13. «Пришло время собирать камни для себя, для истории»

Заслуженный художник России Елена Васильевна Пасхина

 

Этот рассказ о моей землячке – Елене Васильевне Пасхиной, творчество которой сегодня в немалой степени определяет скульптурное, если так можно выразиться, лицо Ярославля. Жителям таких маленьких населенных пунктов, как мое Семибратово, всегда приятно, когда земляки становятся известными людьми…

Елена Пасхина родилась 12 января 1949 года в якутском поселке Зырянка. Отец Василий Васильевич и мать Надежда Дмитриевна – оба участники Великой Отечественной войны. Отсюда, возможно, впоследствии проявился интерес дочери к историко-героической теме. Однако была и другая составляющая этого интереса – когда Елене было всего шесть лет, семья переехала в Семибратово, одно название которого напоминает о русских былинах, сражениях и богатырях. А рядом – такие древние, прославленные города, как Ростов Великий, Углич, Переславль, Ярославль. Нет, что ни говорите, а место жительства влияет на художника таким образом, что это обязательно проявляется потом в его творчестве. И не случайно именно в Семибратове в Елене проснулся художник – она увлеченно занялась рисованием, сделала первые работы из глины. В то время я работал в лаборатории Семибратовского филиала НИИОГАЗ и хорошо помню, как однажды к нам пришел Василий Васильевич Пасхин и, несколько смущаясь, обратился с просьбой сделать из пластмассы небольшую лопаточку, размером с детскую ладошку. Объяснил: так, мол, и так, дочка занялась лепкой из глины и ей непременно нужен такой инструмент. Заказ мы выполнили тут же, на глазах Василия Васильевича, а когда он ушел, посудачили: чем только дети не увлекаются в детстве и куда всё девается потом. Но для Елены Пасхиной это оказалось не увлечением, а призванием на всю жизнь.

Закончив Семибратовскую школу, она поступила в Абрамцевское художественно-промышленное училище, на факультет художественной резьбы и обработки кости. Причем, поступила без всякой профессиональной подготовки. Да и какую подготовку, спрашивается, она могла пройти в Семибратове? Ладно – рисунок, тут еще можно было найти учителей для начального обучения, но лепкой в Семибратове, в моем представлении, до Елены Пасхиной никто не занимался за всю историю поселка.

О том, как Елена Пасхина училась в художественном училище, красноречиво говорит полученный по окончании красный диплом. Было это в 1968 году. Наверное, Елена Пасхина вполне могла бы устроиться работать на ростовской фабрике «Финифть», жить с родителями в Семибратове. Но поступки человека, который поставил перед собой высокую цель, трудно объяснить логикой рядового обывателя. При этом я ни в коем случае не хочу обидеть обывателя – просто у художника другая шкала ценностей. И ничего с этим чудаком не поделаешь, не уговоришь жить как остальные, нормальные люди. В этом и счастье художника, и источник его постоянного мученичества.

Итак, с небольшим чемоданчиком, красным дипломом и родительскими наставлениями она приехала в Ленинград, где начала свой трудовой стаж на комбинате народных промыслов. При всех достоинствах Ростова и Ярославля этот город – нечто другое, несравнимое. Музеи, театры, памятники архитектуры, знаменитые пригороды – всё это для человека с художественной наклонностью души может стать постоянным соблазном, который обесценит все остальные ценности. Однако Елена Пасхина опять проявила характер – поставив перед собой цель продолжить образование, поступила вольнослушателем в Академию художеств, при этом продолжая работать на комбинате народных промыслов. Каких это стоило трудов и усилий – приходится только догадываться. А уже через два года после приезда в Ленинград ярославская провинциалка без всяких протекций и связей поступила на скульптурный факультет Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина. Закончившая этот же институт искусствовед Инна Ивенская, которая одной из первых по достоинству оценила талант Елены Пасхиной, писала об этом периоде ее жизни:

«В 1970 году Елена блестяще сдала вступительные экзамены на скульптурное отделение академии. Училась у известных скульпторов В.Пинчука и А.Дивина. Прекрасно защитила диплом – скульптурную композицию «К Питеру», или «Солдатский ходок». Уже в этой студенческой работе она показала себя как крепкий мастер реалистической скульптуры. Фотография «Ходока» была опубликована в журнале «Художник», а сама работа отмечена специальным дипломом».

