«В КАКОЙ ЗЕМЛЕ – УГАДЫВАЙ…»

Вспомним лукавый и многозначительный зачин поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»:

Давно уже известно, в каком году начались события поэмы, – помогли упоминания временнообязанных мужиков и ссыльных поляков. Немало написано и о том, в какой земле искали семеро мужиков-правдолюбцев счастливого. И хотя здесь нет полного единства мнений, но в главном исследователи сходятся: истоки поэмы – в реальной жизни, творческая история поэмы нерасторжимо связана с теми местами, которые хорошо знал, вдоль и поперек исходил Некрасов. Прежде всего – это ярославский край, где прошло детство поэта, где сразу после отмены крепостного права он купил усадьбу в Карабихе, чтобы не только отдыхать, но и работать, быть поближе к родным местам, к народной жизни. Именно на ярославской земле возник у Некрасова замысел эпической поэмы о пореформенной России, именно ярославские наблюдения легли в основу поэмы, а уже потом, в ходе работы, они дополнились костромскими, владимирскими, нижегородскими впечатлениями.

Некрасов – один из самых ярких реалистов, творчество которого почти целиком построено на конкретном жизненном материале. Конкретность поэтического восприятия отличает его от других русских поэтов девятнадцатого века, в этом выразился эстетический принцип революционных демократов: искусство есть воспроизведение действительности. Почти за каждым стихотворением Некрасова – действительный факт, реальный образ. Эта особенность творчества поэта проявилась и в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Работа над поэмой потребовала большого количества фольклорных источников. Их много было в личной библиотеке Некрасова в карабихской усадьбе: книги Афанасьева и Барсова, Буслаева и Даля, Рыбникова и Киреевского. Исследователи творчества Некрасова отмечали, что поэт не случайно избрал главными героями своей поэмы семерых мужиков и применил сказочно-условную форму – число семь играет в народном миросозерцании особую роль. Впрочем, некоторые исследователи сразу же оговаривались, что в поэме Некрасова число семь не имеет обычных атрибутов «чудесности». А если так, не явился ли этот поэтический прием отражением каких-то реальных впечатлений? Не положен ли в основу поэмы случай из жизни? Не мог ли Некрасов в окрестностях Карабихи, где он работал над поэмой, увидеть сцену, как встретились мужики и заспорили о тяжелой крестьянской доле?

Нет смысла искать место действия зачина поэмы в перечисленных «говорящих» названиях деревень Подтянутой губернии, уезда Терпигорева, Пустопорожней волости – тут всё ясно. Однако в самом начале поэмы Некрасов, вероятно, неспроста дает две точные координаты – столбовую дорогу, на которой сошлись семь мужиков, и село Великое, куда нес «соты медовые» Пахом. Называли еще один ориентир — село Иваньково, куда направлялся окрестить ребенка один из семерых мужиков. Но попытаемся обойтись без этого ориентира – давно замечено, что только в Ярославской губернии нашлось пять Иваньковых. А вот село Великое с его знаменитой ярмаркой – единственное в своем роде: оно служит своеобразным «ключом, открывающим топографию поэмы».

Что касается столбовой дороги, то, судя по всему, речь идет о Московско-Ярославском тракте, на котором расположена Карабиха. Можно предположить, что сначала Некрасов действительно хотел провести героев поэмы конкретным, реальным маршрутом, но вскоре вынужден был отказаться от этого плана, который в чем-то сковывал его, ограничивал панораму сюжета. Но где именно на «столбовой дороженьке» могли встретиться некрасовские мужики? Не было ли на Московско-Ярославском тракте, неподалеку от Карабихи, деревеньки или села, где часто бывал Некрасов и мог наблюдать там крестьянскую жизнь, увидеть сценку, которая и послужила толчком к замыслу поэмы?

Оказывается, есть такое место, но так уж получилось, что оно редко упоминается в работах, посвященных теме «Некрасов и Ярославский край». Откроем биографию Некрасова, Здесь среди знакомых мужиков-охотников вскользь упоминается Николай Андреевич Осорин из села Макарово, в доме которого неоднократно бывал поэт, отправляясь в дальние охотничьи странствия. А ведь именно они, повторяю, обогатили Некрасова наблюдениями и впечатлениями, отразившимися в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Стоит торговое село Макарово на «столбовой дороженьке» – Московско-Ярославском тракте, рядом – село Великое со своей знаменитой ярмаркой. Наконец, неподалеку находится Карабиха, а Некрасов явно с карабихской усадьбы, увиденной в первый свой приезд, списал барскую усадьбу, в которой после встречи на «столбовой дороженьке» оказались мужики. Вспомним строки из поэмы:

Кто бывал в Карабихе, сразу узнает бывшую усадьбу князей Голицыных, купленную Некрасовым, – несколькими штрихами поэт дал почти фотографическое изображение.

Итак, мы предполагаем, что возле Макарова или в самом селе произошла встреча семерых мужиков, отправившихся потом в странствие по России. Но не оставил ли Некрасов в тексте «Кому на Руси жить хорошо» какой-нибудь конкретной детали, по которой можно было бы угадать, точно определить, в «какой земле» начались события поэмы?..

