Журнал «Русь», заявивший себя как литературно-исторический журнал, не мог не обратиться к неизданным и малоизвестным произведениям, хранящимся в архивах и музеях, в фондах редких книг. Список таких публикаций большой, поэтому назовем только те из них, которые непосредственно связаны с историей Ярославского края.
В 1998 году журнал почти целиком опубликовал книгу П.А.Критского «Наш край» (№ 3, 5/6). Впервые книга была издана в Ярославле в 1907 году под названием «Наш край. Ярославская губерния – опыт родиноведения». При публикации в журнале из книги были исключены в основном главы о природных условиях Ярославской губернии и те материалы о замечательных ярославцах, которые теперь общеизвестны – например, о связи Некрасова с Ярославским краем.
Публикацию открывала вступительная статья заведующей краеведческим отделом Ярославской областной научной библиотеки им. Н.А.Некрасова Надежды Николаевны Макаровой. Написанное ею вступление к книге П.Критского настолько интересно и поучительно для всех, кто занимается ярославским краеведением, что его просто необходимо привести здесь хотя бы с сокращениями:
«Ярославское губернское земство, с большой ответственностью относившееся к вопросам народного образования и воспитания любви к родному краю у подрастающего поколения, приняло решение объявить в 1900 году «конкурс на составление руководства по родиноведению, заключающего в себе очерк Ярославской губернии». Предполагалось, что очерк послужит руководством для учителей народных школ в их работе по краеведению, для школьников и окончивших начальную школу, станет полезной книгой для чтения. Идея исходила от Л.Н.Трефолева, известного земского деятеля, поэта, историка-краеведа. Им же была разработана программа будущего описания Ярославской губернии, а условия конкурса – председателем школьной комиссии Ярославского губернского земства князем Д.И.Шаховским.
Для оценки сочинений, поступающих на конкурс, была создана специальная экспертная комиссия, в которую вошли губернский предводитель дворянства, председатель школьной комиссии, директор народных училищ, представители от Ученой архивной комиссии и учебных заведений Ярославля (Демидовского юридического лицея, гимназии, духовной семинарии), а также учитель сельского народного училища.
К 1 января 1901 года в комиссию поступило 4 работы. Лучшим было признано сочинение, представленное под девизом: «Свет во тьме светит» и озаглавленное «Наш край. Опыт родиноведения Ярославской губернии для окончивших народную школу». (По условиям конкурса сочинения подавались в двух конвертах: в одном из них было вложено сочинение с девизом без имени автора, в другом – имя, отчество, фамилия автора с повторением на конверте девиза.) Комиссия отметила: «Написанное вполне доступно и интересно, оно обнимает все вопросы, требуемые программой». Рецензент кн. Шаховской особенно похвально отозвался об исторических очерках, которые написаны «живо, доступно и интересно» и о поуездном обзоре губернии, который дает «ценные фактические сведения» о каждом уезде. Но имелись и недостатки, для устранения которых в помощь автору, а им оказался учитель Ярославского городского училища Петр Андреевич Критский, были приглашены известные ярославские краеведы, занимавшиеся изучением истории, археологии, природы, статистики и современного положения промышленности и торговли в губернии: И.А.Тихомиров, Л.Н.Трефолев, П.И.Мизинов, В.П.Сабанеев, Е.И.Якушкин и другие. Для иллюстрирования сочинения было решено обратиться к коллекционерам С.В.Михалкову, С.А.Мусину-Пушкину, И.Ф.Барщевскому, имеющим фотографии Ярославля и губернии. Ярославское губернское земское собрание решением от 8 декабря 1901 года поручило управе издать очерки по родиноведению в количестве 2400 экземпляров на средства земского книжного склада».
Знакомство с предысторией издания книги П.Критского, которая по достоинству была оценена современниками и считалась одной из лучших краеведческих книг в России, поражает той основательностью, с которой оно было осуществлено. Чего стоит только один список лиц, причастных к этому изданию. В связи с этим невольно возникают грустные мысли, что к настоящему времени это внимательное, уважительное отношение к краеведению утрачено. Хотелось бы надеяться, что не окончательно.
