«Святой епископ ростовский Кирилл ходил в Орду к царю Берке с честью просить на храм святой Богородицы. Царь услышал от него о святом Леонтии, что был из греческой земли родом, как крестил он город Ростов, как утвердил в вере живших там людей, как пришел он туда по благословению патриарха, приняв честь от русских князей и от греческого царя, и патриарха, и всего вселенского собора, и как после смерти Леонтия совершаются чудеса от мощей его у гробницы доныне. И еще много поучал Кирилл от евангельских святых наставлений. И выслушал царь Берке епископа, возрадовался, и почтил его, и дал ему то, что он просил, и отпустил его. В том же году разболелся единственный сын Берке. Царь не получил от врачей никакой пользы и надумал послать в Ростов за святым владыкой, обещав ему богатые дары, чтобы тот исцелил его сына. Владыка повелел служить молебны по всем церквам Ростова, освятил воду и, прийдя в Орду, исцелил царского сына. Царь обрадовался со всем домом своим и со всею Ордою своей и повелел давать ежегодный оброк владыке на дом святой богородицы».
Так начинается замечательный памятник древнерусской литературы «Повесть о Петре, царевиче Ордынском», непосредственно связанный с Ростовском краем и явно написанный ростовцем. Древнейший список датируют началом XVI века. Повесть весьма пространная, поэтому здесь приведем лишь ее краткий пересказ, сделанный А.А.Титовым в книге «Описание Ростова Великого»:
«Св. Петр был родом татарский царевич; отца и матери у него не было, а жил он у дяди, хана Беркая; царевич тайно от него ушел в Ростов, где и крестился под именем Петра. Раз он находился близ города и заснул; во сне, а потом и наяву, ему явились апостолы Петр и Павел и велели на том месте, где он спал, построить во имя их церковь, и, дав ему два мешка, один с золотом, а другой с серебром, стали невидимы. Петр тотчас же возвратился в Ростов и сказал о случившемся епископу Игнатию; потом на данные апостолами деньги он купил у ростовского князя Бориса то место, где явились апостолы, и построил тут церковь и при ней монастырь Петровский. Вскоре после этого царевич Петр женился, но, овдовев, постригся в монашество, в 1253 г. скончался в основанном им монастыре».
А теперь обратимся к книге «Древнерусские предания ( XI - XVI вв.)» (М., «Советская Россия», 1982), где к тексту повести сделан комментарий, в котором о хане Берке приведены следующие сведения:
«Хан Берке, брат Батыя, захватил власть в Золотой Орде, убив своего племянника Сартака в 1257 г., правил Ордой до 1266 г. Принял мусульманство, провел на Руси перепись населения для сбора дани, освободив от нее духовенство. Легенда о выходе из Орды племянника Берке возникла, вероятно, в XV в. Многие боярские фамилии на Руси возводили свой род к ордынским выходцам: Годуновы, Сабуровы, Шеины, Вельяминовы. Широко бытовали легенды об ордынцах — основателях церквей и монастырей».
Итак, хан Берке – вполне историческая личность, что настраивает на восприятие повести как на произведение о реальных событиях и реальных исторических лицах. Однако дальше возникают вопросы.
Во-первых, как сказано в том же комментарии, л етописи ничего не сообщают о поездках в Орду ростовского епископа Кирилла. Во-вторых, умерший в 1262 году епископ Кирилл никак не мог в 1266 году крестить Петра после смерти хана Берке. Наконец, в-третьих: согласно свидетельству летописи, Петровский монастырь в Ростове существовал еще в XII веке.
Таким образом, от «документальности» повести не остается и следа. Вместе с тем знакомство с ней оставляет впечатление, что в ее основу положено какое-то реальное событие, описание которого в дальнейшем подверглось многочисленным исправлениям и перепискам в угоду каким-то политическим и религиозным соображениям. В пользу этого предположения – несколько ростовских топонимов, связанных с именем Петра и его наследников. Читаем в книге А.А.Титова «Ростовский уезд Ярославской губернии»:
Петровка Нажировской волости: «По Хлебниковскому летописцу, это место принадлежало св. Петру, царевичу Ордынскому, и было дано ему ростовским князем Борисом Васильковичем (XIII в.); потом оно перешло к его потомку, царевичу Игнатию, у которого и хотели отнять это владение внуки князя Бориса, князья Михайло и Василий Константиновичи, говоря, что Игнатий «род не наш, а кость татарская».
Лазарцево Карашской волости: «По Хлебниковскому летописцу, в XIV в. на месте деревни стоял терем царевича Лазаря Петровича, сына царевича св. Петра, основателя Ростовского Петровского монастыря».
О Петровском монастыре читаем в книге П.А.Критского «Наш край. Опыт родиноведения», изданной в 1907 году: «В полуверсте от Авраамиева монастыря стоит Петровский монастырь, основанный в XIII веке царевичем Петром. Племянник хана Берке, преемника Батыя, царевич был поражен христианской проповедью ростовского епископа Кирилла, бывшего в Орде, раздал свое имущество нищим и уехал с епископом в Ростов, где и крестился, построив церковь во имя апостолов Петра и Павла и около нее монастырь; мощи царевича почивают в приделе, посвященном его памяти».
До наших дней Петровский монастырь не сохранился, но его след остался в другом местном географическом названии. В этой же книге П.А.Критский пишет: «В Ростовском уезде находится большой заштатный город Петровск (1582 жителя), вдоль которого проходит московско-ярославское шоссе. Раньше это было село, принадлежавшее Петровскому монастырю».
