ПОСЛЕДНИЕ ПУБЛИКАЦИИ

КАКИМ МОЖЕТ БЫТЬ РОСТОВСКИЙ ЖУРНАЛ?

 

«Ростовский вестник», 3 июня 2008 г.

 

Как мне стало известно, новая администрация Ростовского муниципального района задумалась об издании в Ростове собственного журнала. Считаю, что если эта задумка трансформируется в конкретное решение, оно будет весьма разумным и своевременным.

Прошло семь лет, как вышел последний номер литературно-исторического журнала «Русь», редакция которого находилась в Ростове. За 10 лет существования журнала – 1991-2001 гг. – вышло свыше 30 номеров и около 20 книжных приложений. В лучшие годы своего существования из тиража в 10 тысяч номеров 9 тысяч распространялись по подписке. Среди подписчиков «Руси» были ведущие научные российские библиотеки, библиотека Конгресса США, практически все областные и краевые библиотеки России. Появление журнала приветствовали Патриарх Всея Руси Алексий Второй, писатели А.И.Солженицын и В.И.Белов, Правление Союза писателей России, ведущие центральные газеты: «Труд», «Известия», «Литературная газета», «Литературная Россия» и др.

«Название журнала и место его издания ко многому обязывают... А не включить ли Вам в темы современные болезни и нужды? Это ведь – тоже Русь», – писал из США А.И.Солженицын, которому редакция отправила несколько номеров журнала.

«Такому журналу надо помогать... Я убедился, что журнал несет в себе высокий нравственный заряд, направлен на духовное возрождение россиян, что очень важно в наше неспокойное время, когда остро необходимо умиротворение в обществе», – сказал, ознакомившись с содержанием «Руси», Патриарх Всея Руси Алексий Второй, когда посещал Ростов Великий.

«Журнал сразу обрел всероссийское лицо и значение, объединив вокруг себя широкую русскую элиту – писателей, историков, краеведов, журналистов, учителей, научных работников и просто умную читающую публику. Журнал стал заметным, в некотором роде – уникальным явлением в культурной и общественно-литературной жизни России», – такую высокую оценку получила «Русь» при обсуждении в Союзе писателей России.

Писатель В.И.Белов, во время моей поездки в Вологду ознакомившись с первым номером «Руси», предостерегал ни в коем случае не превращать «Русь» в очередной столичный журнал: «Это должен быть именно провинциальный журнал, издаваемый в самой глубинке России».

Журнал перестал существовать после того, как администрация Ярославской области неожиданно прекратила его финансирование. Обидно, что в то время Ростовская администрация не сделала ничего, чтобы попытаться спасти журнал, который работал на авторитет и имидж Ростова Великого. Хотелось бы надеяться, что у нового ростовского журнала будет более удачная судьба.

Однако сразу появляется опасение, что новому журналу не удастся занять достойное место среди множества прочих региональных журналов, если подойти к его созданию формально, без учета исторического аспекта и того факта, что в Ростове существовала «Русь», получившая общероссийскую известность. Древнему Ростову Великому, после «Руси», просто нельзя издавать журнал менее интересный по содержанию и беднее по полиграфическому исполнению.

Второе условие, при наличии устойчивого финансирования, выполнить легко, другое дело – разработать оригинальную концепцию журнала. И здесь, на мой взгляд, в первую очередь надо исходить из того, какое место занимает Ростов в русской истории. Долгое время Ростов называли Ростовом Ярославским – и в этом названии отражалось отношение к городу: скромному и незначительному в масштабах страны, всего лишь рядовому районному центру Ярославской области.

К сожалению, такое отношение к Ростову сохраняется и ныне. По крайней мере, на моей памяти все предыдущие ростовские администрации, похоже, разделяли мнение, что великая древняя история Ростова не имеет никакого отношения к его настоящему статусу. Это мнение, обидное и несправедливое для Ростова и ростовцев, в книге «Рассказы о ростовской истории» пытался опровергнуть мой покойный сын Михаил Сударушкин (1977-2001).Он доказывал, что свое название город получил по названию основавшего его племени росов-русов. Заявленная им связь слов и понятий Русь – Ростов – Россия представляется мне оптимальной для создания патриотического бренда Ростова.

Целиком разделяя позицию сына, в газете «Ростовский вестник» я опубликовал очерк «Здесь развилось и окрепло великорусское племя...». Известный журналист К.Случевский писал в 1885 году о Ростове и его месте в русской истории: «Значение Ростова в истории нашего северо-востока очень велико, здесь развилось и окрепло великорусское племя, это центр Суздальской земли, которая предшествовала Москве в понимании объединения и собирания разрозненных сил наших в одно великое целое».

В этом же очерке я изложил и другие доводы в защиту великого прошлого Ростова Великого и достойного отношения к его настоящему. Речь в очерке шла о разработке бренда Ростова, но эти же доводы, на мой взгляд, надо учитывать и при разработке концепции будущего ростовского журнала. Так, я предлагаю дать ему название «Русь – Ростов – Россия», которое сразу же расставляет всё по своим местам. Во-первых, это название отражает место Ростова в древней истории Руси. Во-вторых, оно напоминает о журнале-предшественнике «Русь». В-третьих, оно интересно и привлекательно для более широкого круга читателей, а не только для местных жителей, – нельзя забывать, что Ростов – город туристический, стоит на маршруте знаменитого Золотого кольца России.

Несомненно, журнал должен освещать современное состояние Ростова, его проблемы и достижения в промышленности, сельском хозяйстве, культуре, образовании, здравоохранении и т.д. Но при этом было бы непростительно не использовать наше богатейшее историческое наследие: уникальные памятники архитектуры, биографии замечательных земляков-ростовцев, переломные события русской истории, к которым был непосредственно причастен Ростовский край и ростовцы, созданные на Ростовской земле древние литературные произведения и их авторов: Марью Черниговскую, Епифания Премудрого, Димитрия Ростовского.

Было бы уместно переиздавать в журнале малоизвестные произведения ростовских краеведов: А.Я.Артынова, А.А.Титова, И.А.Морозова, Н.В.Чижикова, В.Ф.Мамонтова, П.А.Сергеева и др.

Каждая из заявленных здесь тем может стать разделом будущего журнала. При этом, чтобы подчеркнуть преемственность с «Русью», можно повторить названия некоторых его разделов, например, «Краеведческий изборник», «Литературная нива», «Былое и вечное». Родство с журналом «Русь» ни в коем случае не умалит имидж нового журнала, скорее наоборот. При цветной печати и на хорошей бумаге каждый номер может стать желанным и интересным не только для ростовцев, но для читателей всей России.

После закрытия журнала «Русь» остался его архив, в котором хранятся неопубликованные материалы. Было бы уместно и юридически законно (по наследственному праву) переиздать в журнале некоторые наиболее интересные материалы о ростовской истории, ранее опубликованные в «Руси», снабдив их теперь цветными иллюстрациями.

Еще одна опасность, которая может подстерегать новый журнал, это привлечение к его созданию людей случайных, которые способны языком рожь молоть, но не знают ни издательского, ни редакторского дела, никак не связаны с Ростовской землей, а потому не прониклись ни его историей, ни его современными заботами и проблемами. Опытные люди есть и в Ростове. Я уже не говорю о сотрудниках музея-заповедника «Ростовский Кремль», которые обладают уникальными историческими и краеведческими материалами и обязательно должны стать постоянными авторами нового журнала.

