9. Он восстанавливал ростовскую историю

Журналист и краевед Виктор Федорович Мамонтов

 

Родиноведение, отечествоведение, краеведение… По-разному называли этот вид деятельности, которому давали разные определения, в том числе и такое: «Изучение какого-либо края, отдельных местностей, районов со стороны их природы, истории, экономики, быта и т.п., производимое преимущественно местными силами». В более ранних словарях слова «краеведение» и вовсе нет, например, у Владимира Даля в его знаменитом «Толковом словаре живого великорусского языка». В современных словарях к определению краеведения с некоторыми изменениями стали добавлять: «Функции научно-методических центров по краеведению выполняют краеведческие музеи». Но вот что интересно – краеведческие музеи всё чаще отказываются от своего «краеведческого» прошлого и перекрещиваются в музеи-заповедники, историко-архитектурные и прочие музеи, видимо, считая, что такие определения, без упоминания краеведения, более престижны, более солидны.

Пожалуй, первыми краеведами вполне можно считать летописцев, авторов житийной литературы, собирателей фольклора, свидетелей каких-либо исторических событий, оставивших о них свои воспоминания. Таким образом, у истоков краеведения стояли самые образованные люди своего времени.

За время существования краеведения менялось и отношение к краеведам. В начале XIX века их называли старинарями – как бы подчеркивая, что они занимаются исключительно делами далекого прошлого, не имеющими никакого отношения к настоящей действительности. В связи с этим многие считали (и считают) краеведов чудаками, белыми воронами, людьми не от мира сего. Но бывало иначе – когда государство уделяло краеведам очень пристальное внимание. Так, в советской истории был период, когда членов краеведческих обществ даже репрессировали. В этом отношении весьма показательна судьба авторов хранящейся в музейном архиве рукописи «Ярославль» – А.А.Золотарев (1879–1950) и Н.П.Анциферов (1889–1958). Первого считали одним из лучших русских краеведов, но это не помешало на три года сослать его в Архангельск; второй – тоже известный краевед – отбывал заключение в Соловецких лагерях.

Так получилось, что на протяжении более тридцати лет, работая в Верхне-Волжском книжном издательстве, в музее Н.А.Некрасова «Карабиха», в литературно-историческом журнале «Русь», я непосредственно общался с краеведами. Близкое знакомство с некоторыми из них убедило меня, что в подавляющем большинстве это люди бескорыстные, честные, трудолюбивые, по-настоящему любящие Отечество и свою малую родину, но не всегда заслуженно оцененные и государством, и земляками. Больше того – многие из них за свою деятельность получали неприятности, незаслуженные упреки, испытывали на себе зависть, недоброжелательное отношение как со стороны административных чиновников, так и чиновников от культуры. Для тех и других человек, который занимается изучением родного края не по долгу службы, не за зарплату, а исключительно из любви к малой родине и по исследовательскому складу характера, внушает недоверия и даже неприязнь – лезут не в свое дело, только нам, профессионалам, мешают. Между тем краеведение – это не только вид творческой деятельности, но и образ жизни. Перефразировав высказывание Тургенева об охотниках, я бы сказал так: «Он был краеведом, значит, хорошим человеком».

Что отличает хороших краеведов, к примеру, от плохих музейных сотрудников? В первую очередь – умение писать об истории родного края и о замечательных земляках с любовью, самостоятельно, не оглядываясь на известные и общепризнанные авторитеты. Да, иногда в желании рассказать о любимом крае ярко, интересно, образно, занимательно краеведов, как говорится, «заносит», в чем-то они ошибаются, высказывают оценки и заключения, которые не имеют строгих научных обоснований и конкретных исторических доказательств. Но с другой стороны, как часто верным ответам на вопросы науки, истории, культуры предшествовали всего лишь предположения, версии, гипотезы. В исторической науке самый яркий тому пример – открытие Трои археологом-любителем Генрихом Шлиманом.

