Мы уже приводили текст первого упоминания Ростова в «Повести временных лет», поэтому переходим к следующей записи за 907 год, в которой опять звучит его название:
«В лето 6415 пошел Олег на греков... и приказал Олег дать воинам своим на 2000 кораблей по 12 гривен на уключину, а потом дать дань на русские грады: первую на Киев, ту же на Чернигов, на Переяславль, на Полоцк, на Ростов, на Любеч и на прочие города; ибо по тем городам сидят великие князья, Олегу подвластные».
Какие выводы можно сделать из этой информации? Первый и бесспорный – что к этому времени Ростов был одним из крупнейших центров Русской земли, тесно связанным с Киевом. Находился ли он от Киева в зависимости, был ли по отношению к нему в подчиненном положении – другой вопрос. А.Н.Сахаров в книге «Дипломатия Древней Руси» (М., 1980) писал, что в перечисленных в этом летописном сообщении городах «сидели русские князья – вассалы и данники киевского князя». Следовательно, русский князь сидел и в Ростове, но был ли он вассалом киевского князя? Здесь не следует забывать, что «Повесть временных лет» дошла до нас, так сказать, в киевской редакции. Представляется вполне возможным, что отношения между Киевом и Ростовом в то время были несколько иными, чем сообщает летопись. Но это – отдельный разговор.
Далее Ростов упомянут в связи с событиями 988 года, когда киевский князь Владимир распределял города между двенадцатью сыновьями:
«В лето 6496... и посадил он Вышеслава в Новгороде, а Изяслава в Полоцке, а Святополка в Турове, а Ярослава в Ростове. Когда же умер Вышеслав, посадил в Новгороде Ярослава, а Бориса в Ростове, а Глеба в Муроме, Святослава в Деревех, Всеволода во Владимире, Мстислава в Тмутаракани».
Итак, с 988-го по 1010-й год Ростовским княжеством владел Ярослав Мудрый, посланный сюда своим отцом – князем Владимиром, при котором Русь официально приняла христианство, что само по себе тоже показательно. Именно в ростовский период своего княжения Ярослав Мудрый построил Ярославль – первый русский город на Волге. По крайней мере, так принято считать.
Первое летописное упоминание Ярославля приходится более чем на двести лет позднее Ростова – на 1071 год. Вот как в переложении на современный язык выглядит отрывок из этого сообщения:
«Когда случился неурожай в Ростовской области, явились туда два волхва из Ярославля, говоря: «Мы знаем, кто урожай удерживает». И пошли они по Волге, и где приходили в селение, указывали на знатных женщин, говоря: «Вот эта хлеб таит, а та мед, а эта – рыбу, а эта – меха»... И убивали многих женщин, а богатства их отбирали себе. И пришли на Белоозеро, и было с ними иных людей триста. В это время случилось Яню, сыну Вышатину, собирая дань, прийти от князя Святослава из Чернигова. Поведали ему белозерцы, что два кудесника убили уже многих женщин по Волге и по Шексне, и пришли сюда. Янь же, расспросив, чьи они смерды, и узнав, что они смерды его князя, послал к тем людям, которые были с волхвами, и сказал им: «Выдайте мне волхвов, потому что они смерды мои и моего князя»»...
Как видим, «Ростовская область» фигурирует здесь в качестве территории, подвластной великому князю киевскому. Следующий вывод состоит в том, что язычество имело здесь крепкую опору, потому и явились именно сюда волхвы-заговорщики, именно из ростовцев состояло их «ополчение» в триста человек, пришедших на Белоозеро. Интересна и фигура упомянутого здесь киевского воеводы Яня Вышатича. Принято считать, что он был сыном новгородского посадника Остромира. В 1056–1057 годах для Остромира было переписано так называемое Остромирово Евангелие – древнейшая сохранившаяся до нашего времени русская рукопись. Как ростовский тысяцкий он часто упоминается в местных преданиях, собранных А.Я.Артыновым.
Ожесточенная борьба на Ростовской земле христианства и язычества – еще одно доказательство древности края. Немало идолов и человеческих жизней было уничтожено в этой борьбе. Вот как пишет о том в своей книге «Ростов» (1979) М.Н.Тюнина: «Длительное время, до последней четверти XI века, значительная часть местного населения противилась распространению христианства. Христианизация края проходила одновременно с усилением феодального гнета, который был оcобенно жесток в земле Ростовской из-за отсутствия единой централизованной власти. Это вызывало протест со стороны простого народа. Борьба носила упорный характер. Первые ростовские епископы, греки Федор и Илларион, были изгнаны из города. В середине XI века новый епископ Леонтий почти не нашел в Ростове христиан, и, боясь расправы, бежал в безопасное место. В 1071 году, во время так называемого восстания волхвов, был убит».
О большой роли Ростова в жизни Киевской Руси говорит то внимание, которое уделял ему Владимир Мономах, посещавший его в 1068, 1099 и 1107 годах, отправлявший на княжение сюда своих сыновей.