Приведу свои же слова из очерка «Здесь развилось и окрепло великорусское племя...»: «Негоже Ростову Великому, имея за спиной такое великое прошлое, механически копировать то, что сделали в других городах. Не будем забывать – здесь начиналась Россия. Тем более что в Ростове, слава Богу, есть опытные специалисты-музейщики, талантливые художники, эрудированная интеллигенция, заинтересованная общественность, которые вместе способны осуществить самый смелый и оригинальный проект».

Добавлю, что при действенной финансовой поддержке администрации Ростовского района можно создать добротный, своеобразный журнал, который может стать еще одной славной страницей истории Ростова Великого и активно работать на его настоящее и будущее.

В заключение должен сказать, что я ни в коем случае не навязываю свое мнение тем, кто будет решать вопрос о создании нового ростовского журнала, а просто делюсь мыслями, опираясь на более чем 30-летний опыт редакторской работы. Да и Ростов Великий очень многое значит в моей судьбе. Будет досадно, если хорошая задумка о создании журнала будет испорчена дилетантским исполнением. Ростов и ростовцы этого не заслужили. Честно говоря, после печально закончившейся истории «Руси», судьбу которого решили люди, далекие от литературы, меня не оставляет опасение, как бы с новым ростовским журналом не случилась старая российская беда: хотели как лучше, а получилось как всегда.

 

КОЛОНКА НА ТРОИХ

 

«Литературная газета», май 2008 г .

 

Так получилось, что, родившись в Ярославле, вот уже четверть века я живу в небольшом поселке Семибратово Ярославской области. На мое счастье, одновременно со мной здесь жили талантливые, незаурядные люди, знакомство с которыми не могло не найти отражения в моей литературной работе. В октябре этого года исполняется 100 лет со дня рождения Константина Григорьевича Брендючков – участника Великой Отечественной войны, узника Бухенвальда, члена Союза писателей России. К юбилею писателя, с которым был хорошо знаком, пишу о нем большой очерк «Писатель – узник Бухенвальда»: рассказываю о его жизни и творчестве, о судьбе литературного наследия, о людях, с которыми он общался и дружил. Думая о судьбе Константина Григорьевича, невольно вспоминаешь судьбы татарского поэта Муссы Джалиля, автора «Моабитской тетради», и чешского писателя Юлиуса Фучика, написавшего «Репортаж с петлей на шее». Оба погибли в фашистских застенках. В отличие от них Константину Григорьевичу выпала судьба пережить фашистский плен. Более скромно выглядит и его литературное наследие. Но я не знаю другого русского писателя, которому довелось бы пройти через такие же испытания и не только остаться в живых, но и оставить для потомков книгу «Дважды рожденные», написанную хотя и после освобождения из концлагеря, но выстраданную там, в Бухенвальде.

Одновременно с работой над этим очерком, который хочу опубликовать отдельной книгой, собираю материалы к расследованию истории жизни и творческой судьбы еще одного замечательного земляка – литературоведа и поэта Олега Пантелеймоновича Попова. В годы войны он спас от уничтожения национальную святыню России – домик-музей М.Ю.Лермонтова в Пятигорске. Несмотря на проявленное при этом мужество, он был осужден, провел десять лет в ГУЛАГе, документы о реабилитации пришли уже после его смерти. В 2001 году мне удалось издать его стихотворный сборник «Я жить хотел – как ветер над волной…», теперь собираю воспоминания о нем, делюсь собственными впечатлениями о знакомстве с ним. Есть задумка издать этот очерк «Выхожу один я на дорогу…» также небольшой отдельной книгой.

В 2006 году к моему 60-летию при содействии администрации Ярославской области была издана моя книга «Тайны Золотого кольца» тиражом всего 200 экземпляров. В очень сокращенном виде в книгу были включены ранее изданные мои исторические детективы «Секрет опричника, «Преступление в Слободе», «Исчезнувшее свидетельство» «Находится в розыске». С большим трудом удалось получить несколько авторских экземпляров, о гонораре вовсе не было речи. До этого тиражом 300 экземпляров при помощи спонсора удалось издать книгу «Потаенное и сокровенное», составленную из исторических и краеведческих очерков. Только что за свой счет очень маленьким тиражом издал книгу «Ярославцы и Ярославский край в русской истории», посвященную приближающемуся 1000-летию Ярославля. Конечно, хотелось бы в полном объеме издать упомянутые исторические детективы, но надежды мало. Поэтому в настоящее время готовлю их для включения в библиотеку Интернета.

Самую большую радость от встречи с новой книгой испытал, когда при содействии руководства Ассоциации тверских землячеств в лице В.М.Воробьева, В.Н.Кудрявцева и В.Л. Плёнкина вышел сборник краеведческих и поэтических работ моего покойного сына Михаила Сударушкина (1977–2001) – «Истории оборванные строки». В сборник включены ранее изданные отдельными книгами историко-краеведческие очерки «Путешествие к истокам», «Расследуя старинные преданья…», «Расстрелянное детство», «Рассказы о ростовской истории», «Путешествие во времени из Ростова в Ярославль», а также поэтический сборник «Жил, надеялся, любил», основу которого составила посмертная книга стихов «Эпитафия». Особую благодарность хотел бы выразить директору издательств «Седьмая буква», доктору культуроведческих наук Вячеславу Михайловичу Воробьеву, который бережно, с высокой литературной и издательской культурой подготовил этот сборник к печати и выпустил его в свет.

К сожалению, государство отвернулось от писателей, от конкретной помощи в издании книг. С большими усилиями приходится выпрашивать средства на типографские расходы у местных властей. Таким образом, издание некоммерческой литературы стало уделом героических одиночек, подвижников, которые заслуживают самых высоких слов благодарности.

 

ЧУДОМ УЦЕЛЕВШЕЕ НАСЛЕДИЕ

 

«Ростовский вестник», 1 апреля 2008 г.

 

Наша газета не раз обращалась к истории Кураковщины – целого региона Ростовского уезда, в который входило несколько сел и деревень, расположенных вокруг современного поселка Семибратово. Историей Кураковщины интересовался известный ростовский краевед А.А.Титов, в частности, он отмечал, что среди местных крестьян было много староверов, которые были очень трудолюбивы и жили богаче своих православных собратьев. Но тема куракинских староверов заслуживает отдельного разговора. Сегодня я предлагаю рассказ о своем знакомстве с историей старообрядческой церкви в селе Елохино, которой в этом году исполняется 100 лет.

 

В селе Елохино Некрасовского района Ярославской области стоит маленькая старообрядческую церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Ее предшественником был молитвенный дом, который по указанию местных церковных властей то открывали, то вновь закрывали. Когда в 1905 году вышел манифест о веротерпимости, прихожане обратились с просьбой о возведении храма, которая была удовлетворена. Строительство храма было завершено в 1908 году, его осветил архиепископ староверческой церкви Иоанн Московский и всея Руси. Здесь покоятся мощи Епископа Иринарха Лапшина, служившего в Елохине в конце XIX века. Ему предложили отречься от епископства, но он отказался, за что был отправлен в ссылку. В 1909 году по завещанию епископа его мощи были перенесены в Елохино, на его родину. Через несколько лет староверы стали почитать его как мученика, пострадавшего за Веру Христову.

Несколько лет назад при церкви возник небольшой церковный хор. И вся-то деревня – четыре избы, а хор образовался из грамотных молодых людей, знакомых с канонами церковного песнопения. Репертуар хора – старообрядческие церковные знаменные песнопения, когда поют не по нотам, а по знаменам, так называемым в просторечье «крюкам». Крюковое знаменное песнопение отражает догматические свойства старообрядческой церкви, в которой оно возникло. До сих пор, несмотря на снятие анафемы, между старообрядческой и господствующей патриаршей церковью никак не рухнет стена в обрядовом отношении.

