ОТ ЖИТИЯ ДО ЖУРНАЛА

От жития до первого провинциального журнала – такой путь прошла ярославская литература за тысячу лет своего существования. Почти весь древний период ее развития так или иначе связан с Ростовским краем. Об этом подробно рассказывается в книге М.Сударушкина «Рассказы о ростовской истории» и на его сайте в Интеренете.

В XVIII веке центр местной литературной жизни переместился в Ярославль. Город по праву гордится тем, что является родиной первого русского театра, основанного Федором Григорьевичем Волковым (1728–1763). Это была воистину многогранная личность: актер, режиссер, драматург, поэт. До нашего времени из его поэтического наследия дошли песни «Ты проходишь, дорогая, мимо кельи» и «Станем, братцы» петь старую песню». Известно, что им была написана ода «Петр Великий», а также около 15 оригинальных пьес, таких как «Всякий Еремей про себя разумей», «Увеселение московских жителей о масленице», «Шемякин суд». К сожалению, из драматургического творчества Федора Волкова сохранились только его переводы французских пьес.

Краткие биографические сведения о Федоре Волкове приведены в книге П.Критского «Наш край» («Русь», № 5/6-98). Родился он в Костроме. Овдовев, мать вышла замуж за ярославского купца Ф.Полушкина. «Имя Полушкина до сих пор сохраняется в Ярославле близ города, на Волге, расположена Полушкина роща, любимое место для прогулок горожан», – пишет П.Критский. Грамоте выучился у немецкого пастора, «который жил при герцоге Бироне, находившемся в Ярославле в ссылке». Для продолжения образования отчим отправил его в Московскую Заиконоспасскую школу, затем, для освоения бухгалтерии, в Петербург. Здесь он побывал в придворном театре, что произвело на него неизгладимое впечатление, которым, вернувшись в Ярославль, он поделился со своими сверстниками. Далее, по Критскому, события разворачивались так:

«Попов, Шумский, Иконников, Нарыков, Чулков и др. выразили желание попытать счастье – устроить в Ярославле такое же представление… Ярославский воевода Бобрищев-Пушкин и помещик И.С.Майков начали собирать пожертвования среди местных богатых людей и передали их Волкову. Прибавив своих денег, Федор Григорьевич построил деревянный театр и открыл его для публики за небольшую плату. Так родился на Руси первый общедоступный театр. Через год услыхала императрица Елизавета Петровна о ярославских актерах и вызвала Волкова с товарищами в Петербург. В Зимнем дворце в присутствии государыни и придворных Волков устроил театральное представление. Игра ярославских актеров так понравилась всем, что они были оставлены в Петербурге на жаловании, а один из них, Нарыков (Дмитревский), был отправлен за границу для усовершенствования. Впоследствии Дмитревский стал знаменитостью, и имя его, как талантливого актера, сделалось известным повсюду. Волкову было даровано звание «первого придворного актера» и было поручено устроить в Петербурге и Москве театры для всех, на казенный счет. Императрица Екатерина II пожаловала ему дворянское достоинство и 700 душ крестьян. Во время коронования Екатерины II, 30 января 1763 года, Волков был назначен главным устроителем народных развлечений в Москве. Коронация длилась 3 дня, и Федор Григорьевич всей душою отдался делу; но погода была холодная, он простудился и 4 апреля 1763 года скончался всего 34 лет отроду. Похороны были торжественные: видно, что заслуги его всеми признаны. Похоронен Ф.Г.Волков в Москве на Андрониевом кладбище. Могила его затерялась, но память о славном ярославце сохранится навсегда».

В заключение очерка о Ф.Г.Волкове П.Критский приводит стихотворение С.А.Мусина-Пушкина, написанное по случаю празднования в 1900 году в Ярославле 150-летия со дня основания первого русского театра, в котором есть такие строки о Федоре Волкове:

Знаменательно то, что после смерти Волкова русским театром руководил тоже ярославец – Иван Афанасьевич Дмитриевский (1734–1821), который перевел и отредактировал около 50 пьес, написал такие поэтические произведения, как «Непостижимость судьбы», «Элегия», «Радость российских муз», «Эпитафия Аграфене Михайловне Дмитревской» и др.

Любопытно и то, что одним из самых известных поэтов-ярославцев XVIII века стал сын помещика-»спонсора» И.С.Майкова – Василий Иванович Майков, сверстник Федора Волкова. Его перу принадлежат многочисленные басни, оды, поэма «Елисей или раздраженный Вакх», которую высоко ценил А.С.Пушкин. Фамилия ярославского воеводы Бобрищева-Пушкина тоже невольно вызывает мысли о причастности разветвленного пушкинского рода к созданию первого русского театра.

Незаурядны были и другие участники создания ярославского театра.

