2. Еще раз о Кураковщине и заповедной стране Беловодии

В русской мифологии Беловодия – это легендарная страна, где живет счастливый народ, не знающий зла и несправедливости, где торжествуют истина и добро, где нет горя и страданий. Таким образом, Беловодия – нечто вроде христианского рая, но не на небе, а на земле. Русские люди считали Беловодию не мифом, не легендой, а верили, что речь идет о конкретном географическом месте на земле.

Как сообщают некоторые источники, в хранившейся в Вышенско-Успенском монастыре под Тамбовом летописи имеется рассказ о неком монахе Сергии, якобы посетившем Беловодию. Приведу этот рассказ с сокращениями.

Во времена киевского князя Владимира Сергий провел несколько лет в византийских монастырях, а, вернувшись в Киев, рассказал князю предание о загадочном государстве на Востоке — Королевстве Белых Вод, стране справедливости и добродетели. Князь Владимир был настолько зачарован этой легендой, что в 987 году снарядил отряд на поиски Беловодии во главе с отцом Сергием. Прошли годы, в Киеве решили, что в дальних краях экспедиция погибла, и о ней забыли. Но в 1043 году в Киеве уже глубоким старцем вновь объявился Сергий и поведал удивительную историю о своем долгом путешествии в Беловодию…

К исходу второго года пути многие участники экспедиции умерли от болезней либо погибли, животные пали. В какой-то обширнейшей пустыне путникам попалось множество скелетов людей, лошадей, верблюдов, ослов. Участники экспедиции были так напуганы этими жуткими картинами, что наотрез отказались идти дальше, только двое согласились продолжать путь вместе с отцом Сергием. К концу третьего года изнурительного путешествия и этих двоих — еле живых от лишений и болезней — пришлось оставить в каком-то селении. Отец Сергий сам был на грани полного истощения, тем не менее, продолжил путь дальше. Еще через три месяца монах достиг границ Беловодии – озера с белыми от соли берегами. Через несколько дней пути перед изможденным Сергием внезапно возникли два человека и отвели его в селение, где после некоторого отдыха он получил работу. Спустя время его перевели в другой поселок, обитатели которого приняли Сергия как брата. Шли месяцы и годы, русский монах приобретал все новые и новые знания...

В XVIII веке появилось письмо инока Марка из обители в Архангельской губернии, якобы побывавшего в Опоньском царстве, находящемся на семидесяти островах моря-океана Беловодия. Не трудно догадаться, что под Опоньским царством подразумевалась Япония, под Беловодьем – Тихий океан. В описанной Марком Беловодии исповедовали христианскую веру, говорили на «асирским языке» (видимо, ассирийском), стояло сорок христианских церквей. По его словам, русские добрались в эту Беловодию с Соловецких островов, через Северный Ледовитый океан.

В 1827-1828 гг. жители сразу нескольких алтайских деревень убежали на поиски святой страны Беловодии. Этому предшествовало появление каких-то проповедников, утверждавших, что «наступили последние времена, повсюду господствует дух антихриста, от которого надо бежать, перекрещиваясь, спасать душу». И таких побегов в одиночку, группами, целыми общинами было немало.

В 1903 году вышла брошюра «Путешествие уральских казаков в «Беловодское царство»». Автор – уральский казак Г.Т.Хохлов, который в 1898 году вместе с двумя товарищами совершил путешествие в Палестину, на Цейлон, в Индокитай и Японию в поисках Беловодии. В предисловии к этой брошюре писатель В.Г.Короленко отмечал, что легенда о Беловодии «не нова и давно уже потрясает простые сердца своей заманчиво-мечтательной прелестию». Далее Короленко писал: «Некоторые из статистиков, исследовавших Алтайский округ, уже в последние годы сообщали пишущему эти строки, что и в настоящее время известны еще случаи попыток проникнуть в Беловодию через таинственные хребты и пустыни Средней Азии. Некоторые из искателей возвращаются обратно, перетерпев всякие бедствия, другие не возвращаются совсем. Нет сомнения, что эти «другие» погибают где-нибудь в Китае или в суровом, негостеприимном для европейца Тибете. Но наивная молва объясняет это исчезновение иначе – эти пропавшие без вести остаются в счастливом Беловодском царстве. И это обстоятельство манит новых и новых мечтателей на опасности и на гибель».