Издание краеведческой книги не было единичным фактом культурной жизни Ярославля того времени. 10 (23) марта 1902 года здесь состоялось торжественное открытие городской общественной Пушкинской библиотеки, которой в 1967 году было присвоено имя Н.А.Некрасова. Автор книги «Наш край» П.А.Критский стал ее первым заведующим. Он же осуществлял руководство библиотекой, получившей статус губернской, и после революции.
Автором рукописи «Наш край» была четко продумана ее структура, которая сохранилась в книге. В первой части давалось описание природных условий, промышленности, состояния культуры Ярославской губернии. Во второй приводились очерки по истории Ярославского края. Третья часть представляла собой поуездный обзор. Названия отдельных глав первого раздела «Описание Ярославского края» давали четкое представление о их содержании: Народонаселение. Религия, народные верования, раскол. Образование. Благотворительность и самопомощь. Добывающая промышленность. О кустарях. Фабрики и заводы. Отхожие промыслы. Торговля и пути сообщения.
Также тщательно была продумана структура второго раздела – «Очерки из истории Ярославского края»: Откуда мы знаем далекое прошлое? Начало первых городов в Ярославской земле. Удельная Русь. Битва на реке Сити. Св. Федор Ростиславович Черный, князь Ярославский и Смоленский. Междоусобная борьба князей Василия Темного и Дмитрия Шемяки. Андрей Васильевич Большой или Горяй, князь Угличский. Князь Андрей Курбский. Святой митрополит Филипп. Убиение царевича Димитрия в Угличе. Смутное время. Разорение Ростова и занятие края поляками. Углич в Смутную эпоху. Очищение Ярославского края от поляков. Ярославль в 1610–1613 годах. Герой Смутного времени (о затворнике Борисоглебского монастыря Иринархе). Ярославский край в XVII веке. Наш край при Петре Великом. Св. Димитрий, митрополит Ростовский. Ярославль при императрице Елизавете Петровне. Ярославский край при Екатерине II . XIX -й век. Крестьянский вопрос. 19 февраля 1861 года. Реформы императора Александра II . Федор Григорьевич Волков. Иван Захарович Суриков.
Мы выписали эти названия специально для тех, кто начинает интересоваться ярославским краеведением и не знает о книге П.А.Критского. Откройте в первую очередь ее – и вы войдете в прошлое Ярославского края легко и с удовольствием. А главное – вам захочется еще глубже погрузиться в ярославскую историю, поскольку каждая глава книги как бы заманивает в свое время, в свою тему. Это не так-то просто – писать доступно и интересно. Критскому эта задача вполне удалась, недостатки и пробелы книги вы увидите потом, когда ваше знакомство с ярославским краеведением превратится в крепкую любовь.
При переиздании книги в «Руси», как мы уже говорили, она подверглась некоторым сокращениям. В связи с этим раздались упреки, что журнал не перепечатал книгу полностью. Редакция журнала вынуждена была объясниться с читателями: «Журнал – не книжное издательство, у него свои возможности и свои особенности. Именно по этой причине в журнале не были перепечатаны главы о природных условиях Ярославского края, иллюстрации к книге (приводится лишь малая их толика). Сделаны и некоторые другие сокращения, в частности – не опубликованы главы о Н.А.Некрасове и Ю.В.Жадовской, поскольку материалы о них печатались в нашем журнале».
И все равно жаль, что книга не была перепечатана полностью, слово в слово, со всеми ее иллюстрациями. Хотелось бы надеяться, что такое издание будет осуществлено в будущем.