М.И.Попов – один из первых русских писателей третьего сословия, то есть выходца из духовной или даже крестьянской семьи. По рассказам современников, Михаил Попов переписывал и исправлял стихи Ф.Г.Волкова. Вместе с братьями, ставшими первыми русскими профессиональными актерами в труппе Федора Волкова, он переехал в Петербург, затем учился в Московском университете, работал в секретариате Комиссии по составлению нового уложения, сотрудничал в журнале Н.И.Новикова «Трутень» и в журналах М.Д.Чулкова, вместе с которым составил сборник русских песен.

М.Д.Чулкова родился в Ярославле в мелкокупеческой семье. В придворной труппе Федора Волкова был актером и парикмахером-гримером, но после выхода в 1766 году его первой книги «Пересмешник» всецело отдался литературе. Выступал в качестве журналиста и поэта, драматурга и историка, экономиста и географа. Сознательно противопоставлял свое творчество высокой классической литературе. Своим антидворянским характером, ориентацией на массового читателя его проза представляет яркое явление первоначального периода развития реализма. Один из первых собирателей фольклора, он создает свой, национально-славянский Олимп, на котором живут Лада – Венера, Лель – Амур, Светловид – Аполлон. Умер в 1792 году.

В 1786 году в Ярославле вышел первый провинциальный журнал, известный под названием «Уединенный пошехонец». Однако его полное название гораздо пространней:

«Уединенный пошехонец. Ежемесячное сочинение на 1786 год, содержащее в себе известия о достопамятных происшествиях, случившихся в здешней стране издревле и ныне; благотворительные и человеколюбивые деяния, оказанные частными людьми к общественной пользе; разные духовные, философические, нравоучительные, исторические, до нашего Отечества и до иных государств относящихся, также до естественной истории, домоводства и до наук принадлежащие сочинения».

В следующем 1787 году вышло еще шесть книжек журнала, но под другим, сокращенным названием: «Ежемесячное сочинение, издаваемое в Ярославле».

Инициаторами издания журнала и его редактором выступил Василий Демьянович Санковский (1741–1796). Будучи студентом Московского университета, он сотрудничал в журналах Хераскова «полезное увеселение» и «Свободные часы», а в 1764 году предпринял издание собственного журнала «Доброе намерение». После окончания университета он получил место секретаря Ярославского Приказа общественного призрения, где, вероятно, «снискал милость» первого ярославского генерал-губернатора А.П.Мельгунова (9.02.1722–2.07.1788), который всячески поддерживал просвещение. В 1778 году в Ярославле появилось училище для дворянских детей, в 1786 году его сменило главное народное училище для детей всех сословий, в том же году открылся Дом призрения ближнего. В 1784 году в городе была основана первая типография, и среди ее изданий был первый русский провинциальный журнал «Уединенный пошехонец».

В книге «Рассказы о книгах» Н.Смирнов-Сокольский так писал о журнале:

«Нельзя не согласиться с ярославским поэтом-демократом Л.Н.Трефолевым, посвятившим «Уединенному пошехонцу» отдельную работу, что не следует слишком строго относиться к малым литературным достоинствам этого первого провинциального журнала. Никому не придет в голову, например, рассматривать ботик Петра I с точки зрения современного развития корабельного искусства. Он ценится как «дедушка» русского флота. Можно оказать такое же уважение и к «дедушке» провинциальной печати – журналу «Уединенный пощехонец»«.

«Отдельная работа» Л.Н.Трефолева, на которую ссылается Н.Смирнов-Сокольский, это статья, опубликованная впервые в 1879 году в журнале «Русский архив». В примечании к статье об «Уединенном пошехонце» Смирнов-Сокольский написал следующее: «По указанию в каталоге Л.И.Жевержеева Л.Трефолев переиздал «Уединенного пошехонца» на 304 страницах, с печатью только на одной стороне листа. Никогда этого переиздания не видел и нигде о нем, кроме каталога Жевержеева, не читал».

Публикуемые в журнале материалы отличались удивительным разнообразием и освещали буквально все стороны современной общественной жизни и страницы прошлого. Так, здесь были напечатаны краеведческие работы о Ярославле, Ростове, Угличе, Рыбинске, Петровске, Любимее, Данилове, Романово-Борисоглебске и их уездах.

Продолжателем традиций «Уединенного пошехонца» следует назвать «Ярославский литературный сборник», первый выпуск которого вышел в 1849 году. «Сборник – истинно ярославский... Все статьи принадлежат особам, живущим в городе Ярославле или Ярославской губернии; местом печатания его была Ярославская типография; даже бумага куплена с фабрики князя Гагарина, находящейся в Ярославском уезде», – так издатели сборника предварили его первый выпуск.

На выход «Ярославского литературного сборника» откликнулся журнал «Современник», опубликовавший рецензию, в которой анонимный автор предостерегал от иронического отношения к выходу провинциального издания и отмечал достоинства сборника. Есть предположение, что автором рецензии был Н.А.Некрасов, по-землячески решивший поддержать ярославских литераторов.