Так получилось, что я познакомился с руководителем этого хора Кириллом Витушкиным, помогал ему в освоении азов издательской работы, в журнале «Русь» опубликовал его стихотворения. По просьбе Кирилла я написал вступительное слово и комментарии к старообрядческим песнопениям, с которыми хор выступил в 2001 году в Ярославском музее–заповеднике на фестивале хоровой и колокольной музыки «Преображение». Выступление самобытного хора вызвало искренний интерес слушателей.

«История старообрядческого Храма во имя Успения Пресвятой Богородицы села Елохино» – так называлась небольшая книжка, которая вышла в 2002 году. В ней братья Кирилл и Михаил Витушкины рассказали о своем деде – владыке Иоанне, в то время епископе Ярославской и Костромской старообрядческой церкви. Он родился в 1926 году в селе Елохино, в семье потомственных священников-старообрядцев. Затем семья переехала в Ярославль. Когда началась Великая Отечественная война, в школу, где он учился, из Ленинградской области эвакуировали Дновское железнодорожное училище, учащимся группы электросварщиков которой и стал будущий владыка. После окончания училища работал на заводе, строившем бронепоезда, выполнял самую ответственную – вертикальную и потолочную сварку. Имел благодарности, его портрет висел на Доске почета у заводской проходной. После смерти митрополита Московского и всея Руси архиепископа Алимпия, наш земляк некоторое время возглавлял Русскую православную старообрядческую церковь.

В заключение книги авторы писали: «Есть интересная задумка: поближе познакомить людей с историей старообрядчества Ярославского края и Костромского. В редакционный совет по возможному изданию книги входит Б.М.Сударушкин, член Союза писателей России, зам. главного редактора журнала «Русь». Наша цель состоит в том, чтобы, не касаясь богословских аспектов, не углубляясь в обрядовую сторону вопроса, ознакомить будущих читателей как с ранней историей вопроса, касающегося жизни старообрядцев Поволжья, так и более поздней».

В 2006 году книга вышла из печати, и теперь все, кто интересуется историей старообрядческой церкви, могут более подробно узнать о ярославских страницах этой истории.

В 2004–2007 гг. за счет финансирования из областного бюджета в Елохинском храме были проведены реставрационные работы, однако для сохранения отреставрированных интерьеров необходимо постоянное, газовое отопление, что связано с большими финансовыми затратами, неподъемными для местной староверческой общины, председателем которой является Кирилл Витушкин. Недавно в газете «Северный край» он опубликовал заметку «Газ – как SOS », где писал: «Очень хотелось, чтобы добрые люди оказали нашему храму и селу материальную поддержку, и тем самым оказали бы неоценимую помощь в спасении многих погибающих душ и окрестных деревень».

Было бы хорошо, если бы этот призыв услышали не только «добрые люди», но и новоизбранные депутаты Ярославской Думы, ведь храм в селе Елохино – чудом уцелевшее наследие нашей истории, культуры, традиции.

 

КАК РОССИЙСКИЕ «ДЕМОКРАТЫ» ОГРАБИЛИ «ДОРОГИХ РОССИЯН»

 

«Ростовский вестник», 6 ноября 2007 г .

 

Долгие годы я занимался изучением древней русской истории. Знакомство с ней и увлекательно, и поучительно, однако в последнее время меня всё чаще стала интересовать более близкая история. В частности, трагическая гибель великого и мощного государства – Советского Союза, впервые поставившего решение социальных проблем на первое место и избавившего мир от фашистской угрозы. Кто инициировал его развал? Как за короткое время появились миллиардные состояния олигархов и миллионы ограбленных «дорогих россиян»? Помните – так любил обращаться к народу Ельцин. А в это самое время «дорогих россиян» грабили люди из его ближайшего окружения.

У русских людей есть одна черта – быстро забывать обиды и прощать своих обидчиков. Наверное, в отдельном человеке это качество выглядит привлекательно, но хуже, когда им страдает целый народ. Хуже для него же самого, потому что безмолвие народа провоцирует власть на новые беззакония. Тем важнее знать и помнить, кто и каким образом развалил наше общее государство, разграбил наше всенародное достояние. Сегодня, когда вчерашние волки рядятся в «демократические» овечьи шкуры, для будущего России очень важно знать – кто есть кто? Каким путем эта «невинная» овечка обрела фантастические капиталы и неограниченную власть? Как огромные природные ресурсы страны – нефть, газ, лес, за которые проливали кровь солдаты Великой Отечественной, оказались в руках кучки проходимцев?

На эти и другие острые вопросы я искал ответы в средствах массовой информации, но поскольку в своем большинстве они находятся под контролем власти, больше получал дезинформации. А хотелось услышать правду, причем от человека, который знает ситуацию не понаслышке. И тут мне повезло…

Я познакомился с интересным и очень осведомленным человеком – Александром Дмитриевичем Куликовым, депутатом Государственной Думы второго и третьего созывов, где возглавлял комиссию Госдумы по борьбе с коррупцией в органах государственной власти. Как председатель рабочей депутатской группы по взаимодействию с Генеральной прокуратурой, он тесно работал с известным, ныне покойным журналистом Ю.П.Щекочихиным, заместителем Генерального прокурора В.И.Колесниковым. Как заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности сотрудничал с бывшим министром внутренних дел А.С.Куликовым, председателем Комитета А.И.Гуровым и другими известными лицами. Это были люди разных политических убеждений, но объединенные в то время единой целью – искоренить коррупцию в корне. Некоторые в дальнейшем приспособились к власти. Ю.П.Щекочихин ушел из жизни несломленным. Александр Дмитриевич Куликов продолжает борьбу с коррупцией в новых, еще более жестких условиях, когда партия власти делает всё возможное и невозможное, чтобы оградить наиболее крупных коррупционеров от заслуженного наказания.

Первый мой вопрос был о том, как, в каких условиях создавалась Комиссия по борьбе с коррупцией и что она успела сделать.

– Мы, депутаты Госдумы второго созыва, находились под шокирующим впечатлением от размаха преступности в стране, ее организованных форм, от коррупции во властных органах. Уровень беззакония власти и незащищенности рядового человека от криминала поражал своей масштабностью. Правоохранительная система страны, казалось, занимается лишь фиксацией преступлений, особенно корыстной направленности. По инициативе фракции коммунистов и была образована Государственной Думой комиссия по проверке участия в коррупционной деятельности высших должностных лиц Российской Федерации. Комиссия заставила считаться с собой и политиков, и правоохранительные органы. Список проверенных нами действующих руководителей государства, высших должностных лиц, олигархов говорит сам за себя: Черномырдин, Кириенко, Гайдар, Федоров, Немцов, Вавилов, Лифшиц, Кох, Чубайс, Березовский, Аксененко, Франк, Артюхов, А.Лебедев, Дерипаска, Адамов, Ельцин и еще многие другие, включая губернаторскую вертикаль регионов России.

– Результатом явилось не только отстранение от должностей отдельных чиновников, но и более сотни возбужденных уголовных дел против мздоимцев всех мастей.

– Но ведь сегодня ситуация в стране, кажется, изменилась к лучшему?