Наиболее пространный летописный рассказ о Ростове приходится на 1096 год, когда в Ростовскую землю вторгся Олег Святославич, внук Ярослава Мудрого (Олегом Гориславичем называет этого князя безвестный автор «Слова о полку Игореве»). Упомянутый здесь же Изяслав Владимирович – сын Владимира Мономаха, во владения которого входил тогда Ростов, – занял Муром, по праву принадлежавший Олегу. И началась кровавая княжеская междоусобица.
Приведем отрывок из этого сообщения:
«А в Муроме тогда был Изяслав Владимирович. И дошли вести до Изяслава, что Олег идет к Мурому, и послал Изяслав за воинами в Суздаль и в Ростов и к белозерцам, и собрал множество воинов. И направил Олег послов своих к Изяславу, говоря: «Иди во владения отца своего – в Ростов, а это волость отца моего. И хочу я, тут княжа, договор заключить с отцом твоим. А то ведь выгнал меня из города отца моего. А ты и здесь хочешь лишить меня моего куска хлеба?» И не внял Изяслав словам этим, понадеявшись на множество воинов. Олег же надеялся на правду свою, ибо прав был во всем, и приступил к городу с воинами. Изяслав же изготовил полки перед городом на поле. Двинул на него полк Олег, и сошлись полки, и разгорелась лютая битва. И убили Изяслава, сына Владимирова, внука Всеволода, месяца сентября в 6 день. Прочие же воины обратились в бегство: одни через лес, другие в город... Олег же, захватив город, заточил ростовцев, и белозерцев, и суздальцев, и устремился на Суздаль. И приступил к Суздалю, и суздальцы сдались ему. Олег же смирил горожан: кого отправил в темницы, кого выслал и имущество у них отобрал. Двинулся к Ростову, и ростовцы сдались ему («и ростовци вдашася ему»). И овладел всей землей Муромской и Ростовской, и разослал своих посадников по городам, и дани стал собирать».
Какие сведения о земле Ростовской можно извлечь из этого отрывка? В книге «Владимиро-Суздальская Русь» на этот вопрос так отвечает автор Ю.А.Лимонов:
«Во-первых, жители городов и местные феодалы были организованы по территориальному признаку. Во-вторых, они, видимо, могли решать какие-то определенные политические вопросы войны и мира. Cледовательно, общественные институты уже существовали. Характерно, что именно на эти годы падает появление здесь Ростовской тысячи».
Добавим от себя: появилась в Ростове, в придачу к посаднику, и новая должность – ростовский тысяцкий. Всё это говорит о том, что Ростовская земля прочно входила в сферу русской государственности. В 1095–1096 гг. на Ростовскую землю явился сын Владимира Мономаха Юрий Владимирович, о чем сохранилось свидетельство в Киево-Печерском Патетике: «И бысть послан от Володимера Мономаха в Суждальскую землю, сий Георгий дасть же ему на руце и сына своего Георгия».
Судьбоносным для земли Ростовской стал следующий, 1097 год, когда состоялся так называемый Любечский съезд. Хотя в сообщении об этой исторической встрече русских князей Ростов не упоминается, но именно с этого года он полностью становится городом Мономаховичей:
«В лето 6605 пришли Святополк, Владимир, Давыд Игоревич, Василько Ростославич, Давыд Святославич и брат его Олег на совет в Любече для установления мира и говорили друг другу: «Зачем губим Русскую землю, сами между собой устраиваем распри? А половцы землю нашу раздирают и радуются, что между нами идут войны. Да отныне объединимся единым сердцем и будем блюсти Русскую землю, и пусть каждый владеет отчиной своей: Святополк – Киевом, Изяславовой отчиной, Владимир – Всеволодовой, Давыд и Олег и Ярослав – Святославовой... И на том целовали крест: «Если отныне кто на кого пойдет, против того мы будем все и крест честной». Сказали все: «Да будет против того крест честной и вся земля Русская». И, попрощавшись, пошли восвояси».
Несмотря на столь громкое заявление, Любечский съезд не смог примирить князей: при содействии киевского князя Святополка Изяславича владимиро-волынский князь Давид Игоревич захватил князя теребовльского Василька Ростиславича и ослепил его.
Выше мы уже писали, что «Повесть временных лет» охватывает события до 1113 года. Но летописание продолжалось, в том числе и ростовскими летописцами.
В записи Ипатьевской летописи за 1120 год читаем:
«Георгии Володимирович ходи на Болгары по Волзе, и взял полон мног, и полкы их победи, и воевав приде, по здорову с честью и славою». В это время Юрий Долгорукий (Георгий Владимирович) был ростовским князем. Тверской сборник называет имя ростовского тысяцкого, командующего его ополчением: «Воевода у него был и боярин болшей Георгий Симонович, внук Африканов, Варяжского князя, брата Якуну слепому».
