4. И швец, и жнец, и в дуду игрец

В одном из дореволюционных источников по истории Ростовского края было написано следующее: «Семибратовщина – село Ярославской губернии в Ростовском уезде, принадлежит фамилии князей Куракиных, в нем бывает еженедельный торг по понедельникам, на который приезжают ростовские и прочих уездов купцы и мещане, а привозят шелковые и прочие товары, как то: платки, выбойки, кумачи и китайки, а крестьяне привозят по большей части лес, холст и пряжу».

Приимковская волость, в которую входило Семибратово, состояла к концу XIX – началу XX столетия из двух сельских общин – Приимковской и Левковской, всего 19 селений. К 1885 году, когда А.А.Титов писал свою книгу «Ростовский уезд Ярославской губернии», в них проживало 1493 ревизских души, каждый выплачивал в течение года 7 руб. 72 коп. налогов, из них 3 руб. 60 коп. – мирских, 1 руб. 52 коп. – земских, 2 руб. 60 коп. – казенных. Деньги по тем временам немалые. Чем же еще, помимо торговли лесом, холстом и пряжей, занимались приимковские крестьяне, чтобы выплачивать такие налоги, содержать семьи?

В книге «Наш край» П.А.Критский писал о Ростовском уезде: «Больше вcего <здесь> засевается картофеля, затем идут рожь, овес, лен, горох, пшеница и ячмень... В Приимковской волости занимаются выкормкой каплунов; птиц для этого скупают не только на месте, но и в соcедних губерниях. В течение года выкармливается до 150 тысяч каплунов, которые вывозятся в обе столицы».

О выращивании каплунов писал и А.А.Титов, отмечая, что только в Макарове за осень выращивается до трех тысяч, потом они перепродаются местным скупщикам. Таким образом, это было отлаженное производство, в котором были заняты многие: помимо скупщиков, одни выращивали овес, другие делали из него муку на тех же Исадских мельницах, третьи кормили каплунов скатанными из овсяной муки шариками. А дело это, как пишет Титов, было хлопотное:

«Кормить их начинают с Покрова и кончают и колют перед Рождеством за неделю и немного ранее. Для выкормки каплунов устроены особого рода избы или курятники, где для них делают в несколько рядов и этажей клеточки с отдельным для каждого тесным помещением... Кормка или суточная раздача корма начинается с полуночи и продолжается часа три–четыре, до утра».

Много было среди приимковцев троечников, извозчиков и обозовиков, возивших товары в Ярославль, Кострому, Вологду, Москву; те, кому сопутствовал успех, содержали свои станции. В Макарове и Исадах возникло несколько картофелетерочных предприятий, дававших хорошую прибыль, поскольку картофеля в Приимковской волости выращивалось много. Крахмал и патока вывозились в другие города, а отходы производства приобретало для откорма скота местное население.

Все это развивало в жителях предприимчивость, которая нашла еще более широкое применение после отмены крепостного права. В 1870 году крестьянин Петр Алексеевич Сакин создал в Макарове собственное ткацкое предприятие с конторой и складом пряжи, привлек к делу крестьян-надомников, причем не только из своего села, но и из соседних уездов, всего около двух тысяч человек.

Затем Сакин построил на левом берегу реки Устье, где сейчас расположен завод газоочистительной аппаратуры, полотняно-белильный завод, за качественные полотна получил от Министерства государственных имуществ похвальный лист.

Однако дальше дело здесь застопорилось, не получило продолжения – крестьяне соседней деревни Козлово, у которых Сакин арендовал землю, отказались продать их Сакину, и в 1881 году он перенес свой завод поближе к Ярославлю, на берег реки Которосль, где теперь стоит фабрика «Красные ткачи». Интересная подробность: земли на берегу реки Которосли П.А.Сакин приобрел у брата Н.А.Некрасова – Федора Алексеевича, владельца усадьбы в селе Карабиха. Это уже второе пересечение семибратовской истории с именем великого русского поэта.

Умер П.А.Сакин в 1896 году, оставив после себя четырех сыновей–наследников, продолживших его дело. Семья Сакиных была уважаемой в Макарове. Когда 12 августа 1858 года сюда приезжал император Александр Николаевич с супругой, хлеб-соль им приподнес макаровский бурмистр Алексей Иванович Сакин, судя по всему, отец будущего предпринимателя.

Одновременно в Макарове развивалось сапожноваляльное производство, началась острая конкурентная борьба между четырьмя заводчиками. Победил в ней Егорычев, который в 1906 году выстроил около Макарова сапожноваляльный заводик, работающий на паровой машине. Для сравнения объемов производств назову две цифры из упоминавшейся выше справочной книги «Россия»: «Самая «значительнейшая» из валяльных фабрик селения производит валенок на 45 тыс. руб... Фабрика шерстяных изделий (Блесс) – на сумму 400 тыс. руб. при 460 рабочих». Теперь на месте егорычевского заводика стоит ватная фабрика, которая, как говорится, «на ладан дышит»...

