3. Версия Артынова – Титова

В настоящее время вряд ли можно надеяться, что найдутся какие-то новые документы, освещающие начальную историю села Семибраты-Макарова. Поэтому всем, кто интересуется и занимается его прошлым, остается обращаться к тем источникам, которые уже известны. В этом отношении наиболее популярными являются книга ростовского краеведа Андрея Александровича Титова (1845–1911) «Ростовский уезд Ярославской губернии», изданная в Москве, в Синодальной типографии, в 1885 году; и его же историко-этнографический очерк «Кураковщина», вышедший через год в типографии Ярославского губернского правления. Изложенная в них история возникновения Семибратова повторяется почти во всех касающихся этой темы работах, в том числе в таких солидных и авторитетных, как книга М.Н.Тюниной «Ростов Великий. Путеводитель по городу и окрестностям», первое издание которой вышло в Ярославле в 1969 году, а второе, дополненное, – через десять лет, где версия А.А.Титова приводится как истина, не требующая доказательств. Все это способствовало тому, что сложилось устойчивое представление, будто начальная история Семибратова написана окончательно и пересмотру не подлежит. Но насколько достоверна эта информация, так ли уж она бесспорна? В книге «Кураковщина» А.А.Титов так писал об окрестностях Семибратова:

«Междоусобия и постоянные битвы прежних владельцев ростовских князей оставили здесь следы в названии селений – Стрелы, Ломы, равно как и Щаднево, Душилово, Кулачево, Бой, Резаново, Косорезово, Обухово – в других соседних волостях Ростовского уезда. Эти названия, по словам покойного профессора Ф.Я.Никольского [«Путеводитель по Ярославской губернии»], обозначают господствующий в старину способ ведения войн: издали пускали стрелы в неприятеля, вблизи бросались сторона на сторону, с чем ни попало, ломом или обухом, резались на ножах и косах; обезоруженные пускались в кулачный бой и ручную схватку, душили друг друга за горло и т.д. Даже и до сего времени остались кое-какие, хотя и сильно попорченные и скорее легендарные, сказания об этом смутном времени, – сказания, носящие в себе, по словам Е.В.Барсова, несомненные следы разложившихся великокняжеских былин Ростовской области…

Село Гвоздево было вотчиной кн. Федора Дмитриевича Гвоздя; переходя потом в род кн. Щепиных, Бахтиаровых, оно указом царя Михаила Федоровича было передано в 1627 г. по наследству князю Юрию Андреевичу Ситскому, вдова которого, кн. Фетинья Владимировна, продала Гвоздево в 1669 г. своему двоюродному брату Григорию Семеновичу Куракину. Деревня Курбаки в XIV в. носила название «Курбакова поля» и составляла усадьбу ростовского князя Русана Федоровича Щепина, как об этом упоминается в Ростовской летописи Хлебникова. Село Приимково было постоянной вотчиной и усадьбой угасшего рода ростовских князей Приимковых. Последним владельцем этого села был князь Никита Иванович Приимков, патриарший стольник и затем боярин».

В книге «Ростовский уезд Ярославской губернии» вот что конкретно писал А.А.Титов о возникновении Семибратова, используя сведения, полученные от другого ростовского краеведа А.Я.Артынова:

«Семибраты упоминаются в летописях XIV и XV вв. При этом селе, на рубеже между князьями Гвоздевыми и Приимковыми, жили «семь братий сбродичей» – сыновья князя Василия Косого-Третьяка Андреева, прославившегося в ту эпоху княжеских междоусобий своим забубенным характером. Их похождения послужили основанием для сказки «О семи Семионах родных братьях». При Семибратах Василий Васильевич Темный был разбит дядею своим, князем Юрием Дмитриевичем. Около 1460–70 гг. Семибратами владел князь Федор Дмитриевич Гвоздь».

Здесь надо иметь в виду, что, по мнению А.А.Титова, речь идет о том месте, где сейчас находится село Макарово. Но вот что любопытно: как бы забыв об этой «прописке» братьев-сбродичей, Титов, опять-таки опираясь на Артынова, пишет о деревне Бородино возле реки Устье (От Макарова – несколько километров): «На месте этой деревни стоял терем семи братий сбродичей, детей князя Дмитрия Дмитриевича Приимкова-Третьяка; эти братья были товарищами и сподвижниками князю Василию Шемяке, а хозяйством в тереме заведовали дочери этих князей: две дочери старшего из них, Димитрия, дочь князя Семена-Большого и дочь князя Льва Баламыша. Каждая из этих молодых княжен имела себе собеседника в лице князей: Василия Александровича Ластки, Ивана Александровича Янова, Семена Голенина и Ивана Андреевича Хохолкова-Катыря; по такому-то многолюдному и разнохарактерному сборищу этот терем и прозван был «Сбродичев терем».