– Такие разговоры я уже слышал. Сразу огорчу приверженцев партии власти, особенно молодежь и интеллигенцию, – нынешняя гвардия политической элиты страны и регионов во главе с питерскими ребятами имеет еще большие аппетиты, чем ельцинские мальчики в коротких штанишках – так их называл Хасбулатов. Достаточно сказать, что сегодня удельный вес коррумпированной экономики России на порядок выше, чем в бытность записных «демократов» Собчака и Ельцина. За последние шесть лет ее объем увеличился с 33 миллиардов долларов в 2001 году до 316 миллиардов, составив почти половину официального объема валового внутреннего продукта страны. В этот же период по самым скромным оценкам из России вывезено более 500 миллиардов долларов. И это происходило и продолжается на фоне агонизирующего реального сектора экономики, полуживого сельского хозяйства, задыхающегося от отсутствия финансовых средств, продолжающегося вымирания народа. Такова официальная статистика последнего года, а с ней не поспоришь. Боюсь, что на самом деле ситуация выглядит еще хуже.

– Насколько я знаю, комиссия по борьбе с коррупцией существует в составе и нынешней Госдумы. Куда же она смотрит?

– В ныне действующей комиссии Государственной Думы, образованной депутатами «Единой России», все принципиальные, конкретные направления работы выхолощены. Основной упор делается на нормотворчество. А это совсем не то, что повседневная, достаточно опасная работа по разоблачению высокопоставленных аферистов и мошенников. Комиссия утратила свое первоначальное предназначение. Из депутатского, общественного контрольного органа, стоящего на позициях безусловного соблюдения законности высшими должностными лицами государства и правоохранительных органов, она превратилась в соглашательский, компромиссный орган, практически лишилась права депутатского расследования по злободневным материалам в сфере борьбы с коррупцией, с преступностью в России.

– Госдума приняла внесенный президентом законопроект о парламентском расследовании. Что вы о нем скажете?

– По этому закону даже чиновника мэрии не проверишь, он оказался полностью недееспособным. Короче говоря, чтобы случайно не задеть «своих», вместо реальной борьбы с коррупцией создается ее видимость. И разворовывание России продолжается. Но первое звено преступной цепи там, в начале 90-х годов. Надо вытаскивать на свет всю цепь, иначе ей не будет конца…

Слушая Александра Дмитриевича, я все больше убеждался в том, что если в Государственной Думе нового созыва не будет сильной, реальной оппозиции партии власти, то коррупция будет процветать и в дальнейшем. Бесконтрольность порождает и нравственный, и политический беспредел, от которого в первую очередь всегда страдает простой народ.

 

О ЧЕМ Я СПРОСИЛ БЫ ПРЕЗИДЕНТА…

 

«Ростовский вестник», 6 ноябрь 2007 г.

 

25 октября Президент РФ отвечал на вопросы рядовых россиян. Всего было задано свыше 2-х миллионов вопросов, почти за 3 часа Президент успел ответить только на 50 из них, что составляет 1/40000 часть обращений. Если эту цифру перевести в проценты, то цифра будет выглядеть еще более мизерной, очень близкой к нулю. Однако это обстоятельство не помешало нашим средствам массовой информации осветить проведенное мероприятие чуть ли не как главное событие года.

Если бы я поверил, что Президент мне ответит, то задал бы ему следующий вопрос:

– В западных странах, на демократические традиции которых нас постоянно ориентируют, считается признаком плохого тона, неуклюжего чинопочитания и угодничества вешать в чиновничьих кабинетах портреты действующих глав государств. В связи с эти меня интересует, как Вы относитесь к тому, что в кабинетах практически всех российских чиновников – от глав сельских поселений до столичных сановников – висят Ваши портреты, причем зачастую они висят на тех же гвоздях, на которых до этого висели портреты генеральных секретарей КПСС?

 

В КРАЕВЕДЕНИИ ПОЯВЛЯЮТСЯ НОВЫЕ ИМЕНА

 

«Ростовский вестник», 5 июня 2007 г.

 

Сложилось устойчивое представление, что краеведением, в основном, занимаются люди пожилые, пенсионного возраста, склонные к тихому уединенному труду. Но, нет правил без исключений…

Олег Непоспехов родился в 1986 году в Красноярске, а через год семья переехала в поселок Семибратово Ростовского района Ярославской области, ставший для него по-настоящему родным. Здесь он закончил 9 классов Семибратовской средней школы и перевелся в Ростовскую гимназию – в класс с гуманитарным уклоном. К тому времени уже окончательно определился интерес Олега к краеведению. Кажется, этому интересу способствовало все вокруг: и былинная, во многом недосказанная история Семибратова, и самый древний в поселке дом на берегу реки Устье, в котором поселилась семья, и старинный парк рядом, на другом краю которого, в бывшем доме купцов Вахромеевых, некогда проживал первый семибратовский краевед П.А. Сергеев. В общем, как выразился один дореволюционный ростовский краевед, «вся эта местность полна историческими воспоминаниями».

К увлечению прошлым родного края Олега приохотила мать – Юлия Викторовна, работавшая в здании бывшей Вахромеевской мельницы – старейшего предприятия Семибратова. К серьезному занятию краеведением его приобщила учительница Семибратовской средней школы Марина Станиславовна Моторова, ставшая его первым научным руководителем. Интерес к краеведению еще больше усилило тесное знакомство и дружба с местным краеведом и художником Юрием Петровичем Парамоновым, с краеведом и поэтом Михаилом Борисовичем Сударушкиным (1977-2001), который так написал о нем в одной из своих последних краеведческих работ:

«При закрытии завода древесноволокнистых плит в бывшей деревне Исады, где жил и работал П.А. Сергеев, кем-то из руководства был брошен клич разобрать на растопку архив предприятия. Нашелся только один человек, который понял, что происходит нечто несуразное, и начал перетаскивать к себе домой то, что еще не было уничтожено. Этот человек – ученик Семибратовской средней школы Олег Непоспехов. Среди спасенных им архивных документов оказалось личное дело П.А.Сергеева. Олег Непоспехов, и ранее увлекавшийся краеведением, стал автором первого очерка о жизни и творчестве Петра Александровича, опубликованного в ростовском краеведческом сборнике. При этом начинающий краевед проявил яркие способности собирателя и исследователя краеведческих материалов: работал в архиве, встречался с теми, кто знал П.А. Сергеева, знакомился с его публикациями в газетах, тщательно осмысливал прочитанное и услышанное. В результате появился очерк, наполненный не только биографической информацией, но и согретый душевным теплом автора, каким и должен быть настоящий краеведческий материал…Но главным мне представляется другое: что в истории семибратовского краеведения появляются новые имена, что эстафета, которую начали первые местные летописцы, продолжается. А бережно сохраняя прошлое, построим и достойное будущее».

Очерк о жизни и творчестве П.А.Сергеева стал первой серьезной краеведческой работой Олега Непоспехова. С увлечением занимался в школьном краеведческом кружке, стал лауреатом Всероссийского туристско-краеведческого движения «Отечество» ( 2000 г .) в секции «Земляки» и Всероссийской олимпиады по школьному краеведению в секции «Военная история» ( 2002 г .), неоднократно побеждал на районных и областных краеведческих и исторических олимпиадах. При этом Олег считает, что сам ничего бы не достиг, если бы не помощь школьной учительницы М.С.Моторовой, научных сотрудников Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль» И.В.Сагнака и Е.И.Крестьяниновой, преподавателей Ростовской гимназии Е.Н. Шевкопляс и Е.Ю.Шлепаковой, работников Ростовского филиала Государственного архива Ярославской области, музейного архива и библиотеки.