Первая развернутая информация о Петровске появилась в книге: «Топографическое описание Ярославскаго наместничества 1794 г.»:
«Петровск, по открытии Ярославского наместничества, учрежден вновь из прежде бывшего экономического села Петровского, удержав прежнее свое наименование. Зданий в сем городе примечания достойных, как то: монастырей и городского укрепления, нет. Церквей две: одна соборная, каменная, построенная по открытии Ярославского наместничества на Всемилостивейше пожалованную Ея Императорским Величеством сумму 8000 рублей, а другая – приходская, деревянная, построенная еще до учреждения города. Каменный дом для присутственных мест, а другой для житья городничего и уездного казначея с их присутствиями. соляных магазейнов деревянных 2, казенный питейный дом 1, кузниц 7, мостов 2, обывательских домов, построенных по Высочайше конфирмованному плану 118, в том числе 3 каменных; при них 13 деревянных лавочек для продажи нужных харчевых припасов. Всех же вообще обывательских домов 163».
А.А.Титов в книге «Ростовский уезд Ярославской губернии» (1885) несколько обновил эти сведения, сообщил, что древнейшее упоминание Петровска имеется у Карамзина под 1207 годом, повторил историю возникновения названия села Петровское:
«Город Петровск первоначально был селом Петровским, принадлежавшим Ростовскому Петровскому монастырю, а затем, при уничтожении монастырского вотчинного права, перешедшим в казенное ведомство. В 1777 году, при учреждении Ярославского наместничества, село Петровское было преобразовано в уездный город. Предание говорит, что когда в 1763 году Императрица Екатерина II путешествовала в Ярославль, то ей очень понравилось местоположение села Петровского, а потому, когда в 1777 году это село было возведено на степень города, из казны было отпущено 8000 рублей на построение соборного храма и необходимых зданий для присутственных мест».
В 1778 году вместе с другими гербами городов Ярославского наместничества был утвержден герб уездного города Петровска: «Щит разделен на два: из зеленого поля выходящий медведь в серебряное поле, доказывая, что сей город принадлежит к Ярославскому наместничеству». C еребряный цвет символизировал чистоту, зеленый – изобилие, а медведь означал принадлежность к Ярославской губернии. Щит венчали царская корона и венок золотых дубовых листьев в виде венка, обвитый голубой андреевской лентой.
Однако в качестве уездного города Петровск пробыл совсем недолго – уже в 1797 году он был переименован в заштатный, е его уезд был причислен к Ростовскому уезду. Как память о былом достоинстве осталась Петропавловская церковь посреди села, построенная в 1760 году. В конце XIX века на колокольне церкви местным купцом Яхонтовым был установлен часовой механизм, изготовленный в английском городе Букингеме. Еще раз обратимся к книге А.А.Титова «Ростовский уезд Ярославской губернии»:
«Почти все жители Петровска, кроме отхожих промыслов, занимаются огородничеством, чему способствует довольно плодородная почва этой местности; здесь разводятся, главным образом, следующие огородные растения: зеленый горошек, цикорий, различные сорта капусты, огурцы, морковь, свекла, лук и друг., а в особенности картофель, спрос на который был и прежде велик, благодаря переработке его в картофельную муку, крахмал и т. п., а с проведением железной дороги этот спрос еще более увеличился, благодаря требованию в отвоз и являющимся из Москвы скупщикам. Около версты от Петровска находится «Святой колодезь»; над ним сделана часовня, с иконою Спасителя. На вкус вода отзывает обыкновенной серой. По местным преданиям, колодезь этот ископан св. Сергием Родонежским».
По другой легенде, здесь отдыхали русские воины, шедшие на Куликовскую битву, после победы в которой над родником срубили часовню. Другая примечательность Петровска – березовая роща, посаженная по приказу Екатерины II .
В 1925 году Петровск лишился статуса города и стал селом Петровским, а с 1943 — поселком городского типа. Несколько лет Петровск был районным центром Ярославской области, но потом история повторилась – как в прошлом Петровский уезд уже присоединяли к Ростовскому уезду, так Петровский район опять присоединили к Ростовскому.
Короткое «лирическое» сообщение о Петровске оставила М.А.Ильина в книге «Путь на Ростов Великий» (Москва, «Искусство»,1975):
«Дорога с относительно высокого холма сбегает вниз, чтобы вновь подняться к большому селу. Это Петровское, в недавнее время бывшее даже районным центром. Шоссе преграждает церковь поздно классического стиля. По обе стороны шоссе дома, и дорога стремительно по наклонной плоскости устремляется вниз. Справа и слева нас встречает чудеснейшая, нет – редчайшая березовая роща с «подшерстком» из возрастающих елочек, а далее уже виднеются бесконечные мягкие по своим очертаниям дали, которые предвещают приближение Великого Ополья – плодороднейшей равнины, озера Неро с Великим же городом на его берегу – Ростовом».
В книге М.Н.Тюниной «Ростов Великий», изданной в 1969 году, Петровск только упоминается:
«На пути от Москвы к Ростову встречается гряда холмов, которые тянутся в направлении от Сильниц к Петровску. Это огромное скопление валунов, булыжника, гравия, разведанные запасы которых насчитывают десятки миллионов кубических метров. Такое богатство оставил нам ледник, прошедший здесь много тысяч лет назад. Идет добыча гравия в карьерах. Он подвергается промывке и сортировке, булыжники и валуны дробятся на щебень. Гравий и щебень доставляются на стройки области, а также вывозятся за ее пределы и употребляется для приготовления бетона, железобетона и строительства дорог».
Ровно через десять лет книга была переиздана, добавлены сведения об истории Ростовского края, отдельно рассказано о Поречье, Угодичах и Семибратове, но Петровск на этот раз даже не был упомянут. Между тем немногие населенные пункты могут похвастать тем, что история их возникновения связана с историей известного произведения древнерусской литературы, в данном случае – с «Повестью о Петре, царевиче Ордынском».