Третий раздел книги П.А.Критского – «Поуездный обзор губернии». Каждую из десяти глав (по количеству уездов на то время) открывали данные о численности и плотности населения по переписи 28 января 1897 года, давался общий обзор уезда, описание уездного центра и наиболее крупных и значимых населенных пунктов. Чтобы дать представление о характере подачи материала и творческой манере Критского, приведем отрывок из рассказа о Ярославле. Заодно этот отрывок даст представление о том, что город представлял собой почти сто лет назад:
«ЯРОСЛАВЛЬ (жителей 70610). По красоте местоположения и построек это один из лучших волжских городов, вполне оправдывающий давно сложившуюся поговорку: «Ярославль-городок – Москвы уголок» Особенно красив город с Волги, когда к нему подъезжаешь снизу: на крутом мысу из зелени выдвигается здание юридического лицея, от которого на 3 версты, до церкви Петра и Павла, тянется чудная набережная, обнесенная чугунной решеткой и обсаженная липами и акациями; из-за них видны: соборный дом, построенный Ионою Сысоевичем, красивое здание глазной лечебницы, губернаторский дом, рядом с ним городское 4-классное училище; далее, против пристаней, выделяется коричневое здание женского епархиального училища, увенчанное куполом. От набережной под прямым углом идет широкий липовый бульвар до Театральной (Власьевской) площади. Лучшая площадь в городе – Ильинская; в середине ее стоит старинная церковь св. Ильи Пророка, а по краям расположены полукругом присутственные места; от нее расходятся радиусами в разные стороны 5 улиц; с площади виден вдали Успенский собор, дорога к которому идет Демидовским сквером; в середине последнего возвышается бронзовая колонна, воздвигнутая ярославским дворянством основателю лицея П.Г.Демидову. Перед собором находится обширный плац-парад, на который углом выходит громадное здание городской думы; в нем помещалась мужская гимназия, переведенная в 1902 году в собственное помещение на Семеновской площади. Лучшие и наиболее оживленные улицы в городе – Духовская, Власьевская и Стрелецкая». Ладно – изменились названия улиц, функциональная принадлежность зданий. Но уже нет ни Демидовского лицея, разрушенного в дни Ярославского мятежа 1918 года, ни Успенского собора, снесенного во время беспощадной борьбы с религией, ни бронзовой колонны в память П.Г.Демидова.
«Краткий обзор памятников древности» – еще один раздел книги П.А.Критского, включающий в себя четыре главы: «Ярославские древности», «Ростовские древности» «Угличские древности», «Романовские древности». Здесь также названо немало архитектурных сокровищ, ныне утраченных, в том числе и Успенский собор в Ярославле. Принято решение по примеру восстановления Храма Христа-Спасителя в Москве восстановить и Успенский собор. Признаться, лично нам такие новоделы не нравятся хотя бы потому, что в разговорах об их восстановлении больше политики, чем здравого смысла и заботы о сохранении исторической памяти. В любом случае это не будет тот Успенский собор, построенный «в 1646 году на месте бывшей соборной церкви Успения Богоматери, воздвигнутой князем Константином Всеволодовичем в 1215 году» – как пишет о нем Критский. Уничтожение Успенского собора – само по себе история, которую нельзя залатать, переписать заново.
Не знаем точно, сколько экземпляров книги П.А.Критского «Наш край» осталось в целости из напечатанных 2400 экземпляров, наверное, очень немного. А вот следующая опубликованная в журнале «Русь» краеведческая работа, посвященная ярославской истории, и вообще осталась в 2–3 машинописных экземплярах. Речь идет о рукописи «Ярославль. История. Культура. Быт», извлеченной из архива Рыбинского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. В 1935 году ее подготовил к печати А.А.Золотарев совместно с Н.П.Анциферовым – для публикации в созданной А.М.Горьким серии «Русские города». Однако книга так и не увидела свет. Редакция «Руси» напечатала в двух номерах журнала (№ 1, 2-97) несколько глав из этой рукописи, свыше шестидесяти лет без движения пролежавшей в архиве, сделав следующую оговорку: «Хотя некоторые приведенные в ней сведения и оценки устарели (особенно это касается начальных лет русской государственности), она и сейчас представляет интерес для любителей местной и отечественной истории».