Но даже самая плодотворная краеведческая работа приобретает настоящую ценность только после того, как ее содержание донесено до всех, кто интересуется историей родного края, то есть после ее публикации. Работа Олега, посвященная творчеству П.А. Сергеева, сначала была опубликована в научном сборнике Ростовского музея-заповедника «История и культура Ростовской земли» ( 1999 г .), очерк о следующем семибратовском краеведе В.Ф. Мамонтове – в газете «Большая перемена». Очерк о жизни и творчестве М.Б. Сударушкина занял особое место в его краеведческой работе – здесь личные воспоминания соседствуют с серьезным исследованием всего, что успел сделать в краеведении так рано ушедший из жизни его старший друг и учитель.

В послесловии к книге «Семибратовские летописцы» я писал: «Уверен, что это только начало краеведческой деятельности Олега Непоспехова, а первая книга поможет ему обрести уверенность, вдохновит на будущую работу. Вспоминается известное и мудрое выражение: «Талантам надо помогать, бездарности пробьются сами». В связи с этим хотелось бы выразить искреннюю благодарность Генеральному директору ЗАО «Кондор-Эко» Льву Валентиновичу Чекалову за помощь в издании первой книги Олега Непоспехова «Семибратовские летописцы». Это замечательно, когда земляки добрым словом поминают ушедших земляков и помогают тем, кто продолжает их дело».

В своем предположении, что Олег не оставит занятие краеведением, я не ошибся. Поступив на исторический факультет Ярославского государственного университета, он занялся этой работой еще более целеустремленно и вдумчиво. Так, им был написан «Семибратовский топонимический словарь», отдельные материалы которого публиковались в газете «Дорогое мое Семибратово». В настоящее время собирает материалы об истории старообрядчества на ростовской земле, продолжает регулярно печататься на страницах семибратовской газеты. Всё это свидетельствует о том, что в семибратовском краеведении появилось новое имя – Олег Непоспехов, который успешно продолжает дело первых семибратовских летописцев.

 

СЕМЬ БРАТЬЕВ-СБРОДИЧЕЙ ИЗ СКАЗКИ И ИЗ ЛЕГЕНДЫ

 

«Ростовский вестник», 2 мая 2007 г.

 

Исследователь и собиратель русского фольклора А.Н.Афанасьев в 1870 году издал книгу «Русские детские сказки». В письме в Ярославль своему другу Е.И.Якушкину – сыну известного декабриста – он писал, что цензор вымарал в сборнике слова «жеребец», «кобыла» «кобель» и заменил их словами «лошадь», «собака».

«Цензура решительно не дозволяет детям иметь понятий о различии полов в животном царстве, – писал Афанасьев, иронизируя по поводу того, что некоторые чиновники на местах объявили сказки вредными, не соответствующими требованиям нравственности. И спрашивал Якушкина: «Не прислать ли тебе про всякий случай десятка два–три экземпляров «Сказок»; может, и в Ярославле найдутся дети, которым отцы и матери не побоятся давать читать сказки».

Сегодня нас интересуют всего лишь одна из напечатанных в книге Афанасьева сказка, поскольку история ее создания, вполне возможно, имеет отношение к местной истории. Итак, послушаем сказку «Семь Симеонов»…

“В одном месте у мужика было семь сынов, семь Семенов – все молодец молодца лучше, а такие лентяи – во всем свете поискать! Ничего не делали. Отец мучился, мучился с ними и повез к царю. Привозит туда, сдает всех в царскую службу. Царь поблагодарил его за таких молодцов и спросил, что они умеют делать.

– У самих спросите, ваше царское величество!

Царь наперво позвал большого Семена:

– Чего ты умеешь делать?

– Воровать, ваше царское величество.

Ладно, мне такой человек на время надобен.

Позвал второго:

– А ты чего?

– Я умею ковать всякие дорогие вещи.

– Мне и такой человек надобен.

Позвал третьего, спрашивает:

– А ты чего умеешь делать?

– Я умею стрелять на лету птицу, ваше царское величество.

– Ладно! – спрашивает четвертого: – А ты чего?

– Если стрелец подстрелит птицу, я вместо собаки сплаваю за ней и притащу.

– Ладно! – говорит царь. – А ты чему мастер? – спросил пятого.

– Я буду смотреть с высокого места во все царства и стану сказывать, где чего делается.

– Хорошо, хорошо!

Спросил шестого.

– Я знаю, как делать корабли: только тяп-ляп – у меня и будет корабль.

– Хорошо, а ты чего знаешь? – спросил царь седьмого.

Я умею лечить людей.

– Ладно! – сказал царь и отпустил братьев.

Живут долго уже, царь и вздумал попытать одного Семена:

– Ну-ка, Семен, узнай, где чего делается?

Семен забился куда-то наверх, посмотрел по сторонам и рассказал:

– Тут то-то делается, там – то-то.

После сличили с газетами – точно так!

Прошло опять много время; царь вздумал жениться на одной царевне, но как ее достать? Не знает, некого послать! И вспомнил семь Семенов, созвал их, дал службу: достать эту царевну. Дал им сколько-то солдат. Семены скоро собрались, все мастера – тяп да ляп, и сделали корабль. Сели и поплыли.

Подплывают под то царство, где была невеста-царевна; один посмотрел с высокого шеста, сказал, что царевна теперь одна – украсть можно; другой сковал какие-то самые дорогие вещи, и пошли с вором продавать. Только дошли – вор тотчас и украл царевну. Отсекли якоря, поплыли. Царевна видит, что ее везут, обернулась белой лебедью и полетела с корабля. Стрелец не оробел, схватил ружье, выстрелил и попал ей в левое крыло. Вместо собаки кинулся другой Семен, схватил лебедь на море и принес на корабль. Лебедь обернулась опять царевной, только левая рука у нее была подстрелена. Лекарь у них свой – тотчас руку у царевны вылечил.

Приехали к своему царству здоровы, благополучны, выстрелили из пушки. Царь услышал, и забыл уж про Семенов, – думает: что за корабль пришел там?

Кто-то сбегал ли, съездил ли; сколь скоро доложили царю о семи Семенах вместе с царской невестой. Он обрадовался Семеновым трудам, приказал встретить их с честью, с пушечной пальбой, с барабанным боем. Только царевна не пошла за царя замуж: он уж был стар. Он ее и спросил, за кого она хочет выйти?

Царевна говорит:

– За того, кто меня воровал!

А вор Сенька был бравый детина, царевне приглянулся.

Царь, не говоря больше ни слова, приказал их обвенчать; потом сам захотел на покой, Семена поставил на свое место, а братовей его сделал всех большими боярами”.

Итак, в сказке упоминаются семь братьев, которых всех звали Семенами. И есть поселок Семибратово, в прямой видимости от которого находится деревня Семеновское. Конечно, можно сказать, что это простое совпадение. Но вот что любопытно. В 1967 году в ростовской районной газете появилась публикация сотрудника Ростовского музея В.Пуцко «Из древних ростовских преданий», во вступлении к которой было сказано следующее:

«Среди местного населения в былые времена большой популярностью пользовалась легенда, известная под названием «Сказания о братьях-сбродичах» или «Сказки о семи Симеонах – родных братьях», которая проникла даже в русские народные сказки».

И ниже был приведен текст этого предания. В нем рассказывалось о том, как Василий Шемяка полюбил дочь ростовского князя Семена Голенина Феодору, но отец отдал ее замуж за более родовитого жениха – князя Ивана Брюхатого. Узнав об этом, Шемяка обратился за помощью к князю Дмитрию Приимкову. Читаем далее:

«Шемяка стал ждать. А Приимков тем временем отправился к семи братьям-сбродичам, жившим в своей вотчине «Сбродичев терем» на берегу реки Устье. Сбродичи всем были известны своей силой, удалью, разбоями, умением обмануть всякого, а слава об их подвигах и проделках выходила за пределы Ростовской земли. Старый князь потребовал от братьев добыть для Шемяки княжну Феодору. Сбродичи вызвались помочь князю Василию Шемяке и немедленно приступили к делу».

