника выступала обозначенная квадратом кирха. Чуть ниже ее – вход в замок. Внизу, к внутренней стороне этой стены, примыкал прямоугольник, обозначающий Янтарный музей. К нижнему левому углу замка была пририсована круглая башня. Между ней и Янтарным музеем стояла звездочка, обозначающая место, где демонстрировалась Янтарная комната.

Внутри двора замка, почти в самых углах, были изображены четыре небольших квадрата с обозначениями Б-1, Б-2, Б-3 и Б-4. На них и обратил мое внимание Марк:

– Здесь показаны подземные бункеры, два из которых – Б-1 и Б-2 – были взорваны фашистами. К существованию двух других, расположенных у Янтарного музея, участники раскопок на территории Королевского замка пришли логическим путем. Судя по находке входа в бункер Б-3, расположенного возле Янтарного музея, они не ошиблись. Альфред Роде писал Эриху Коху: «Янтарная комната хранится в достаточно надежном месте, в третьем ярусе бункера». Калининградские поисковики пришли к выводу, что вход был замаскирован направленным взрывом, который уложил стену здания Янтарного музея на то место, где находится бункер Б-3. Вот и объяснение, что такое «третий ярус».

Я спросил Марка, проводились ли раскопки в этом месте сразу после окончания войны.

– Нет, спешили поскорее избавиться от послевоенных руин.

– А в результате, не исключено, потеряли сокровище мирового значения, – в сердцах произнес я. – Сейчас такие раскопки возможны?

– После того, как обрушили развалины Королевского замка, холм, на котором он стоял, вырос на пять метров. Вот и представь, какую огромную работу надо провести, чтобы добраться до входа в бункер Б-3.

Вероятность такой грандиозной операции в ближайшее время показалась мне не реальной. Да и не было полной уверенности, что именно там находится Янтарная комната.

Марк показал мне целую папку газетных и журнальных вырезок, посвященных ее судьбе. Одни заголовки чего стоили: «Где искать Янтарную комнату?», «... И снова – тайна», «След опять ведет в Понарт», «След Янтарной комнаты?», «Хранят ли тайны подземелья?», «Продолжаются поиски Янтарной комнаты», «Смертоносный янтарь», «Найдутся ли сокровища?, «Янтарную комнату искали не там?», «Пробьется ли янтарный свет?», «Есть ли выход из янтарного лабиринта?».

Обилие вопросительных знаков красноречиво отражало сложность этой загадки отечественной истории, которая и впрямь представилась мне в виде головоломного янтарного лабиринта, из которого не только не было видно выхода, но к которому пристраивались все новые и новые коридоры, тоже ведущие в тупик. И вместе с тем эта тайна притягивала к себе как магнит, причем не только любителей острых ощущений, но и знатоков истории, настоящих ценителей культурного наследия – ведь в судьбе Янтарной комнаты своеобразно отразились Великая Отечественная война, екатерининская эпоха, история петровской России.

Кроме газетных вырезок в папке лежали ксерокопии журнальных статей. Я обратил внимание на одну из них, под заголовком «Тайники Третьего рейха», где красным карандашом был обведен следующий отрывков из этой объемистой статьи:

«Рано или поздно то, что находится в архивах и запасниках музеев, выплывает на белый свет. Но есть немало хранилищ, способных поглотить содержимое навсегда, как океанская пучина. Скажем, в Калининградской области недалеко от Балтийска (в прошлом – Пиллау) высится загадочное сооружение, нечто среднее между рукотворной горой и гробницей египетских фараонов. Никто сегодня не может ответить, когда эта гора была сооружена, с какой целью и что в ее чреве. По мнению военных инженеров, сооружение наверняка заминировано. В лучшем случае, конструкция его такова, что нарушение каких-либо пропорций способно вызвать обвал. К загадочной горе часто приезжают экскурсанты из ФРГ. В одной из таких групп оказался бывший военный. В то время как остальные туристы проявляли интерес к сооружению, он стоял чуть поодаль и улыбался. Всем присутствующим вдруг стало ясно, что бывший военный созерцает «гробницу ХХ века» не впервой, что ему о ней известно куда больше».

Не в этой ли таинственной «гробнице» и находится Янтарная комната?

Мне пора было возвращаться в Ярославль. На прощание Марк сказал:

– У меня будет к тебе просьба. В Костроме живет некто Арсеньев, который, как нам стало известно, участвовал в штурме Кенигсберга и интересуется судьбой Янтарной комнаты. Выясни, какой информацией он обладает. Если дело того стоит, я к нему позднее сам подъеду.

Я пообещал Марку выполнить его просьбу, и мы расстались.

главная | назад

Hosted by uCoz