Сначала об авторах книги. Впервые к творчеству Алексея Алексеевича Золотарева (1879–1950) журнал «Русь» обратился в № 4 за 1994 год – здесь был напечатан извлеченный из архива отрывок из его рукописи « Campo santo моей памяти. Образы усопших в моем сознании». « Campo santo в переводе с латинского – цветущий луг, кладбище. Вся рукопись представляет собой около 500 очерков-некрологов о людях, с которыми автора сводила судьба, среди них А.А.Ухтомский, Н.А.Бердяев, А.М.Горький, Н.А.Морозов, В.В.Вересаев, В.И.Качалов, А.С.Новиков-Прибой и другие. В журнальной публикации представлены очерки о рыбинских знакомых писателя: К.А.Ливанове, А.П.Израилеве, З.И.Нифонтовой.
Свою авторскую позицию в отношении к героям своих очерков А.А.Золотарев хорошо выразил в заключительных словах очерка о рыбинском враче Р.Р.Сыромятникове, репрессированном в начале тридцатых годов: «Горько… что нельзя написать о нем хотя бы несколько теплых слов благодарности в местных газетах. Ну что ж, так, значит, надо. Пусть же слова глубокой благодарности к хорошему врачу, доброму человеку и честному политическому деятелю, который любил свою страну, прозвучат здесь, в этом «Campo santo моей памяти».
В предисловии к публикации в журнале А.Аниковская и В.Хализев коротко изложили биографию писателя. Сын рыбинского священника, семья которого была хорошо известна в Рыбинске. Один сын погиб на войне в 1915 году, два других – в сталинских лагерях. Алексей Алексеевич учился в Киевской духовной академии, в Петербургском университете, за участие в демократическом движении подвергался арестам и ссылке. Дружил с Горьким, подолгу жил у него на Капри. С 1915 года занялся краеведческой деятельностью в Рыбинске, считался одним из лучших русских краеведов, что не помешало властям в 1930 году на три года сослать его в Архангельск. «По окончании срока, благодаря Горькому, прописался в Москве, жил в тяжелых условиях, без постоянного заработка и пенсии; щедро проявлял себя в переписке и беседах с друзьями и учениками. Выброшенный из общественной жизни, он сосредоточился на литературной работе (философские сочинения, статья о русском духовенстве, художественная проза, мемуары, литературная критика, сохранившиеся в рукописях)».
В конце предисловия его авторы высказали пожелание издать « Campo santo моей памяти» отдельной книгой. Это был уже не первый случай, когда журнал «Русь» пытался привлечь внимание к уникальным рукописям, которые хранятся в архивах.
Здесь же хотелось бы коротко сказать о старшем брате А.А.Золотарева – педагоге, историке и краеведе Сергее Алексеевиче Золотареве (13.08.1872—1941). После окончания рыбинской гимназии он поступил на историко-филологический факультет Московского университета, работал преподавателем литературы в учебных заведениях Риги и Петербурга, участвовал в событиях революции 1905 года, издал ряд книг, посвященных педагогике и истории русской литературы, которые высоко оценил А.М.Горький. После Октябрьской революции был постоянным корреспондентом журналов «Трудовая школа» и «Семья и школа», преподавал в Петроградском университете и в Академии художеств. В 1920 году вышли два выпуска книги С.А.Золотарева «Писатели-ярославцы» – первого отечественного исследования, посвященного писателям местного края.
Теперь о судьбе другого автора рукописи «Ярославль» – Н.П.Анциферове (1889–1958). В 1915 году он закончил историко-филологический факультет Петроградского университета, с 1918 года работал в Экскурсионной секции Музейного отдела Наркомпроса, затем в Петроградском научно-исследовательском экскурсионном институте и в Центральном бюро краеведения, преподавал в Институте истории искусств. Автор многих работ по организации экскурсионного дела, о Пушкине, Петербурге, Москве. Главный библиограф Ярославской научной библиотеки им. Н.А.Некрасова Маргарита Владиславовна Бекке, которая на протяжении всех десяти лет существования журнала «Русь» вела в нем рубрику «Летопись Золотого кольца», писала о нем: «В 1929 году Н.П.Анциферов был арестован по сфабрикованному обвинению, заключение отбывал в Соловецких лагерях и на строительстве Беломорканала. После освобождения с 1934 года жил в Москве, работал в Государственном литературном музее, однако весной 1937 года вновь был арестован. После тюремного заключения (Лубянка, Таганка, Бутырки) получил восемь лет за «контрреволюционную деятельность» и этапирован в Уссурийский лагерь. В 1939 году был досрочно освобожден, вновь вернулся в Москву, в литературном музее занимал должность ученого секретаря, заведовал отделом… Особое внимание Н.П.Анциферов уделял взаимовлиянию исторической среды и культурной жизни русских городов, что нашло отражение в историческом очерке о Ярославле» (№ 4-97).