Старообрядческое поверье о таинственной стране Беловодии в одном из своих произведений так пересказал писатель В.Я.Шишков:

«Есть на свете такая диковинная страна, называется она – Беловодье. И в песнях про нее поется, и в сказках сказывается. В Сибири она, за Сибирью ли, или еще где-то. Скрозь надо пройти степи, горы, вековечную тайгу, всё на восход, к солнцу, путь свой править и, если счастье от рождения тебе дадено, увидишь Беловодье самолично. Земли в ней тучные, дожди теплые, солнышко благодатное, пшеница сама собою круглый год растет – ни пахать, ни сеять; яблоки, арбузы, виноград, а в цветистом большетравье без конца, без счету стада пасутся – бери, владей. И эта страна никому не принадлежит, в ней вся воля, вся правда искони живет».

Исследователь Центральной Азии Н.М.Пржевальскийписал:

«Другой весьма интересный рассказ, слышанный нами – предсказание о Шамбалыне (Шамбале), обетованной земле буддистов. Вышеназванная страна есть остров, лежащий где-то далеко на Северном море. В нем очень много золота, хлеб родится необыкновенной величины, бедных нет вовсе»… К лучшим результатам, – писал Пржевальский, – привели расспросы относительно давнего пребывания русских староверов на Лобноре. О них рассказывали нам лица, видевшие собственными глазами пришельцев, явившихся в эту глушь Азии, вероятно, искать обетованную страну Беловодье».

Один из героев романа П.И.Мельникова-Печерского «В лесах» так поведал о посещении Беловодии:

«Стоит там глубокое озеро, да большое, как море какое, а зовут то озеро Лопонским и течет в него от запада река Беловодье. На том озере большие острова есть, и на тех островах живут русские люди старой веры».

С 1923 по 1928 года во время экспедиции по Центральной Азии легендой о Беловодии заинтересовался художник и ученый Н.К.Рерих. Проанализировав собранный материал, он пришел к выводу об общности легенд о Беловодье, Шамбале, Белом острове, а различные названия свидетельствуют о разнообразии и обширности регионов распространения легенды: Индия, Тибет, Алтай, восточный Казахстан, долины верхнего Енисея.

Беловодию отождествляли с прародиной славян, которой называли низовья Дона, территорию современного Ирана, район озера Балхаш, Эльбрус, север Западной Сибири. В некоторых источниках Беловодия называется то Пятиречьем, то Семиречьем. Пятиречье – это земля, омываемая реками Иртыш, Обь, Енисей, Ангара и Лена. Позднее к ним присоединили земли по рекам Ишим и Тобол – и Пятиречье превратилось в Семиречье. И здесь, как видим, не обошлось без числа семь.

Легенда о месте, где существуют справедливое государство и «истинная» церковь, появилась сразу после церковной реформы Никона в середине XVII века, вызвавшей раскол Русской православной церкви. Самыми последовательными сторонниками существования Беловодии были староверы из секты бегунов, которые говорили о ней как о стране, свободной от повинностей и податей, от всякого гнета и насилия, без государственной власти и военной службы, где живут по законам «древлего благочестия». Известно несколько попыток староверов достичь Беловодии, кончавшихся возвращением либо исчезновением беглецов. Один из исследователей писал, что легенда о Беловодии, находящейся где-то на островах Тихого океана, у северо-восточных берегов Азии, «сложилась в условиях колонизации Сибири (Алтая) и Дальнего Востока (Курилы и Сахалин), соединив крестьянские утопические мечты о вольной земле со старообрядческими идеями спасения от Антихриста». Старообрядцы надеялись найти в Беловодии дониконовское православие «во всей его чистоте и благодати». Таким образом, легенды о Беловодии – это переплетение вполне реальных представлений о социально-справедливом государстве с поисками истинной веры и с явно фантастическими рассказами ее «самовидцев».

В одном из источников о Беловодии замечено, что именно благодаря созданию предания о ней сформировались старообрядческие общины Урала, Сибири, Дальнего Востока. Легенда о Беловодии явно близка к легенде о Китеж-граде, также возникшей в староверческой среде. Уже высказывалось предположение, что легенда о граде Китеже могла возникнуть на Ростовской земле – благодаря поглощению древнейшей части Ростова озером Неро. А легенда о Беловодии невольно вспоминается, когда знакомишься с историей «заповедной» Кураковщины. Всё это еще раз доказывает, как богата, необычна и загадочна история Ростовского края.

главная | назад

Hosted by uCoz