По-разному и из разных социальных групп люди приходили и приходят в краеведение. Обратимся к истории Ростовского края. Крестьянин А.Я.Артынов – автор таких чисто краеведческих работ, как «История села Угодичи», «История Ростова Великого», «Сказки и легенды Ростовского края», «Ростова Великого князья, иерархи и знаменитые люди». Купец-предприниматель А.А.Титов – автор книг «Ростовский уезд Ярославской губернии», «Кураковщина», «Описание Ростова Великого», «Сведения о кустарных промыслах по Ростовскому уезду Ярославской губернии».

Учительница М.Н.Тюнина – автор путеводителя по Ростову, выдержавшего два издания; человек, которому Ростов обязан сохранением знаменитых ростовских звонов. Однако чиновников от культуры и при жизни, и после смерти Марии Николаевны бросали упреки в ее адрес, обвиняли в некомпетентности и т.п. А всё ее «преступление» состояло в том, что она писала не скучные околонаучные статьи, а живые рассказы о Ростове и ростовцах, вставала на защиту местных исторических объектов и традиций. О Марии Николаевне Тюниной мой сын Михаил подробно и с уважением рассказал в очерке «Бережно сохраняя прошлое». Достоин памяти всех, кто изучает ростовскую историю, и В.Ф.Мамонтов которого я хорошо знал.

Виктор Федорович Мамонтов родился 22 мая 1925 г. в городе Урень Горьковской области. Участник Великой Отечественной войны, воевал в Прибалтике и на Дальнем Востоке. В 1946 г. начал работать секретарем районной газеты. Закончив историко-филологическом факультет Горьковского государственного университета, работал учителем истории, директором школы, журналистом, сотрудником Уреньского райкома партии. В 1970 становится заместителем редактора ростовской газеты «Путь к коммунизму».

Я познакомился с Виктором Федоровичем благодаря моему отцу – оба они жили в Семибратове, каждый день ездили на работу в Ростов, поэтому не могли не общаться. Но было и другое – схожесть натур и судеб. Оба были фронтовиками, не ради карьеры вступили в партию, но по личным качествам никогда не входили и не могли входить в ее номенклатуру. Запомнилось, как отец всякий раз после встречи с Виктором Федоровичем восхищался его эрудицией и удивлялся, каким образом редактору местной газеты удалось переманить его в Ростов, где ему, судя по всему, порой было не очень уютно из-за чиновничьего произвола и глупости.

Но к прошлому Ростова Великого Виктор Федорович буквально прикипел. То, что он сделал для ростовского краеведения, заслуживает отдельного разговора. Это же касается местной журналистики. Газета с его приходом оживилась, стала больше уделять внимания уникальному прошлому Ростова. Заслуживает уважения то, что в своих краеведческих работах Виктор Федорович убедительно доказал несостоятельность некоторых местных «специалистов», пытающихся урезать историю Ростова. В грубой форме Виктора Федоровича пытались «поставить на место», но его аргументы оказались сильнее грубости оппонентов.

В 1999 году, к 200-летию А.С.Пушкина, было решено издать ростовский литературно-художественный альманах, мне предложили стать его редактором. Я назвал его «Ростовский изборник». Помимо очерков, рассказов, стихотворений в книгу вошли воспоминания Виктора Александровича Андрианова о В.Ф.Мамонтове под названием «До конца не раскрытый талант…», в которых журналист рассказал об участии Виктора Федоровича в работе над вторым изданием книги М.Н.Тюниной «Ростов». Чтобы понять, что сделал Мамонтов, достаточно положить рядом первое и второе издания и прочитать во втором всю вступительную часть. Однако бескорыстной помощью М.Н.Тюниной, которую она, к ее чести, никогда не отрицала, «анонимное» творчество Виктора Федоровича не ограничилось, полностью его творческая биография до сих пор не раскрыта.

В ростовской районной газете он опубликовал целую серию краеведческих очерков: «Сказание об Александре Поповиче и Юрии Всеволодовиче», «Где Велесов камень?», «Откуда пошло «Слово»?», «Время Артынова», «Ростовская литература старшего периода», «Летописи Ростова Великого», «Ирина Луговская» «Ростовская литература старшего периода», «Так когда же построен кремль?» и др. Чиновники от культуры, взявшие на себя роль цензоров, тоже пытались очернить его имя, его вклад в ростовское краеведение. Но время всё расставило по своим местам.

