В 2007 году в газете «Ростовский вестник» была опубликована статья депутата Муниципального совета Ростова А.Н.Фрязимова «Возродим величие Ростова», в которой он предложил на обсуждение «общественно-социальный проект «Мой родной город», направленный на развитие гражданских инициатив, благоустройство нашего города и возвращение ему былого величия». Проект состоит из трех частей: Создание патриотического бренда Ростова Великого «Алеша Попович – былинный богатырь земли Ростовской»; Благоустройство территории Ростова Великого; Создание фонда общественных сообществ.
Это хорошо, что депутаты наконец-то задумались не только о текущих заботах города, но и о том, как поднять престиж Ростова Великого, вернуть ему былую славу одного из центров духовной и культурной жизни России. В конце статьи автор обратился к читателям газеты с просьбой высказать свои мнения и предложения, что я хочу сделать по поводу первой части предлагаемого проекта – создание патриотического бренда Ростова Великого «Алеша Попович – былинный богатырь земли Ростовской». Эту часть проекта А.Н.Фрязимов обосновывает, по его словам, «по аналогичным, успешно реализованным проектам: «Великий Устюг – родина Деда Мороза», «Мышкин – город мыши», «Муром – родина Ильи Муромца»».
Действительно, бренды этих городов выбраны удачно, однако, при всем моем уважении к истории перечисленных древних городов, вынужден заметить, что других брендов у них просто не могло быть в силу исторических реалий. Другое дело – Ростов Великий, историю которого, без соблюдения исторической справедливости, просто невозможно вместить в узкий бренд «Алеша Попович – былинный богатырь земли Ростовской». Чтобы доказать это положение, достаточно перелистать страницы ростовской истории, вспомнить замечательных ростовцев: князя Константина, основавшего Григорьевский затвор – первое учебное заведение в центре Руси; героически погибшего после Ситской битвы князя Василько; его жену Марью Черниговскую – первую женщину-летописца; учившихся в Григорьевском затворе первого русского профессионального писателя Епифания Премудрого и просветителя Стефана Пермского; выдающихся деятелей Русской православной церкви Сергия Радонежского и Дмитрия Ростовского, вдохновителя строительства уникального Ростовского кремля митрополита Иону Сысоевича, многих других выдающихся ростовцев, а также напомнить события далекого прошлого Ростова Великого, ставшие важными страницами отечественной истории и культуры.
«По большому счету, Ростовский край можно назвать родиной великорусской литературы, начало которой было положено преданиями, житиями, летописями, первыми авторскими произведениями, составляющими золотой фонд древнерусской культуры», – писал мой сын Михаил в книге «Рассказы о ростовской истории». Здесь же он высказал предположение, что именно «на берегу светлого озера Неро начало образовываться наше Отечество, наша государственность».
Версия неожиданная, возможно, спорная, но автор приводит в ее пользу столько доказательств, что невольно начинаешь соглашаться с ним. Тем более что особое положение Ростова Великого в русской истории отмечалось и другими авторами, приведу только один пример. В 1884–1885 гг. по северу России совершали путешествие великий князь Владимир Александрович и великая княгиня Мария Павловна, которых сопровождал известный в то время журналист и писатель Константин Случевский. Позднее он написал книгу об этом путешествии, одна из глав которой была целиком посвящена Ростову Великому. В частности он писал:
«Значение Ростова в истории нашего северо-востока очень велико, здесь возросло и окрепло великорусское племя, это центр Суздальской земли, которая предшествовала Москве в понимании объединения и собирания разрозненных сил наших в одно великое целое».
И это не единственный источник, в котором отмечается особая роль Ростова Великого в русской истории. Отсюда и надо исходить, создавая ростовский патриотический бренд. Что же касается Алеши Поповича, то ростовцы, несомненно, имеют все права, чтобы гордиться этим былинным богатырем родом из Ростова, и в предлагаемом проекте он – как герой русского эпоса – обязательно должен занять достойное место. И не только он, но и Александр Попович – историческая личность более позднего, XIII века – участник знаменитой Липицкой битвы и битвы на Калке, в которой погиб. В книге «Рассказы о ростовской истории» высказывается убеждение, что Алеша и Александр Попович – реальные исторические лица, жившие в разные исторические эпохи, но оба родившиеся на Ростовской земле.
Я прекрасно понимаю, что гораздо проще остановиться на бренде «Алеша Попович – былинный богатырь земли Ростовской»: поставить ему памятник в центре города, написать очередной псевдоисторический роман с занимательно-развлекательным сюжетом о любовных похождениях богатыря и т.д. Но будет ли это справедливо по отношению к истории Ростова и замечательным ростовцам? Сомневаюсь. На мой взгляд, бренд «Здесь возросло и окрепло великорусское племя…» не только более справедлив по отношению к славной, уникальной истории Ростова, но и к современным ростовцам, у которых были такие выдающиеся предки. Конечно, осуществление этого проекта потребует больших усилий, но негоже Ростову Великому, имея за спиной такое великое прошлое, механически копировать то, что сделали в других городах. Не будем забывать – здесь начиналась Россия. Тем более что в Ростове, слава Богу, есть опытные специалисты-музейщики, талантливые художники, эрудированная интеллигенция, заинтересованная общественность, вместе способные осуществить самый смелый и оригинальный проект. Долгое время Ростов называли Ростовом Ярославским – и в этом названии отражалось отношение к городу: скромному и незначительному в масштабах страны, всего лишь рядовому районному центру Ярославской области.
К сожалению, такое отношение к Ростову сохраняется и ныне. Многие считают, что великая древняя история Ростова не имеет никакого отношения к его настоящему статусу. Это мнение, обидное и несправедливое для Ростова и ростовцев, пытался опровергнуть мой сын Михаил, доказывавший в своих краеведческих работах связь слов и понятий Русь–Ростов–Россия. Сравнение судьбы Ростова с судьбой невидимого града Китежа вполне естественно и объяснимо – значительная часть ростовской истории до сих пор остается невидимой, потаенной. В заключение еще раз повторю слова Константина Случевского: «Значение Ростова в истории нашего северо-востока очень велико, здесь возросло и окрепло великорусское племя». Комментарии, как говорится, излишни.