Короче говоря, братья хитростью выкрали красавицу и доставили ее Шемяке. (Полный текст предания и комментарий к нему можно найти на сайте М.Сударушкина в Интернете: www.sudar-mb.narod.ru)

Как видим, сюжеты этих двух произведений народного творчества очень схожи, но которое из них появилось раньше – трудно сказать определенно. Поэтому остается без ответа и другой вопрос – действительно ли поселок Семибратово назван в честь братьев, упоминаемых и в сказке, и в легенде? Конечно, не очень-то приятно, что один из семи братьев, наших земляков, первым ответившим в сказке на вопрос царя, умел только воровать. Но что поделаешь! Зато посмотрите, какими достоинствами обладали другие братья: второй был хорошим механиком, третий – охотником, четвертый – снабженцем, пятый – сборщиком информации, шестой – строителем, пятый – врачом.

Смех смехом, а получается почти полный социальный срез современного семибратовского общества. А то, что царь отдал власть тому из братьев, который умел только воровать, тоже, к сожалению, весьма соответствует современной российской действительности и семибратовцы тут абсолютно не при чем.

 

«ЗДЕСЬ РАЗВИЛОСЬ И ОКРЕПЛО ВЕЛИКОРУССКОЕ ПЛЕМЯ…»

 

«Ростовский вестник», 3 апреля 2007 г.

 

С удовольствием прочитал в «Ростовском вестнике» за 6 марта 2007 г . статью депутата Муниципального совета Ростова А.Н.Фрязимова «Возродим величие Ростова», в которой он предлагает на обсуждение «общественно-социальный проект «Мой родной город», направленный на развитие гражданских инициатив, благоустройство нашего города и возвращение ему былого величия». Проект состоит из трех частей: создание патриотического бренда Ростова Великого «Алеша Попович – былинный богатырь земли Ростовской»; благоустройство территории Ростова Великого; создание фонда общественных сообществ.

Это замечательно, что депутаты, наконец-то, задумались не только о текущих заботах города, но и о том, как поднять престиж Ростова Великого, вернуть ему былую славу одного из центров духовной и культурной жизни России.

В конце статьи автор обращается к читателям газеты высказать свои мнения и предложения, что я хочу сделать по поводу первой части предлагаемого проекта – создание патриотического бренда Ростова Великого «Алеша Попович – былинный богатырь земли Ростовской». Эту часть проекта А.Н.Фрязимов обосновывает, по его словам, «по аналогичным, успешно реализованным проектам: «Великий Устюг – родина Деда Мороза», «Мышкин – город мыши», «Муром – родина Ильи Муромца»».

Действительно, бренды этих городов выбраны весьма удачно, однако, при всем моем уважении к истории перечисленных древних городов, вынужден заметить, что других брендов у них просто не могло быть в силу исторических реалий. Другое дело – Ростов Великий, историю которого, без соблюдения исторической справедливости, просто невозможно вместить в узкий бренд «Алеша Попович – былинный богатырь земли Ростовской». Чтобы доказать это положение, достаточно перелистать страницы ростовской истории, вспомнить замечательных ростовцев: князя Константина, основавшего Григорьевский затвор – первое учебное заведение в центре Руси; героически погибшего после Ситской битвы князя Василько; его жену Марью Черниговскую – первую женщину-летописца; учившихся в Григорьевском затворе первого русского профессионального писателя Епифания Премудрого и просветителя Стефана Пермского; выдающихся деятелей Русской православной церкви Сергия Радонежского и Дмитрия Ростовского, многих других выдающихся ростовцев, а также напомнить некоторые события далекого прошлого Ростова Великого, ставшие важными страницами отечественной истории и культуры. «По большому счету. Ростовский край можно назвать родиной великорусской литературы, начало которой было положено преданиями, житиями, летописями, первыми авторскими произведениями, составляющими золотой фонд древнерусской культуры», – писал мой сын Михаил в книге «Рассказы о ростовской истории». Здесь же он высказал предположение, что именно «на берегу светлого озера Неро начало образовываться наше Отечество, наша государственность... В исторической науке сложились два основополагающих понятия; была Русь Новгородская, затем ей на смену пришла Киевская Русь, а уж затем началось все остальное. Но существует и иное представление о начальной русской истории: что ее корни находятся на Ростовской земле, потому с такой настойчивостью русские князья стремились в Ростов, в город своих предков, основанный росами-русами и навечно оставившими название своего племени в названии города. Здесь просматривается неразрывная связь слов и понятий: Русь - Ростов - Россия».

Версия неожиданная, возможно, спорная, но автор приводит в ее пользу столько доказательств, что невольно начинаешь соглашаться с ним. Тем более что особое положение Ростова Великого в русской истории отмечалось и другими авторами, приведу только один пример. В 1884-1885 гг. по северу России совершали путешествие великий князь Владимир Александрович и великая княгиня Мария Павловна, которых сопровождал известный в то время журналист и писатель Константин Случевский. Позднее он написал книгу об этом путешествии, одна из глав которой была целиком посвящена Ростову Великому. В частности он писал:

«Значение Ростова в истории нашего северо-востока очень велико, здесь развилось и окрепло великорусское племя, это центр Суздальской земли, которая предшествовала Москве в понимании объединения и собирания разрозненных сил наших в одно великое целое».

«Здесь развилось и окрепло великорусское племя...» – под таким заголовком очерк К. Случевского о Ростове был опубликован в № 5 журнала «Русь» за 1996 год. И это не единственный источник, в котором отмечается особая роль Ростова Великого в русской истории. Отсюда и надо исходить, создавая ростовский патриотический бренд. Что же касается Алеши Поповича, то ростовцы, несомненно, имеют все права, чтобы гордиться этим былинным богатырем родом из Ростова, и в предлагаемом проекте он – как герой русского эпоса – обязательно должен занять достойное место. И не только он, но и Александр Попович – историческая личность более позднего, XIII века – участник знаменитой Липицкой битвы и битвы на Калке, в которой погиб. В книге «Рассказы о ростовской истории» высказывается убеждение, что Алеша и Александр Попович – реальные исторические лица, жившие в разные исторические эпохи, но оба родившиеся на Ростовской земле.

Я прекрасно понимаю, что гораздо проще остановиться на бренде «Алеша Попович – былинный богатырь земли Ростовской»: поставить ему памятник в центре города, написать очередной псевдоисторический роман с занимательно-развлекательным сюжетом о любовных похождениях богатыря и т.д. Но будет ли это справедливо по отношению к истории Ростова и замечательным ростовцам? Сомневаюсь. На мой взгляд, бренд «Здесь развилось и окрепло великорусское племя...» не только более справедлив по отношению к славной, уникальной истории Ростова, но и к современным ростовцам, у которых были такие выдающиеся предки. Конечно, осуществление этого проекта потребует больших усилий, но негоже Ростову Великому, имея за спиной такое великое прошлое, механически копировать то, что сделали в других городах. Не будем забывать – здесь начиналась Россия. Тем более что в Ростове, слава Богу, есть опытные специалисты-музейщики, талантливые художники, эрудированная интеллигенция, заинтересованная общественность и, как оказалось, патриотически настроенные депутаты, которые вместе способны осуществить самый смелый и оригинальный проект.

