6. «Беглый очерк Исадской мельницы»

В архиве Ростовского музея-заповедника «Ростовский кремль» хранится весьма необычный документ столетней давности – стихотворение Василия Кропоткина «Беглый очерк Исадской мельницы» (ГМЗ РК. Р–1088). Первое прочтение этого произведения вызывает улыбку – до того неуклюже и наивно выглядело стихотворение, созданное не очень грамотным автором, имеющим весьма смутное представление о поэтическом творчестве. Однако более терпеливое знакомство с рукописью, насчитывающей около трехсот стихотворных строк, заставило отнестись к ней внимательней, поскольку она представляла собой детальное описание Исадской мельницы. Автор начинает с того, что предлагает пройтись по всем этажам производственного корпуса мельницы, восхищается:

К настоящему времени нет «огромного пруда», а первый этаж мельницы засыпан землей. Тем интересней узнать из стихотворения, что здесь находилась слесарня, в футлярах крутились шестеренки, вокруг которых бегал масленщик, посреди этажа была установлена подъемная машина.

На втором этаже, в «мелющем» цехе, вращались вальцы («Тут их ровно тридцать три»), «На стене висят в оправе преогромные часы».

Третий этаж поражает автора своим простором и чистотой: «Тут хоть танцы заводи, пыли нет, всё подметено». Упоминается мастер с «щупалами» в руке, работающий здесь же «крупчатник-господин» – видимо, пользующийся на мельнице особым уважением.

На четвертом этаже, где работают «мукосеи-мастера», восхищенный автор предлагает читателям посмотреть «Что устроил Вахрамеев – он кормилец просто наш». Из этой фразы следует, что Василий Кропоткин сам работал на мельнице Вахрамеева и был вполне доволен своей судьбой – отсюда и панегирик в честь хозяина. Здесь же, по примеру древних летописцев, автор в очередной раз жалуется на усталость: «Ох, рука очень устала, отдохнуть давно пора».

На пятом этаже автор встречает, видимо, очень известного на мельнице человека: «Много лет Кузьма Пудов подсевает крупку здесь», пытается описать производственный процесс:

Наиболее подробно автор описывает самый верхний этаж, где установлена «самотёска» и бассейн с водой, где «отбирают куколь» и«обивают» пшеницу, поливая ее водой. Забыв, что только что восхищался чистотой мельницы, автор пишет:

Рассказав о производственном корпусе, автор предлагает спуститься в «передний двор», где ходит паровоз, стоит зеленый блокгауз, устроены новые балаганы – «В них пшеницу нагружают в навигацию весной», на галерее висит колокольчик, которым рабочих созывают на смену.

Автор упоминает стоящие здесь «набитые мукой» кладовые, у ворот – сердитого сторожа Николаевского и мучную лавочку, в которой можно купить не только муки, а «что угодно», при этом «С уваженьем, благородно и с пожатием руки». Здесь же находится «артельская» кухня с подведенными к ней кранами с водой, с жаркой печкой и большими столами возле нее.

В «харчевой» хранится «харчевой запас», рядом с мешочной кладовой шумят «ездоки» – вероятно, крестьяне, приезжающие за мукой. О «достоинствах» стоящего рядом с мельницей здания (скорее всего, речь идет о господском доме Даче Вахрамеева) автор ничего не может сказать, поскольку, как признается, ничего о нем не знает и, видимо, ни разу там не бывал. Поэтому сразу переходит к описанию двухэтажного дома, в котором размещалась контора мельницы. Здесь, вероятно, автору приходилось бывать частенько – он упоминает лестницу, окошечко, из которого, возможно, сам получал «дачку» (зарплату), молодых конторщиков и управляющего; зал, кухню, столовую, «прикащицкий покой». Тут же находилась «мельнична» аптека, в которой есть «разные лекарства и свинцовая вода».

Рядом с конторой – квартира крупчатника и его помощника, которые живут вместе с семьями. В «прикащицкой» кухне, «точно господин» – с садиком под окошком – живет сторож. Рядом, в огромном кабинете», «одни только рабочие, а прикащиков-то нет». Можно предположить, что Василий Кропоткин имел в виду своего рода общежитие для рабочих мельницы.

По соседству, в «маленькой каморке», живут кучера. Автор не поленился упомянуть находящиеся здесь же «отхожее место», «ледники», коровник, курятник, кузницу, «столярну», сенной сарай. Описывает дом, в котором живут мастера:

Сегодня это описание вполне подходит к Даче Вахрамеева, которая тоже, судя по всему, доживает свой век, несмотря на то, что ее отнесли к «вновь выявленному памятнику архитектуры». Свой стихотворный «очерк» Василий Кропоткин заканчивает следующими строками:

«Сочинено», действительно, не очень умело и грамотно, но Василия Кропоткина можно не только извинить, но и поблагодарить зато, что он дал такое подробное описание Исадской мельницы. Его бесхитростное стихотворение – как иллюстрация, нарисованная хотя и неумелой рукой, но по собственным впечатлениям «самовидца».

главная | назад

Hosted by uCoz