О ДНЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ЕДИНСТВА И О ТОМ,
КОГДА МОСКВУ ОСВОБОДИЛИ ОТ ПОЛЯКОВ

День национального единства – так был назван учрежденный в 2005 году новый государственный праздник, который отмечается 4 ноября в честь освобождения Москвы от поляков в 1612 году. Всем понятно, что учреждение нового праздника было вызвано в первую очередь политическим мотивом – в сознании людей заменить им праздник 7 Ноября – годовщину Великой Октябрьской социалистической революции. А поскольку современная Россия перешла на рыночные отношения, то и в отношении праздников нынешняя власть соблюдает рыночный принцип: мы у вас забрали один праздник, но взамен сразу даем другой и почти в то же самое время. Вот по этому поводу – когда Москва была освобождена от интервентов – хотелось бы сделать существенное замечание.

В 1904 году в Санкт-Петербурге вышла книга известного историка Н.И.Костомарова «Смутное время Московского государства в начале XVII столетия». Следом за другими историками, в частности Соловьевым и Ключевским, Костомаров пишет, что «22 октября Трубецкой, стоявший станом на восточной стороне Китай-города, ударил на приступ. Голодные (поляки – Б.С.) не могли защищаться, и ушли в Кремль. Русские вошли в Китай-город».

Таким образом, 4 ноября – 22 октября по старому стилю – Москва вовсе не была освобождена от поляков – в руках у них еще оставался Кремль. Причем Кремль – не просто как крепость, а как символ российской государственности со всеми его атрибутами: главными храмами, историческими реликвиями и т. д. А Китай-город – всего лишь один из районов Москвы. В придачу, если верить Костомарову, освобожденный не земским войском, а казацкими отрядами князя Трубецкого.

Ни в коем случае нельзя преуменьшить роль в освобождении Москвы Минина и Пожарского – эти люди действительно достойны вечной признательности россиян. Однако, возлагая цветы к их памятнику на Красной площади 4 ноября, мы невольно нарушаем историческую корректность. Другое дело – если отмечать знаменательное событие освобождения Москвы от интервентов 7 ноября. Опять обратимся к Костомарову:

«25 октября отворились все ворота Кремля. Русские хотели ознаменовать вступление в свою столицу религиозной торжественностью. Земское войско собралось у Иоанна Милостивого на Арбате; войско Трубецкого – за Покровскими воротами. И оттуда, и отсюда пошли архимандриты, игумены, священники в облачении, с крестами и иконами, в Китай-город; за ними двигалось войско. Оба шествия сошлись в Китай-городе на Лобном месте. Здесь запели молебен… Соединившись, духовенство вошло в Кремль к Успенскому собору и там совершило литургию и благодарственный молебен».

Таким образом, и Русская православная церковь, и русское воинство отметили освобождение Москвы от интервентов не 22-го, а 25 октября, как это и соответствовало событиям. Почему же нынешняя российская власть решила переписать историю и объявить праздником не 7 ноября, как бы это должно быть, а 4 ноября? Ответ простой – тут опять верх одержал не здравый смысл, а политические соображения: ведь 7 ноября, как говорится в известном детском стихотворении, «красный день календаря». Видимо, посчитали, что нельзя в один день отмечать и социалистическую революцию, и освобождение Москвы от поляков – «как бы чего не вышло». Придут люди на праздничные митинги – и не поймешь, кто чего пришел отмечать, где «наши», а где «не наши». Между тем нет ничего крамольного в том, чтобы отмечать 7 ноября не только освобождение Москвы от польских интервентов, но и праздник в честь государства, разгромившего фашизм, причем во многом благодаря подлинному чувству национального единства.

Можно предположить, что новый праздник «привязали» к 4 ноября еще и потому, что на этот день приходится праздник Казанской Божьей матери. Но как это соотносится с многоконфессиональным составом России? Опять получается неувязка – мусульманам и представителям других религий как бы навязывают отмечать православный праздник.

В ситуации с учреждением нового праздника вызывает недоумение и другое. Вдумайтесь – при всей важности освобождения Москвы от поляков почти за 400 лет никому и в голову не приходило отмечать эту дату как государственный праздник. Почему? Возможно, потому, что в русской истории были и более значимые события, такие как избавление от ордынского ига или изгнание армии Наполеона, до этого покорившего всю Европу. На этом глобальном фоне поход на Москву, занятой польскими авантюристами, 10-ти тысячного русского войска представлялся событием значимым, но более скромным по своим масштабам. Конечно, в освобождении Москвы ополчение сыграло немалую роль, но нельзя забывать и о вкладе в победу казацких отрядов. Освобождение Москвы от поляков – это такое событие, в котором отразились все противоречия Смутного времени.

Обидно за освободителей Москвы, что о них вспомнили (да и то не обо всех), когда потребовалось выкинуть из календаря советский праздник. А в придачу привязали это событие к дате, не имеющей ни логического, ни исторического обоснования. По крайней мере, так следует из тех фактов, которые привел Костомаров. Обвинять его в некомпетентности не приходится. Скорее, не компетентны те, кто этот праздник привязал к 4 ноябрю. Исторические события – не шарики, которыми можно жонглировать на политической арене, чтобы угодить тем, кто платит. Угодишь – и окажешься в неловком положении.

И еще одно замечание. В День национального единства в этом году в Москве состоялось сразу несколько митингов различных политических сил. Спрашивается – что же это за праздник единства, если столичной милиции стоило большого труда, чтобы участники разных митингов не оказались лицом к лицу? Увы, это напоминает анекдот про непутевого Вовочку, который пришел с синяком под глазом со школьного Дня здоровья.

главная | назад

Hosted by uCoz