Можно сказать, что благодаря существованию в Приимковской волости заповедной Кураковщины, где крестьяне были более грамотны и самоcтоятельны, тут выработался особый крестьянский тип, вот что писал по этому поводу А.А.Титов: «Недаром в Ярославской губернии их звали кураковцами – это название было не насмешка, а как бы почет. К кураковцам относились с уважением, и они пользовались большим доверием. Несмотря на изменившиеся условия, сторона эта и посейчас в экономическом отношении находится в значительно лучшем положении, нежели другие части Ростовского уезда».

Похоже, Титов был прав – его слова подтверждает разносторонняя и успешная деятельность кураковцев на всех поприщах, которые они выбирали. Он же писал в книге «Ростовский уезд Ярославской губернии»: «Главная промышленность в Макарове, как и в Кладовицах и частию в Гвоздеве, – троечники и извозчики, или обозовики. Последние возят товары в Москву, Ярославль, Вологду, низовые земли, а троечники, кроме перевозки пассажиров по воле и по случаю, содержат станции в Ростове, Ярославле и других городах».

Это сообщение дополнил П.Кончаловский – автор путеводителя по Московско-Архангельской железной дороге, изданного в 1897 году: «В хорошую погоду можно лучше проехать в село Великое от станции Семибратово, где легче найти извозчиков, которые приезжают к приходу почтовых и пассажирских поездов железной дороги. За проезд от станции до села Великого берут 1 рубль и 1 рубль 50 копеек».

Воистину, кураковец был и швец, и жнец, и в дуду игрец. Что он умел и отдыхать весело, свидетельствовали известные по всей губернии местные святочные съезды молодежи, проходившие несколько дней, по очереди в разных деревнях, с беседами, песнями, играми и другими увеселениями. В той же книге «Кураковщина» вот как об этом писал А.А.Титов:

«Более или менее отличительный признак Кураковщины – святочные съезды девиц и молодцов, причем девицы съезжаются в известные селения на несколько суток в гости к девицам не только родным, но просто запросто к знакомым, между тем как молодцы приезжают в такие селения издалека только с вечера и веселятся здесь на беседах до 3-х часов утра. Тот и другой пол в это время щеголяет изысканно-богатыми и щегольскими нарядами. Первый такой съезд бывает дня за два до Рождества в Макарове, откуда во второй день праздника перебираются на три дня в Кладовицы, отселе в Никольское и соседнюю с ней деревню Курбаки (по непоместительности первой) на три же дня, наконец – на три дня в Приимково. Все эти вечера проводятся молодежью на беседах в песнях, играх и других святочных увеселениях.

Скажем несколько слов и о летних гуляньях. Между Макаровом и Великим селом Ярославского уезда, в 6–7 верстах от Великого села, на таком же расстоянии от села Макарово и верстах в 4-х или 5-и от деревни Воэхты, находится «Огарев холм». Под этим именем известны два высоких холма, на расстоянии версты друг от друга, крутые и открытые. На одном холме раскинуто обширное село Огарев холм, с барским домом князя Урусова. У подошвы же другого холма бывает в заговенье на Петров пост многолюднейшее из многолюдных гулянье, привлекающее к себе молодежь из весьма отдаленных селений. Здесь раскидываются шатры с простонародными лакомствами, гуляют, ходят хороводами, поют песни и играют в разные игры. Происхождение этого гульбища неизвестно и особого названия оно не имеет, а говорят просто: «пойдем под Огарев холм».

Близ села Гвоздево бывает довольно многолюдное гулянье, съезд молодежи из разных селений, в Вознесеньев день, на Исадском мосту при деревне Исады, у Исадской мельницы на реке Устье. Храмовый праздник в Гвоздеве – Крещенье, Ильин день и Николая Чудотворца. В Троицын день и в Петрово заговенье сбор гуляющей молодежи – на рубеже Климатинской, Порецкой и Огаревской земли, у подошвы и по скату Климатинской горы. Местность эта называется Комарово. Бывает здесь сбор девиц и во все весенние праздничные дни. Прочие селения справляют отдельные гулянья по своим местам, а в Троицу и Петрово заговенье все сходятся на Комарове – место для всех тогда заветное. Петровым заговеньем заканчиваются здесь летние гулянья. Причина и время выбора Комаровской местности под окружное народное гульбище неизвестны».

Однако безрадостных трудовых будней, конечно же, было гораздо больше, чем праздников. Продолжение истории Исадских мельниц – тому подтверждение.

главная | назад

Hosted by uCoz