Мало того, что изменено место жительства братьев – в этом сообщении у них уже другой отец: вместо Василия Косого-Третьяка Андреева назван Дмитрий Дмитриевич Приимков-Третьяк! В своей книге «Ростов Великий» эту путаницу так объяснила М.Н.Тюнина: «Один источник называет владельцем терема князя Василия Косого-Третьяка Андреева, в эпоху княжеских междоусобиц особенно прославившегося своим удальством (П.Кончаловский); другой – Дмитрия Дмитриевича Приимкова-Третьяка (А.Артынов)». Между тем оба варианта приводятся в одной и той же книге Титова, использующего сведения, сообщенные Артыновым. Весьма сомнительно, на наш взгляд, и его объяснение названия деревни Бородино от «Сбродичева терема», т.е. от слова «сброд». Кстати, М.Н.Тюнина местом проживания братьев-сбродичей называет нынешнее село Макарово.

По поводу этого названия противоречий в мнениях нет, все исследователи сcылаются на летописное свидетельство, в котором говорится, как, «захотев сам подражать пустынному жителю и наставнику своему преподобному Дионисию», здесь поселился отшельник Макарий родом из Ростова Великого, но вскоре, «соскучив прошедшею о нем славой и служением многих приходящих к нему», ушел в обитель своего духовного наставника Дионисия, которая находилась на реке Глушице. Вероятней всего, речь идет о Дионисии Глушицком (1362–1437) – монахе-иконописце, оставившем икону-портрет Кирилла Белозерского. Таким образом, время основания села Макарово приблизительно известно – в той же летописи сообщается, что заселение этого места началось сразу после появления Макария, возможно, потому и бежавшего в более уединенный Глушицкий монастырь.

Но вернемся к сообщению Титова: «При Семибратах Василий Васильевич Темный был разбит дядею своим, князем Юрием Дмитриевичем». В книге С.А.Козлова и А.М.Анкудиновой «Очерки истории Ярославского края с древнейших времен до конца XV века» (Ярославль, 1997) после сообщения о возвращении в 1434 году на великое княжение Василия II (Василия Васильевича) сказано, что на протяжении следующих двух лет Ярославский край становится местом борьбы Василия II с Василием Косым, решающее сражение между ними произошло 14 мая 1436 года «на Ростовской земле», в результате которого Василий Косой был разбит и ослеплен. Видимо, А.А.Титов подразумевал именно это сражение, может, вновь с подачи А.Я.Артынова перепутав великого московского князя Василия II с князем Юрием Дмитриевичем. Кстати, в другом месте, при описании соседней деревни Ломы, А.Я.Титов пишет: «По рукописи Хлебникова, на этом месте находилась военная ставка великого князя Василия Васильевича Темного, во время войны его с князем Василием Шемякой-Косым; сюда-то к великому князю пришли два посланных, князья Юрий Иванович Темкин и Юрий Михайлович Касаткин, с известием, что «совершился лом Шемякиной рати и что великая кара ей бе на Красной горе», – в память чего великий князь и назвал это место Шемякины-Ломы». Можно предположить, что речь идет о битве, происшедшей 6 января 1435 года на реке Которосли, а Красная гора – ныне Карабихская гора («кара бе там» – так объясняется ее название в некоторых источниках). Впрочем, непонятно, почему ставка Василия II находилась так далеко от места битвы, почему «лом» рати Василия Шемяки произошел в одном месте, а «Ломами» назвали совсем другое. В любом случае в этом сообщении хотя бы имена князей не перепутаны.

Если поверить А.Я.Артынову и А.А.Титову, получается, что перечисленные события – поселение отшельника Макария, сражения Василия II с Василием Шемякой и жительство здесь же семи братьев-сбродичей («эти братья были товарищами и сподвижниками князю Василию Шемяке») – по времени вроде бы совпадают – вторая четверть XV века. Однако после допущенных ими ошибок начинаешь сомневаться – действительно ли эти братья-сбродичи жили здесь именно в те годы? Не древнее ли это название – Семибратово?

главная | назад

Hosted by uCoz