Однажды ко мне в гости в Семибратово приехал писатель Виктор Флегонтович Московкин, которого я считаю своим литературным наставником. Он родился в 1927 году в деревне Беглищево Борисоглебского района. Закончил Литературный институт им. А.М.Горького, его первую, во многом автобиографическую повесть «Как жизнь, Семен?» опубликовал журнал «Юность», что в то время для провинциального писателя было большим успехом. После книги «Шарик лает на луну» одна за другой вышли повести, составившие трилогию «Потомок седьмой тысячи», посвященную истории Ярославской Большой мануфактуры. О восстании ярославцев против татаро-монгольского ига Виктор Флегонтович рассказал в повести «Тугова гора», вышедшей в Верхне-Волжском книжном издательстве в 1983 году. В 1996 году в журнале «Русь» была опубликована его повесть «Двунедельная царицка», представляющая собой первую часть задуманной писателем книги «Крута гора забывчива», посвященной Смутному времени.

Как-то в шутку Виктор Флегонтович сказал: «Я почти ростовский». И действительно, многое связывало его с Ростовом и ростовцами: он неоднократно приезжал сюда на занятия литературной группы при районной газете, очень теплые отношения связывали его с поэтом Александром Гавриловым, наконец, его всегда интересовала ростовская история. С событий в Ростове, с рассказа о ростовском князе Константине Всеволодовиче и его семье, о ростовском воеводе Александре Поповиче начинается повесть «Тугова гора», вышедшая незадолго до его приезда ко мне в Семибратово. А перед этим у меня состоялся разговор с Виктором Федоровичем Мамонтовым, уже прочитавшим эту повесть и высказавшим мне несколько критических замечаний. Когда я вкратце передал этот разговор Московкину, он тут же загорелся встретиться с Мамонтовым, об эрудиции которого был уже наслышан, и не только от меня.

Так на квартире Мамонтова состоялась встреча, до сих пор оставшаяся у меня в памяти образцом того, как могут спорить образованные и талантливые люди. Они «прошлись» почти по всем произведениям о древней русской истории, написанным местными авторами, начиная от рыбинца М.А.Рапова и кончая владимирским прозаиком Э.П.Зорина. Мне повезло – я знал и Михаила Александровича Рапова, приезжавшего в Верхне-Волжское издательство в то время, когда переиздавался его знаменитый роман «Зори над Русью», и Эдуарда Павловича Зорина, с которым на протяжении нескольких лет меня связывали теплые, дружеские отношения: я бывал в гостях у него во Владимире, он приезжал ко мне в Ярославль и в Карабиху. Романом «Богатырское поле» он открыл целую серию исторических произведений об истории Ростово-Суздальской Руси.

Писать о древней русской истории и не и касаться истории Ростова Великого невозможно, поэтому в разговоре Московкина и Мамонтова ростовская история была в центре. В основном речь шла о том, в каких границах при создании исторических произведений возможен авторский вымысел. С некоторыми замечаниями Мамонтова Московкин согласился, по некоторым вопросам пришлось уступить Виктору Федоровичу. Спор был на равных, я получил от него настоящее удовольствие. В заключение разговор зашел об историческом романе еще одного местного автора, в котором, по словам Мамонтова, «историей и не пахло» – все свои способности и творческие силы автор посвятил не истории, а любовным похождениям своих героев и событиям, высосанным из собственного пальца. Я не думал, что обычно деликатный Виктор Федорович может быть таким резким, когда разговор касался его любимой истории.

В заключение очерка «До конца не раскрытый талант…» В.А.Андрианов написал:

«Похоронили Виктора Федоровича в Семибратове. Много доброго было сказано при прощании. А кто-то из коллег-газетчиков с болью заметил: «Ушел многогранный, до конца не раскрытый талант. Таких журналистов у нас не было и не будет…» Почти двадцать лет прошло с тех пор. И время полностью подтвердило справедливость этих слов».

Прошло еще десять лет, как были опубликованы эти воспоминания, а таких журналистов, как Виктор Федорович Мамонтов, так и не появилось. Одно хорошо – есть с кого брать пример.

главная | назад

Hosted by uCoz