МИФ О СОЦИАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕ –
ТО ЖЕ САМОЕ, ЧТО ВЕРА В КОММУНИЗМ

Как-то я спросил нескольких знакомых – в каком государстве мы живем? Ответы были разные: в капиталистическом, в буржуазном, в рыночном. Между тем в 7-й статье Конституции РФ записано следующее:

«Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих доступную жизнь и свободное развитие человека».

Таким образом, мы с вами живем в социальном государстве, но, как я убедился, не все знают об этом. Только один из опрошенных мною слышал об этой статье Конституции, но назвать наше государство социальным, как он признался, у него не повернулся язык. И я его прекрасно понимаю. Во втором пункте той же статьи сказано:

«В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

Читаешь эти высокопарные строки – и в памяти невольно всплывают сведения о реальном положении дел, которые ежедневно публикуются в независимых от власти средствах массовой информации: о катастрофическом сокращении продолжительности жизни россиян, об уровне безработицы, о которой вовсе не знали люди старшего поколения, о минимальной зарплате, на которую не проживешь, о миллионах беспризорных детей, о пенсионерах, которые не знают, как свести концы с концами, и о пособиях, которые больше похожи на подачки с барского стола.

А одновременно с этой информацией на память приходят сообщения о том, как с помощью криминальных структур разворовывается бывшая государственная собственность и вчерашние зеки становятся хозяевами судеб тысяч простых людей, о миллиардных (в долларах) дворцах и яхтах «новых русских», о том, как в ночных заведениях прожигают жизнь их отпрыски, которым не грозит призыв в армию и гарантированы места в самых престижных зарубежных университетах, о спецшколах, спецмагазинах и целых спецгородках для богатых, вроде пресловутой Рублевки. О каком же социальном государстве может идти речь, господа?

О том, как нынешняя власть в действительности относится к народу, красноречиво говорит реформа ЖКХ. Власть заявляет: «Цены на ЖКХ обоснованы и прошли экспертизу». На мгновение представим себе, что это заявление соответствует истине, хотя это и не так. Зададимся другим вопросом – обоснованы ли с позиции гуманности и просто здравого смысла пенсии и зарплаты простых тружеников? Прошли ли они экспертизу на тот предмет, что от них останется после оплаты услуг ЖКХ?

В Интернете нашел справку Ярославского статистического управления (РОССТАТ) о росте потребительских цен в январе 2006 года. На сахар цены выросли на 16,5 %. На уголь и дрова для населения – в 2,3 раза. На детские сады и ясли – на 20 %. На сжиженный газ – на 28,7 %. На электроэнергию – на 16,5 %. В 3 раза возросли услуги прачечных, на 70 % подорожала баня. В этом списке нет ни бриллиантов, ни изумрудов, ни золотых и платиновых изделий – речь идет о повышении цен именно на те услуги, которые вынуждены нести на своих плечах простые труженики и пенсионеры. А в придачу к этим щедрым «подаркам» от заботливой власти на 20 % выросли цены на ЖКХ. О какой же социальной защите можно говорить в этой ситуации?

7 ноября несколько поколений советских людей отмечало праздник Великой Октябрьской социалистической революции. Сегодня этот праздник отменили, видимо, рассчитывая, что у народа короткая память. Но это не так. Октябрь остался в памяти тех, кто сражался против фашизма, восстанавливал разрушенную страну, верил в провозглашенные революцией идеалы. Именно этих людей и хотелось бы поздравить с праздником, исключенным из календаря.

Сегодня «новые русские историки», появившиеся на свет следом за «новыми русскими хозяевами», называют Октябрьскую революцию не иначе, как большевистским переворотом. Можно по-разному относиться к этому событию, но нельзя так беззастенчиво жонглировать историческими понятиями. Переворот – это когда власть переходит от одной правящей группировки к другой, не затрагивая основ общественного строя, тогда как в октябре 1917 года в России произошло событие, в корне изменившее государственное устройство. Не признавать этого исторического факта – все равно, что не признавать Английскую буржуазную революцию или Великую французскую революцию. Но на эти понятия «новые русские историки» не замахиваются, для них главное – принизить историю России и лишить наших людей исторической памяти. Сегодня это низкое занятие высоко котируется и высоко оплачивается.