В 1978 году Елена Пасхина окончила аспирантуру и защитилась работой «Первопроходец», навеянной поездкой на БАМ. Упомянутый выше очерк Инны Ивенской назывался «Отсекая всё лишнее» – имеется в виду известное высказывание, что скульптору всего-навсего достаточно отсечь от камня всё лишнее, чтобы получилась скульптура. А мне представляется и другой смысл этого высказывания – сколько надо отсечь жизненных соблазнов и прочих слабостей, чтобы достичь того, что достигла Елена Пасхина?..

О том, как Елена Пасхина вернулась на ярославскую землю, в очерке «Сад тысячи камней», опубликованном в газете «Северный край», так написал журналист Юлиан Надеждин:

«Еще в аспирантуре стала она ассистентом у профессора, могла остаться в любимом Ленинграде. Вышла замуж за однокашника, родился сын. Остаться – не получилось. Врачи настоятельно советовали поберечь здоровье малыша и сменить климат. Тут как раз в Репинку из Ярославского худфонда поступила заявка на скульптора. Вариант подошел во всех отношениях: в Семибратове жили ее мама с папой. Так на родине великого «академика из крестьян»Александра Опекушина появился первый за все советские годы лепщик с фирменной академической выучкой».

Получается, что Елена Пасхина оказалась в Ярославле по воле случая. Но так ли это? Не вмешалось ли в судьбу само провидение, которое направило ее именно туда, где она больше всего была нужна и смогла наиболее ярко раскрыть свой талант? Останься Елена Пасхина в Ленинграде – не было бы многого из того, без чего ныне невозможно представить ее как скульптора.

Ее первой крупной работой в Ярославле стала стела «Битва на реке Сить», установленная в селе Красное в 1980 году. Одновременно создается скульптурная композиция «Буффонада» для Ярославского ТЮЗа. И в том же году Елена Пасхина становится членом Союза художников России. Уверен: таких возможностей для осуществления творческих замыслов в Ленинграде ей не представилось бы при всем ее таланте. Не было бы замечательного памятника нашему земляку адмиралу Федору Ушакову в Рыбинске, выразительного Мемориала жертвам радиационных аварий и катастроф в Ярославле. Так что я остаюсь при своем мнении: тут сказался не случай, а судьба. В этом меня лишний раз убеждают оценки профессионалов, писавших о творчестве Елены Пасхиной. Приведу еще одну цитату из очерка И.Ивенской:

«Скульптурные композиции Елены Пасхиной, появившиеся на ярославских выставках в 1980-е годы, сразу были замечены знатоками и отмечены как явление в культурной жизни края. Самое главное в них – внимательный, активный интерес автора к современному художественному процессу, потребность выразить в нем свои, созвучные мироощущению современника мысли и чувства».

Известный профессор архитекторы Н.Кудряшов так оценил творчество Елены Пасхиной:

«Скульптор Пасхина своим абсолютным чувством пластики природной формы и городского пространства создала тот «мост», по которому мы проникаем в ее мир. Скульптуры Пасхиной всегда являются смысловым и художественным центром архитектуры. Далеко не каждому художнику это доступно, но в «граде Пасхиной» мы можем говорить об особом, монументальном типе художественного мышления».

Заслуженный работник культуры России О.Шиханова писала:

«Творчество Елены Пасхиной – одна из достойных страниц в изобразительном искусстве Ярославля. Она всегда берется за большие задачи, которые привычно считаются по силам, скорее, мужской руке… Каждодневная работа в мастерской для Елены Пасхиной – потребность души, то, что держит ее в постоянном творческом тонусе, ее «сладкая каторга», которой художник верно служит уже много лет».