Имя ростовского тысяцкого находим и в Ипатьевской летописи: «В лето 1138 Георгии Ростовьскыи и тысячкои окова гроб Федосьев, игумена Печерьского, при игумене Тимофеи». Ю.А.Лимонов в своей книге, называя имя Симоновича, делает следующее заявление:
«Столицей земли являлся Ростов. Это центр земли, там и жил местный тысяцкий, но там никогда не находился Юрий. Князь, глава земли, жил всегда в Суздале. В Суздале в 1148 г. сооружается великолепный храм, в загородной резиденции Кидекше строится церковь и княжеский двор (дворец). Ростов никогда так не украшался. Юрий и не стремился жить в главном городе своей земли. Но являлось ли это нежелание результатом известной оппозиции местной боярской знати, концентрировавшейся вокруг Ростова? До поры до времени эти настроения могли сдерживаться главой феодальной корпорации, но они очень ярко проявились со смертью Георгия Симановича и с отъездом Юрия – в 50-х гг. XII в.»
Да, в Ростове не сохранилось архитектурных сооружений XII века. Можно предположить, что всё тогда здесь было деревянным: и княжеские терема, и церкви, которые просто не сохранились до наших дней. Но правомерно ли на этом основании заявлять, что Юрий Долгорукий никогда здесь не жил? Как мог князь находиться отдельно от своей Ростовской тысячи? Это было бы неразумно, даже опасно для князя в то суровое время, когда войны следовали одна за другой. Значит, дело обстояло иначе.
Особую страницу истории Ростовского княжества составляют его отношения с Великим Новгородом. Зимой 1134–1135 гг. состоялась битва у Ждан-горы, где новгородцы «со всею областью Новоградскою» пытались разбить войско Ростислава – сына Юрия Долгорукого, состоящее из ростовцев и суздальцев. Но и потерпев в этой битве сокрушительное поражение, Новгород не успокоился и в 1148 году предпринял еще одну попытку подчинить себя Ростов. С этой целью Новгород даже объединился со своим давним соперником – киевским князем Изяславом Мстиславовичем. Вот как сообщил об этом летописец:
«Тои же зиме приде Изяслав Новугороду, сын Мстиславль, ис Кыева, идя на Гюргя (Юрия Долгорукого. – М.С.) Ростову с новгородьци».
Их совместным войскам удалось опустошить Ярославль, взять семь тысяч пленных, но это был поcледний поход новгородцев на Ростовское княжество. Знаменателен этот поход и тем, что Киев и Новгород выступили вместе против Ростова – исторического центра Руси.
Несмотря на дальнейшее усиление и давление Киева, город продолжал оставаться крупным политическим центром Северо-Восточной Руси, о чем красноречиво говорит тот факт, что в 1151 году в письме к Юрию Долгорукому князь Вячеслав Владимирович впервые назвал Ростов – Великим, что, как писал археолог А.Е.Леонтьев, «не было случайным и отражало истинную значимость города». Он же приводит сведения о размерах Ростова:
«Уже в начале XI в. городская черта почти доходит до границ, очерченных ныне существующим валом XVII в. В дальнейшем оcваивается озерное побережье и участки в напольную сторону к северу от центра. В результате к началу XIII в. городская территория составляла около 200 га, что ставило Ростов в число крупнейших городов Древней Руси. Для сравнения: размеры Киева и Новгорода превышали 300 га, территория Чернигова – 160 га, Владимира – около 145 га, Суздаля – 49 га».
Последняя цифра представляется особенно интересной в связи с утверждением Ю.А.Лимонова, что князь Юрий Долгорукий жил не в Ростове, а в Суздале: ведь численность населения города – один из залогов его безопасности.
Выше мы писали об успешном походе Юрия Долгорукого на Волжскую Болгарию. Но военное счастье переменчиво. В 1152 году волжские болгары блокировали Ярославль, однако на помощь ему пришли ростовцы. Вот как описывает это событие так называемая Типографская летопись:
«Того же лета приидоша Болгаре по Волзе к Ярославлю без вести и оступиша градок в лодиях, бе бо мал градок, и изнемогаху людие в граде гладом и жажею, и не белзе никому же изити из града и дати весть Ростовцем. Един же оуноша от людей Ярославских нощию изшед из града, перебред реку, вборзе доеха Ростова и сказа им Болгары пришедша. Ростовци же пришедша победиша Болгары».
Из этого сообщения видно, каким малым городком был в то время Ярославль и каким сильным оставался Ростов Великий с его Ростовской тысячью. Несмотря на то, что все интересы Юрия Долгорукого сосредоточились на захвате киевского престола, город продолжал оставаться важнейшим и cамым крупным центром Северо-Восточной Руси. Тот же Ю.А.Лимонов совершенно справедливо пишет:
«Внешняя политика Ростова (!) при Юрии Долгоруком также была чрезвычайно активной. Тесные политические контакты, интенсивный торговый и культурный обмен, различные формы взаимоотношений с югом и северо-западом Руси, от визитов высших иерархов в Ростов до прихода колонистов в незаселенные районы края, от военных походов к польской границе до матримониальных связей с Византией, и, наконец, многолетняя борьба и захват Киева, исторического центра Древней Руси, все это способствовало выдвижению Залесской земли в ранг сильнейших государственных образований Восточной Европы».
Добавим от себя, что в этом возвышении Залесской земли, а точнее – Руси Ростовской – не было игрой случая: здесь проявилась историческая закономерность, вызванная особым, уникальным вкладом Ростова Великого в становление русской государственности на самом раннем ее этапе, оставшимся за границами летописей.