Напомню в заключение мудрые слова А.С.Пушкина: «Гордиться славою предков не только можно, но и должно. Не уважать оную есть постыдное малодушие». Комментарии, как говорится, излишни.

 

«МЫ СТАЛИ ЖИТЬ ЛУЧШЕ…»

 

«Ростовский вестник», 6 марта 2007 г.

 

В одной из центральных газет недавно был опубликован следующий короткий анекдот:

«– Мы стали жить лучше! – сказало правительство.

«– Мы рады за вас, – подумал народ».

Конечно, это всего лишь анекдот, но в каждой шутке, как говорится, есть доля истины. А в данном случае ее доля такая большая, что анекдот превращается в горькую правду. Чтобы доказать это, достаточно обратиться к цифрам, которые только что назвали наши средства массовой информации (СМИ): в прошлом году доходы 10 % самых обеспеченных россиян возросли на 30 %, доходы 10 % самых бедных – на 2 %. Таким образом, доходы богатых больше «доходов» бедных в 15 раз! И это в государстве, которое в Конституции заявлено как социальное государство. Такого вопиющего социального неравенства не найдешь даже в самой «прокапиталистической» стране, где соотношение доходов богатых и бедных 10:1 считается уже критическим, грозящим социальным взрывом. Одновременно наши правители истово бьют себя в грудь, что они денно и нощно только и думают о том, как улучшить жизнь простого народа. Приведенные цифры говорят совсем о другом, о чем хорошо сказано в поговорке: «Сытый голодного не разумеет».

В одном из последних номеров газеты «Аргументы и факты» была опубликована заметка под названием «Война баракам» – как претворяется в жизнь реформа ЖКХ. В заметке приводится разговор с министром экономического развития Г.Грефом о том, что по очень дорогой цене приходится выкупать землю под жилищное строительство у колхозников. Один из высокопоставленных чиновников заметил: «Надо бы прописать механизм частичной компенсации». Далее цитирую: «Г-н Греф в ответ прочитал лекцию об уважении к частной собственности и выполнении данных гражданам обещаний. «Да ладно, – то ли в шутку, то ли всерьез махнул рукой нижегородский губернатор В.Шанцев. – Людям вон по две «Волги» обещали – и ничего… Ничего страшного».

Две «Волги» – это когда-то обещанная нам цена одного ваучера, с помощью которых в начале 90-х годов разделили общественную собственность и отдали ее в руки ловких дельцов. Теперь, возможно, нечто такое же готовится по отношению к колхозникам, немногие из которых после развала колхозов оказались владельцами земли. За последние полтора десятка лет вся политика нашей власти была направлена на то, чтобы создать класс собственников. Но простым людям, тем же колхозникам, в этом привилегированном классе места нет – круг собственников, близких к власти и криминалу людей, уже определился. На словах – «о выполнении данных гражданам обещаний», а на деле думают, как бы еще раз объегорить простой народ, но так, чтобы он этого не заметил и не возмущался. Потому так много наша власть и говорит о главенстве социальной политики и ее успехах – чтобы ее не проводить. Глядишь, кого-то эта шумиха и обманет.

Однако наши правители были бы очень недальновидными и глупыми людьми (а они таковыми не являются), если бы ограничивались только собственными заявлениями о том, что жизнь простого народа улучшается небывалыми темпами. Чтобы доказать это, широко используются подконтрольные СМИ. Вот, например, недавно по телевидению было заявлено, что по данным ВЦИОМ – Всероссийского центра исследования общественного мнения – 80 % россиян в целом довольны жизнью и испытывают хорошее настроение. И это при том, что почти треть населения России живет за чертой бедности, только 10 % может позволить себе купить через ипотеку квартиру, не говоря уже о самой высокой в Европе смертности, за годы «торжества демократии» в два раза уменьшилась рождаемость. По сведениям ООН, через 13 лет население России уменьшится на 20 %. Среди причин – алкоголизм, бедность (!) и стрессы (!). Только за последний год по официальным данным жизнь подорожала в среднем по субъектам Российской Федерации на 15 %. На столько же увеличился размер прожиточного минимума. Впрочем, при этом (опять-таки – по официальным данным) увеличился «рост среднедушевых денежных доходов населения», что объясняют «повышением уровня заработной платы работникам бюджетной сферы в рамках реализации приоритетных национальных проектов».

Как образуются «среднедушевые денежные доходы», смотри выше: складывают доходы богатых и бедных, делят их пополам – и получается, что стали жить лучше все, начиная олигархом Абрамовичем и кончая пенсионеркой из Макарова. При этом у пенсионерки доход может и снизиться, но, благодаря миллиардному повышению дохода у Абрамовича, купившему очередную океанскую яхту, доход пенсионерки, продавшей последнюю курицу, тоже, якобы, увеличился.

Опросы общественного мнения – хитрая вещь. Чтобы получить «нужные» сведения, зачем ехать в глубинку, расспрашивать стариков и старух, которые не знают, как из пенсии расплатиться за квартиру и оплатить лекарства? Вероятней всего, 80 % довольных жизнью – граждане Рублевки под Москвой, где в индивидуальных дворцах живут аристократические сливки нашего общества. Если опросы будут проводить среди них и дальше, то очень скоро довольных жизнью будет все 100 %. Так что приведенный выше анекдот – и не анекдот вовсе, а самая настоящая правда – кто-то действительно с каждым годом живет всё лучше и лучше. А рядовым гражданам «социальной» России остается только радоваться за них. Но я остаюсь при своем мнении: главная цель социального, т.е. справедливого государства не в том, чтобы создать класс богачей, а в том, чтобы не было бедных.

 

О ТОМ, КАК НАШИ ПРЕДКИ УМЕЛИ СЧИТАТЬ ДЕНЬГИ

 

«Ростовский вестник», 16 января 2007 г.

 

В ноябрьском номере газеты «Дорогие мои земляки» (ежемесячное приложение к газете «Ростовский вестник») редакция обратилась к читателям с просьбой помочь в ее формировании своими заметками, воспоминаниями, предложениями. Первой на нашу просьбу откликнулась сотрудница ЗАО «Кондор-Эко» А.А.Бокова, представившая очень любопытный исторический документ. На чердаке их семейного дома в селе Макарово (несколько лет назад он сгорел) долгие годы хранилась небольшая книжечка, на твердом переплете которой было напечатано: «Книжка для забора разнаго товара изъ лавки торговаго дома Егора Федоровича Егорычева, сыновья».

Ниже, от руки, чернилами, написано: «Евгений Петрович Клюев». Как рассказала Анна Александровна – это был родной брат ее деда Константина Петровича, тоже проживавшего в Макарове, потомки которого в настоящее время живут в Семибратове. Можно предположить, что Евгений Петрович работал в лавке Е.Ф.Егорычева, создавшего в Макарове одно из первых производств. В книге М. и Б. Сударушкиных читаем: «В Макарове развивалось сапожноваляльное производство, началась острая конкурентная борьба между четырьмя заводчиками. Победил в ней Егорычев, который в 1906 году выстроил около Макарова сапожноваляльный заводик, работающий на паровой машине».

Видимо, и в последующие годы дела у Егорычева шли хорошо, если он организовал собственный торговый дом, напечатал в типографии именную расчетную книжку. Часть записей в ней сделана чернилами, часть – карандашом. Более поздние записи, сделаны другим почерком. Можно предположить, что сначала это была именно расчетная книжка Е.Ф.Егорычева, в которую заносились записи о денежных отношениях с местными покупателями, а потом Е.П.Клюев приспособил ее для ведения семейного бюджета. Позднее записи продолжил кто-то из семьи Клюевых.