В 2001 году, лишившись финансовой помощи со стороны администрации Ярославской области, вышел последний номер литературно-исторического журнала «Русь», редакция которого находилась в Ростове Великом. Журнал изменил бы заявленной им объективности, если бы наряду с материалами, критически оценивающими роль и место Октябрьской революции в русской истории, не опубликовал в противовес противоположное мнение. Так, в № 1 «Руси» за 1998 год появился полемический очерк Константина Кузнецова «Октябрьская революция в зеркале истории». Пересказать его невозможно – его надо внимательно прочитать. А чтобы дать представление о характере очерка, предлагаю два отрывка, которыми автор начинает и завершает очерк.

«Выдающийся английский историк Эдвард Карр писал более сорока лет назад:

«Русская революция 1917 года была поворотным пунктом в истории человечества, и вполне вероятно, историки будущего назовут ее величайшим событием XX века. Они еще очень долго будут спорить и расходиться в оценках ее, как это было в свое время с Великой французской революцией. Одни будут прославлять русскую революцию как историческую веху в освобождении человечества от гнета, другие – проклинать как преступление и катастрофу».

Какие пророческие слова! Одного не мог предвидеть талантливый ученый, что эти споры и диаметрально противоположные оценки Октябрьской революции переместятся вовнутрь страны, где она произошла. Дискуссии на эту тему идут в России с конца 80-х – начала 90-х годов непрерывно, то затихая, то возрастая. И дело здесь не в том, что формула: «Кто владеет прошлым, тот владеет будущим», уже усвоена каждым человеком. Думается, что многие беды в нашей стране происходят оттого, что часть населения не знает и даже не желает знать своей истории, а, следовательно, не извлекает из нее уроков. Этому есть немало объяснений, но положения они не облегчают. Особенно тяжелая ситуация сложилась с историей Октябрьской революции…

Любая революция – чрезвычайный способ решения назревших проблем, и не все их последствия хороши для общества. Но хотелось бы напомнить слова французского историка Жюля Мишле: «Чувствительные люди, рыдающие над ужасами революции, уроните несколько слезинок и над ужасами, ее породившими». Именно об этом стали слишком часто забывать сегодня. Октябрьская революция представляла собой попытку прорваться к новой, неведомой общественно-экономической формации, к обетованной земле социализма. Увы, она не шла прямыми путями, как никогда не идут прямыми путями личная, внутренняя и международная жизнь. К тому же ее творили не святые, а люди, во многом «вылепленные» из вчерашнего рабства. Не случайно поэтому в истории советского этапа развития российского общества в единое целое сплелись: неоспоримые успехи индустриализации – и огромная социальная цена этих успехов; подлинный энтузиазм строителей социализма – и принудительный труд узников Гулага; социальные гарантии и социальная защищенность граждан (реальное право на труд, отдых, бесплатное лечение, образование) – и порой беззащитность перед произволом власти; превращение в кратчайший срок неграмотной России в страну с лучшей в мире системой народного просвещения, с самым читающим народом, с огромным научным, культурным потенциалом – и идеологический диктат, определенное ограничение свободы творчества в сфере науки и культуры; спасение мировой цивилизации от фашизма – и преступления сталинизма; братская дружба и взаимопомощь народов СССР – и репрессии по отношению к некоторым из них.

Октябрьская революция не привела к созданию процветающего демократического социализма в нашей стране. Но она была и навсегда останется великим историческим событием, несмотря на то, что мы переживаем сейчас период Реставрации, заставляющий вспомнить судьбу Французской революции. Но нет худа без добра – нынешняя Реставрация как бы реабилитирует революцию – точнее, основные, главные ее достижения – в глазах людей. Сколь бы вдохновенным, но в то же время и жертвенным не был путь Октября – он наш, и отрекаться от прошлого, унижаться перед иными образцами, заискивать перед заграницей в признании каких-то исторических ошибок – значит не уважать ни себя, ни предков своих. А ведь именно в преемственности и есть величие народа и страны. Как была выстрадана 80 лет назад Октябрьская революция, так и сегодня и впредь надо знать и ее цену, и ее значение».

В черновиках моего покойного сына Михаила нашел следующее короткое стихотворение:

Целиком согласен с сыном – социальное государство и власть тех, кто нажил богатства путем разграбления общенародной собственности, несовместимы. Вот потому опрошенные мною знакомые и не вспомнили, что живут в социальном государстве. А кто вспомнил, у того язык не повернулся сказать об этом...

главная | назад

Hosted by uCoz