По топонимической легенде свое название село Макарово получило по имени отшельника Макария, который построил здесь келью-хижину и зажил праведно. Позднее один из местных князей поставил рядом терем, где поселил семерых своих сыновей, и стало это место называться Семибраты-Макарово. Со временем село стали называть просто Макарово, а название Семибратово перешло на железнодорожную станцию и селение при ней. Кстати, в черновиках поэмы «Кому на Руси жить хорошо», в главе «Солдат», Семибратово упоминается, но в окончательный текст оно не вошло:

Еще одна явно «семибратовская» примета – в рассказе бывшего креcтьянина Трофима:

Пеунятниками называли местных крестьян, выращивавших на продажу каплунов. Вот и возникает вопрос – только ли фольклорная традиция подсказала Некрасову взять в качестве героев поэмы семерых мужиков? Не здесь ли, в Семибратах-Макарове, родился замысел поэмы, живо представились семеро ее героев, отправившихся на поиски счастливого?

Известно, как в русском фольклоре часто обыгрывалось число семь, сколько связано с ним поговорок и пословиц, легенд и сказок. Вспомним сказку «О семи Симеонах – родных братьях», пушкинскую «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях». Не здесь ли, в Семибратах-Макарове, истоки этих сказок? В любом случае их хорошо знал Некрасов, слышал о живших когда-то здесь «семерых братьях-сбродичах», и, возможно, получилось так, что старинное название села подсказало ему обратиться к фольклорной традиции, взять в качестве героев семерых мужиков-правдолюбцев, встретившихся в Макарове, на «столбовой дороженьке».

В Карабихском музее хранятся охотничье ружье, подаренное поэтом Николаю Осорину, и рог для пороха, когда-то принадлежавший Некрасову и долгие года находившийся в доме Осориных. Интересна судьба этих вещей. В 1952 году директор музея-усадьбы «Карабиха» Анатолий Федорович Тарасов приехал в Макарово, встретился здесь со старшим внуком Николая Осорина и выяснил, что всего у деда было два ружья Некрасова – одно поэт подарил охотнику, а другое вместе с патронташем и рогом как-то оставил в доме Осориных. Со временем все эти вещи затерялись, в частности, одно ружье было конфисковано милицией, другое кому-то отдано, а патронташ и рог для пороха, видимо, сгорели при пожаре.

Но настойчивый некрасовед не терял надежды найти вещи, когда-то принадлежавшие поэту. И судьба вознаградила его – в соседней деревне Осиновцы он отыскал одно из некрасовских ружей, а потом нашелся в доме Осориных и рог для пороха.

Младший внук Николая Осорина рассказал в 1972 году, что дед его был на три года старше Некрасова, прожил девяносто лет, любил часто вспоминать о своих встречах с поэтом. Умел Некрасов говорить с крестьянами, располагать их к себе. Внук охотника вспоминал, что собирались мужики то в просторном доме деда, то в соседнем трактире. Ясно, что разговор шел не только об охоте, – слишком серьезные, переломные события происходили в те годы в России. Может, один из таких разговоров, закончившийся спором, и натолкнул Некрасова на замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо»? А уже потом, в процессе работы над поэмой, появилась и «столбовая дороженька», которая проходила прямо под окнами дома Осориных, и семеро мужиков, подсказанных поэту старинным названием села.

Макаровскому охотнику Николаю Осорину повезло меньше, чем «другу-приятелю» Гавриле Яковлевичу Захарову, которому Некрасов посвятил свою поэму «Коробейники». Не стал он героем известного некрасовского произведения, как это случилось с рыбаком и охотником по прозвищу Мазай. Но кто знает, как отразилось знакомство с Николаем Осориным в поэзии Некрасова, в частности, какую роль сыграло оно в истории создания поэмы «Кому на Руси жить хорошо»? Судя по всему, поэт относился к Николаю Осорину по-дружески, иначе бы так часто не навещал его гостеприимный дом, не подарил бы ружье – в знак уважения и особого расположения.

Еще в 1988 году в очерке «Семь фрагментов из биографии», опубликованном в ростовской районной газете, я писал:

«Не трудно представить, какой поднялся бы переполох, если бы нашли деревенскую избу, где бывал Пушкин. Сразу бы встал вопрос о немедленной реставрации, об открытии мемориального музея и так далее. А у нас под боком, на дороге Москва-Ярославль, на маршруте знаменитого Золотого кольца России стоит дом, где не раз останавливался великий поэт Некрасов, и мы спокойно наблюдаем, как он рушится у нас на глазах! Сюда, в дом макаровского охотника Николая Осорина, неоднократно заезжал Некрасов, отправляясь на охоту. Лежит возле дома большой камень, на котором отдыхал Некрасов. Короче говоря, есть всё, чтобы создать здесь мемориальный музей, рассказывающий об охотничьих странствиях поэта. А ведь именно они обогатили его наблюдениями, положенными в основу поэмы «Кому на Руси жить хорошо», неподалеку от Макарова или даже в самом селе «на столбовой дороженьке сошлись семь мужиков».

Почему бы в знак уважения к памяти великого поэта не сохранить этот дом для потомков, не открыть здесь музей? А в будущем, может, встанет рядом и памятник семерым мужикам, отправившимся на поиски Правды».

К сожалению, к настоящему времени дом Осориных разрушили окончательно, теперь на его месте пустырь. Прозвучавший в газете призыв открыть здесь музей Н.А.Некрасова не возымел действия – и уникальный исторический памятник погиб. У целого государства – современной России – не хватило возможностей и, видимо, желания сохранить дом, связанный с именем Некрасова, на стихах которого выросло несколько поколений русских людей. В том числе – непродажных интеллигентов, которые не меняют своих убеждений всякий раз, когда меняется власть…

главная | назад

Hosted by uCoz