В 1997 году за памятник Федору Ушакову Елене Пасхиной было присвоено звание лауреата Ярославской областной премии им. А.М.Опекушина. Можно без преувеличения сказать, что автор знаменитых памятников Пушкину в Москве и Лермонтову в Пятигорске через поколения передал эстафету своей землячке. Елена Пасхина – участник многочисленных областных, зональных, республиканских, всесоюзных, зарубежных выставок и международных симпозиумов. Ее произведения находятся в музейных собраниях Москвы, Ярославля, Санкт-Петербурга, Рыбинска, Переславля-Залесского, а также за рубежом – в Чехии, Германии, Англии. В Ярославле неоднократно проходили ее персональные выставки. В 2004 году Елене Васильевне Пасхиной было присвоено звание Заслуженного художника России. Звание действительно заслуженное.

В начале 2005 года в Ярославле состоялась ее персонально-юбилейная выставка «Тысяча камней». Сама Елена Пасхина так определила смысл и характер выставки: «Пришло время собирать камни для себя, для истории». Эта выставка стала первым этапом к осуществлению большого проекта «Штрихи к портрету тысячелетия». Таким образом, «сладкая каторга», на которую обрекла себя Елена Пасхина, продолжается. Больше того, в последнее время по творческой насыщенности эта каторга становится еще более беспощадной к себе – как к художнику и просто как к человеку.

Однако бывают на «творческой каторге» Елены Пасхиной и короткие отпускные дни – когда она приезжает к маме Надежде Дмитриевне в Семибратово. На мой вопрос, что значит для нее Семибратово, она ответила коротко – я здесь отдыхаю душой и телом. По правде говоря, за всё время нашего разговора я впервые усомнился в ее словах, и вот почему. Есть у Елены Пасхиной небольшая бронзовая скульптура «Творчество», которая мне очень нравится: изящная женщина-художница с кистью в руке стоит рядом с мольбертом, из которого как бы вырастает мощная крона дерева, похожая на пламя. Не верится, что творческое пламя в душе талантливого художника Елены Пасхиной может загасить, хотя бы на считанные часы, даже наше уютное, провинциальное, домашнее Семибратово. Тем более, что первая творческая искорка в ее душе вспыхнула здесь…

4 ноября 2005 года в Ярославле, напротив Музея боевой славы была открыта Аллея полководцев, созданная Е.В.Пасхиной и архитекторами В.Г. и В.Н.Аллилуевыми. Аллея представляет собой гранитные постаменты с бронзовыми барельефами русских полководцев, чьи биографии неразрывно связаны с Ярославским краем. Открывают Аллею полководцев фланкирующие постаменты с двуглавыми орлами и надписями, раскрывающими историю создания и замысел композиции: «Аллея полководцев заложена 9 мая 2005 года в память о воинских подвигах славных сынов земли Ярославской... Во все века героизм и мужество воинов России, мощь и слава русского оружия являются основой величия Российского государства».

За скупыми надписями на красновато-сером граните – история появления Аллеи полководцев, весьма насыщенная организационным и творческим трудом ее инициаторов и создателей. Было отобрано 8 полководцев, а именно: Александр Невский, Б.П.Шереметев, Г.А.Спиридов, П.С.Салтыков, А.А.Прозоровский, Ф.Ф.Ушаков, В.К.Блюхер, Ф.И.Толбухин. На плечи Елены Васильевны легла большая творческая ответственность: ведь надо было создать барельефы полководцев, живших в огромном историческом периоде – от тринадцатого до двадцатого столетия. В этих условиях соблюсти портретную точность невозможно, но всю воинскую атрибутику необходимо восстановить исторически верно. Форма, ордена, орденские знаки, погоны и даже пуговицы – все требовало кропотливого изучения и тщательного анализа. В этой ситуации не зазорно было обратиться за помощью в Москву или в Санкт-Петербург. Но Пасхина без колебаний выбрала своим консультантом ростовского художника, искусствоведа и краеведа Анатолия Ефимовича Зайцева.

Недавно в центре Ярославля был поставлен памятник Леониду Соболеву работы Елены Васильевны Пасхиной. «Отсекая всё лишнее», наша талантливая землячка создает памятники на века.

главная | назад

Hosted by uCoz