Помимо поэзии и прозы в сборнике были широко представлены краеведческие, в том числе и архивные материалы – письма Екатерины Второй к ярославскому наместнику А.П.Мельгунову. « Путешествие в 1721 и 1722 годах по святым местам Палестинским» – название рукописи начала XVIII века, автором которой был посадский человек М.Г.Нечаев. «Отрывок из путешествия ярославца в Киев» – очерк собирателя старины Е.В.Трехлетова. Два материала были написаны купцом-краеведом С.А.Серебрениковым. В очерке «Исторические исследования о начале и основании города Ярославля» излагалась легенда об основании города, сопоставлялись взгляды историков. Второй очерк – «О разорении города Углича поляками, казаками и черкасами 1608–1618 гг.» – также был посвящен ярославской истории.

Проза в сборнике была представлена повестью Юлии Жадовской «Не принятая жертва», посвященной положению женщины в обществе. Жадовскую называют в числе инициаторов и организаторов издания сборника. Именно она в начале 1849 года отвезла рукопись «Ярославского литературного сборника» в Петербург и передала в цензуру. Позднее в одном из писем она вспоминала: «Статьи остались в Петербурге и по отъезде моем оттуда их прислали уже сюда, в Ярославль, иные с дозволением, а другие с запрещением печатать».

В этом же сборнике были опубликованы ее стихи, стихи других ярославцев, причем некоторые из них напечатаны под псевдонимами. Возможно, это говорит о том, что занятие литературой в Ярославской губернии, несмотря на выход здесь первого провинциального литературного сборника, не было еще престижным. Впрочем, причины могли быть и другие. Главное, что Ярославль, как и в случае с «Уединенным пошехонцем», оказался первооткрывателем провинциальных издательских традиций.

В 1901 году в Ярославле открылся первый краеведческий съезд, посвященный изучению истории и древностей Ростово-Суздальской Руси. Инициатива созыва съезда деятелей историко-археологических учреждений центра России принадлежала членам Ярославской губернской ученой архивной комиссии. Позднее подобные краеведческие съезды состоялись и в других древних русских городах. Целью этих съездов было объединение научных работников, занимающихся изучением истории Ростово-Суздальского княжества, ставшего колыбелью великорусской нации и ее культуры. А спустя ровно 90 лет, в 1991 году, в Ярославле вышел в свет первый номер литературно-исторического журнала «Русь», учредителями которого выступили писательские организации Владимирской, Костромской, Ивановской и Ярославской областей, входящих в древности в пределы Ростово-Суздальского княжества.

Однако необходимость создания такого журнала созрела еще задолго до появления «Руси».

Так, в начале шестидесятых годов прошлого века в Ярославском книжном издательстве вышло 6 номеров альманаха «Стрелка», который предполагалось сделать журналом. Однако по требованию Госкомиздата альманах был закрыт – как не соответствующий статусу и профилю областного издательства.

С 1963 года, когда в Ярославле было создано региональное Верхне-Волжское книжное издательство, начал выходить ежегодный альманах писательских организаций Владимира, Иванова, Костромы и Ярославля. Чтобы и с этих альманахом не случилась такая же история, как со «Стрелкой», каждый год ему давали другое название. Однако мысли о создании собственного журнал не покидали местных писателей.

«Ярославским писателям нужен свой журнал, где бы они могли сразу, а не спустя годы печатать новые произведения. В этом журнале нашли бы место произведения современных ярославских авторов, получили бы голоса те, кто уже ушел из жизни, была бы предоставлена трибуна нашим краеведам и историкам. Уверен, что журнал получился бы интересным, нужным нашим читателям. Как тут не вспомнить журнал «Уединенный пошехонец»! В восемнадцатом столетии ярославские авторы имели свой журнал, а в конце двадцатого о нем приходится только мечтать».

Это интервью Б.Сударушкина была опубликовано в газете «Юность» в мае 1989 года. О необходимости создания журнала говорилось почти на каждом собрании ярославских писателей. В декабре 1989 года ответственный секретарь Ярославской писательской организации Ю.С.Бородкин направил письмо в идеологический отдел Ярославского обкома КПСС: «Ярославская писательская организация обращается в обком КПСС с просьбой поддержать ее ходатайство об издании в Ярославле литературно-художественного журнала, объединяющего широкий творческий актив писателей Верхней Волги… Писатели Костромы, Иванова, Владимира поддерживают данное предложение».

Хлопоты закончились тем, что 20 сентября 1990 года в Ярославле состоялся учредительный съезд писателей Верхней Волги. Предлагались разные названия нового журнала, но остановились на названии «Русь», предложенном Ю.С.Бородкиным – оно наиболее точно отвечало географии и направленности нового печатного органа.

главная | назад

Hosted by uCoz