Книжку открывает фраза: «Запись жалования с 1914 года» – и далее указаны полученные суммы с января по май, причем месячное жалование, как и сегодня, разделено на собственно зарплату (25–30 руб.) и аванс (5–10 руб.).

Далее начинаются «хозяйственные» записи: «С 16 на 17 февраля опоросилась свинья, принесла 10 штук… 18 февраля отелилась телка. Первым принесла бычка, оставили для племя… Купил сапоги у И.И.Егорычева за 5 рублей…14 сентября купил сена в Михайловском 40 пудов по 33 копейки за пуд. Купил у зятя сена 40 пудов по 39 копеек за пуд. Еще купил сена в Селищах по 35 копеек за пуд… Брату Василию дано 1 пуд гвоздей – 3 рубля 50 копеек, еще покос – 4 рубля, деньгами – 6 рублей. Итого 13 рублей 50 копеек… Закололи бычка для себя, продали кожу по 11 копеек. Закололи свинку, продали на 14 рублей 10 копеек, оставили себе голову».

Отмечалась буквально каждая покупка: плуг, оглобли к плугу, пальто, «пинжак с брюками», «щиблеты» и т.д. Фиксировался каждый расход: страховка двора и дома, подвоз бревен, починка сапог, кому и сколько дано взаймы, кому за работу: Васильеву – за песок, Волкову – за возку песка и камня, Путову – за покос, Преснухину – за лес, зятю – за подводу.

Ведется подробный учет урожая: «Накопали картошки 149 мешков, садили 19 мешков, продал 25 мешков по 65 копеек». В другом месте подробно расписано, сколько мешков картошки было выкопано на разных участках.

Встречаются записи с упоминанием известных «макаровских» фамилий: «Взял покос у А.С.Потемина за 6 рублей». Следующая запись: «Отделал зимовку. Стоило удовольствие 82 рубля. В зимовку заступили квартиранты». Возможно, речь идет о беженцах – в самом разгаре была война с Германией.

Читаем записи за 1915 год: «В ярославскую ярмарку купил себе лошадь за 47 рублей… 15 июня купил чушку на базаре, 3 ноября закололи, чушка вышла очень неважная… Купили корову в нашу ярмарку за 175 рублей у Кашина А.М… Корову продали за 113 рублей… Продали бычка Седову за 34 рубля… Брал борова 6 декабря у Чечнева». Под «нашей» ярмаркой предполагается, скорее всего, Макаровская ярмарка, регулярно проводившаяся в Макарове и пользующаяся известностью по всей Ярославской губернии и даже за ее пределами.

Подробно расписано, сколько и когда намололи ржи на трех ригах, сколько составил «умолот» овса. Опять перечисляются семейные расходы: на фартук жене, на носки сыну, дочери на платок и т.д. По всему чувствуется, что это было крепкое крестьянское хозяйство, но буквально каждая копейка была в семье на строгом учете.

Расчетная книжка сохранилась не полностью, многие страницы из нее выпали. Так нет записей за революционное и послереволюционное время. Следующий период, который зафиксирован в книжке, – 1928 год: «Купили дроги в деревне Семеновское у Кости Степанова – 30 рублей… Купили Кате пальто в Ярославле за 100 рублей (Катя – родная сестра Евгения и Константина Клюевых)… Продали лошадь Ваську за 55 рублей в деревню Осиновицы. Продали телку Любку в деревню Козлово за 80 рублей».

Можно предположить, что продажа личного скота была связана с проводившейся в то время коллективизацией, когда каждый крепкий крестьянин объявлялся кулаком.

В этой же книжке подшиты документы еще более позднего периода. В частности – «Обязательство по поставке государству картофеля урожая 1940 г . колхозниками по необобществленным посевам», заполненное Клюевым Константином Петровичем – колхозником колхоза «Большевистский путь» села Макарово Милитинского сельсовета. Тут же – зачетная книжка о сдаче мяса государству, квитанции о погашении сельхозналога. Из истории известно, как эти налоги обирали крестьян и как, благодаря колхозам, удалось кормить армию и всю страну в годы Великой Отечественной войны.

Читаешь эти документы – и перед глазами предстает история страны со всеми ее изломами и тяготами, выпавшими на долю простых людей труда. И вместе с тем убеждаешься в том, что наши предки умели считать деньги и вести хозяйство грамотно, с прицелом на перспективу и оглядом на реальные возможности. Не плохо бы и нам вернуть эти качества, так нужные сегодня, когда экономика России вернулась на рыночные рельсы. Это хорошо, когда всё материальное поддается учету и имеет свою цену. Плохо другое – когда рыночные, а точнее – базарные отношения – проникают в духовную жизнь, что мы, к сожалению, наблюдаем сегодня.

В заключение опять хотелось бы обратиться к читателям нашей газеты с просьбой заглянуть в свои семейные «архивы»: на чердаки дедовских изб, в бабушкины сундуки и т.д. Наверняка отыщутся какие-то документы, письма, фотографии, которые представляют значимость не только для Вас и Вашей семьи. Газета «Дорогие мои земляки» всегда готова осветить еще одну неизвестную страницу нашей с Вами общей истории – пусть и трудной, порой трагической, но всегда поучительной и интересной.

 

НАШИ ДОСТИЖЕНИЯ: 15 ВЗЯТОК ЗА СМЕНУ

 

«Ростовский вестник», 16 января 2007 г.

 

В результате проведенного недавно опроса общественного мнения выяснилось, что 78 % россиян считают уровень коррупции в стране очень высоким. Можно предположить, что 22 %, которые с этим не согласны, относятся к числу самих коррупционеров, считающих этот вид чиновничьей деятельности вполне законным. По телевидению показывают: в Тюменской области при попытке передачи взятки в размере 200 тысяч долларов США задержан один из руководителей Главного управления внутренних дел. Следующая передача: задержан мэр Томска, который вымогал 3 миллиона рублей. В Ставропольском крае глава сельского совета получил взятку в размере 60 тысяч рублей за предоставление земельного участка под строительство. В Волгограде (это уже ближе к нам) в кабинете начальницы местного отдела торговли установили скрытую камеру и установили, что в течение рабочего дня она приняла 15 взяток! Причем обложила данью не только владельцев собственных ларьков, но даже бабушек, торгующих цветами.

Я так понимаю, что все эти передачи – только цветочки. Коррупция в России приобрела такие масштабы, что освещать ее не успевают все криминальные передачи всех телевизионных каналов вместе взятых. 43 % опрошенных россиян считают, что главная причина коррупции в России – жадность и аморальность чиновников. Меня не опрашивали, но я тоже присоединяюсь к этому мнению. Другое дело – как быть с этим уголовным явлением? Очень сомневаюсь в том, что телевизионные передачи о задержании коррупционеров способствуют борьбе с коррупцией – чиновник, который еще не брал взяток, видит, как его коллега на таком же самом месте гребет деньги лопатой, и разрабатывает более хитроумную систему. То есть, наше телевидение только способствует совершенствованию отечественного взяточничества. Поэтому я предлагаю вместо передач о задержании коррупционеров прокручивать по телевидению кадры из какого-нибудь общеизвестного мультфильма, например, «Теремок». Чтобы все жители России сразу понимали: ага, показывают «Теремок» – значит, задержан еще один взяточник.

Боюсь только, что в таком случае, при добросовестной работе правоохранительных органов, кадры из «Теремка» будут день и ночь, без перерыва, крутить по всем каналам российского телевидения…

 

 

главная | назад

Hosted by uCoz