Над рукописью «Ярославль» Н.П.Анциферов работал между двумя «отсидками» в лагерях. Возможно, именно это обстоятельство помешало ее изданию в задуманной Горьким серии «Русские города». Помимо исторических сведений авторы дают описание Рубленого города, Спасского и Толгского монастырей. Особое внимание уделено возникновению промышленности в Ярославле, связанному с именами Петра Первого, Демидовых, Затрапезновых. Подробно рассказано о деятельности А.П.Мельгунова, Г.Ф.Волкова, М.Д.Чулкова, Ф.Н.Слепушкина, о создании П.Г.Демидовым ярославского лицея. Много говорится о пребывании в Ярославле И.С.Аксакова, который на другой день после приезда в город, 23 мая 1849 года, написал о нем восторженное письмо:
«Ярославль мне очень нравится. Город белокаменный, веселый, красивый, с садами, со старинными прекрасными церквями, башнями и воротами. Город с физиономиею… Ярославль носит на каждом шагу следы древности, прежнего значения, прежней исторической жизни. Церквей бездна и почти ни одной новой архитектуры; почти все пятиглавые с оградами, с зеленым двором или садом вокруг. Прибавьте к этому монастыри внутри города, с каменными стенами и башнями, и вы поймете, как это скрашивает город, – и тут же Которосль и Волга с их набережными, с мостами и перевозами. Что же касается до простого народа, то мужика вы почти и не встретите, т. е. мужика землепашца, а встречается вам на каждом шагу мужик промышленный, фабрикант, торговец, человек бывалый и обтертый, одевающийся в купеческий долгополый кафтан, с фуражкой, жилетом и галстуком».
В следующем письме Аксаков пишет:
«Губерния сама себя называет «пристною», и в самом деле тиха и мирна, не ссорится, есть, есть что-то маниловское во всем образованном ярославском обществе… Роскошь в городе страшная. Мебель, квартиры, одежда – все это старается перещеголять и самый Петербург».
Через семьдесят лет «пристная» губерния разразится Ярославским мятежом. Пройдет еще семьдесят лет – и ярославская элита опять будет тягаться в роскоши с Петербургом и Москвой.
Но вернемся к рукописи А.А.Золотарева и Н.П.Анциферова, фамилия которого почему-то не была указана на титульном листе музейной рукописи.
Заслуживает внимание приведенные авторами сведения о ярославских печатных изданиях: о вышедшей в 1889 году книге Липинского «Указатель к Ярославским Губ. Ведомостям», о созданной в 1898 году газете «Северный край», об изданной в 1924 году работе Н.Г.Огурцова «Опыт местной библиографии. Ярославский край», включившей в себя 11 тысяч заметок из книг и статей по местной истории, хозяйству, природе, искусству. «Произвести эту большую работу возможно было потому, что среди ярославцев давно укрепилась страсть к книге, – пишут авторы, – здесь выдвинулись целые фамилии, что из рода в род десятилетиями и даже столетиями собирали книжное и рукописное богатство».
Белые пятна и пробелы до сих пор существуют не только в исторической, но и в краеведческой литературе, посвященной прошлому Ярославского края. По мере своих скромных возможностей журнал «Русь» делал доброе дело, на протяжении десяти лет переиздавая посвященные ярославской истории наиболее значимые работы прошлых лет.