4. Пушкин, Алеша Попович и братья-сбродичи

Так получилось, что, изъездив почти всю Россию, А.С.Пушкин никогда не бывал на Ярославской земле даже проездом. Ярославским поклонникам поэта остается довольствоваться тем, что среди его знакомых было немало ярославцев: П.П.Свиньин из-под Переславля-Залесского и поэт-самоучка Ф.Н.Слепушкин из деревни Романовского уезда; служивший в одной из московских гостиниц крестьянин из села Ваулово Егор Семенов и владелец имения в Любимском уезде поэт-декабрист А.И. Одоевский, написавший ответное послание на пушкинское стихотворение «Во глубине сибирских руд…»; родом из села Глебово Рыбинского уезда – В.П.Зубов, с которым Пушкин переписывался и даже чуть было не породнился; из села Ивановка под Ростовом декабрист Д.А.Щепин-Ростовский.

О ярославских «знакомцах» поэта в очерке «Пушкин и земля Ярославская», опубликованном в № 1 журнала «Русь» за 1997 год, подробно рассказал журналист Юрий Беляков. Автор очерка заметил, что «ни одного из героев своих произведений Пушкин не «поселил» на земле Ярославской». А вместе с тем есть основания считать, что поэт все-таки прикоснулся если не к нашей земле, то к нашей истории.

Известно, что со слов своей няни Арины Родионовны Пушкин записал несколько сказок, последней из которых стала сказка, положенная в основу пушкинской «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях». А среди былин об Алеше Поповиче, ростовское происхождение которого общепризнанно, есть былина «Алеша Попович и сестра Збродовичей», в которой герои сталкиваются из–за опозоренной Поповичем сестры Збродовичей. В одних вариантах былина заканчивается смертью Алеши Поповича, в других – свадьбой. И невольно напрашивается вопрос: не из одного ли реального исторического факта выросли, как из зерна, и рассказанная поэту Ариной Родионовной сказка о семи богатырях, и былина о семи братьях Збродовичах? Не трансформировался ли былинный Попович Алеша (Алексей) в сказочного королевича Елисея? Не на нашей ли Семибратовской земле находятся глубинные корни этих замечательных произведений устного народного творчества, подобно эху донесших до нас известия о реальных исторических лицах?

Эти слова взяты из «Сказки о золотом петушке». Но, может, пушкинские «намеки» помогут ответить и на вопрос, откуда корни «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»? Кроме созвучия «королевич Елисей – попович Алексей», есть в этой сказке и сенная девушка Чернавка – как тут не вспомнить семибратовскую речку Синявку, и семь братьев-богатырей – копия наших братьев-сбродичей, и терем в лесу, напоминающий топонимическую легенду об образовании деревни Бородино, на месте которой в древности находился терем семи братьев-сбродичей – Сбродичев терем.

Конечно, эти параллели могут быть случайными, но трудно удержаться от желания хотя бы таким способом прикоснуться к имени Пушкина. В придачу, это предположение может оказаться не столь далеким от истины. Вернемся к былине «Алеша Попович и сестра Збродовичей». Образ Алеши Поповича связывают с именем киевского князя Владимира Святославича (Владимира Красное Солнышко), жившего на рубеже X и XI веков; с именем ростовского князя Константина – его дружинника Александра Поповича, после смерти Константина ушедшего из Ростова в Киев и в 1224 году погибшего в битве на Калке. Не здесь ли, на семибратовской земле, поблизости от «Сбродичева терема», в котором жили семь братьев–сбродичей, произошло соединение в один образ былинного Алеши Поповича и летописного Александра Поповича? Трудно удержаться от предположения, что эти «совпадения» не случайны.

Многие исследователи именно Александра Поповича называют прообразом русского богатыря Алеши Поповича. Как же на самом деле сложился этот образ? Не произошло ли его становление в обратном порядке – сначала был богатырь Алеша Попович, потом, в честь его, стали называть Поповичем ростовского богатыря Александра?

Первое летописное упоминание Александра Поповича находится в так называемом Тверском сборнике 1534 года, в той его части, которая была написана в Ростове. Былины гораздо более раннего происхождения, большая часть ученых относит их формирование к X–XI векам. Трудно представить, что былины – как произведения устного народного творчества – создавались на основе сведений, приведенных в летописях, которые были малодоступны. Не естественнее ли, в таком случае, предположить, что летописец воспользовался былинным образом, а не наоборот?

Кроме былины «Алеша Попович и сестра Збродовичей» известны еще две былины о богатыре-ростовце: «Добрыня Никитич и Алеша Попович» и «Алеша Попович и Тугарин». По мнению таких авторитетных исследователей, как академики Д.С.Лихачев и Б.А.Рыбаков, у Тугарина был исторический прототип – половецкий хан Тугоркан, в 1096 году подступивший к Киеву и убитый одним из воинов киевского князя Святополка Изяславича, женатого на дочери Тугоркана. Но в отношении Алеши Поповича эти ученые опять повторяют ту же версию – что его историческим прототипом был летописный Александр Попович из XIII века, впервые появившийся в летописи XVI века.

Трудно поверить, что былины создавались таким сложным путем: одного героя – из ранней летописи, другого – из более поздней. Такое просто невозможно, если согласиться, что былина – продукт устного народного творчества. В тех же былинах об Алеше Поповиче, Илье Муромце и Добрыне Никитиче исследователи находят множество таких архаичных реликтов, восходящих к так называемой хтонической стихии, которых не найдешь даже в летописях – их происхождение гораздо древнее. Поэтому кажется более убедительной и авторитетной оценка образа Алеши Поповича, изложенная в книге «Славянская мифология»:

«Принимавшееся ранее исследователями мнение о том, что историческим прототипом Алеши Поповича был некий Александр Попович, погибший в битве при Калке в 1224 году, как об этом сообщает летопись, ставится под серьезное сомнение: актуализация темы Александра Поповича в поздних летописных сводах может отражать знакомство с былинами об Алеше Поповиче».

А может, все-таки, Алеша Попович вышел на историческую сцену несколько позднее? В былинах его называют сыном ростовского попа Леонтия (Левонтия). Напомним: в 1071 году, во время восстания волхвов, язычниками был убит ростовский епископ Леонтий. По одной из версий, это произошло на том месте, где сейчас, в непосредственной близости от поселка Семибратова, находится деревня Левково, якобы названная так в честь погибшего здесь епископа. С историей образования Семибратова связана легенда о семи братьях-сбродичах и Алеше Поповиче. Случайны ли эти совпадения имен, близость мест и событий?

Прежде чем продолжить рассказ о семибратовской истории, еще раз вернемся к очерку Ю.Белякова «Пушкин и земля Ярославская», в котором среди «знакомцев» поэта автор называет Д.А.Щепина-Ростовского из рода ростовских князей:

«Крепкая дружба связывала Пушкина с декабристами, среди которых были и ярославцы. Из дворян Ярославской губернии происходил Дмитрий Александрович Щепин-Ростовский (1798–1858), член Северного тайного общества, офицер Московского полка. Это он вместе с А. А. Бестужевым, уже известным тогда писателем, и его братом Михаилом поднял на восстание полк, под барабанную дробь с развернутым знаменем первым привел его на Сенатскую площадь. Когда генерал Фредерикс, командир полка, попытался задержать солдат в казармах, Щепин «так ловко рубанул его острой саблей, что тот упал на землю». Царский суд приговорил Дмитрия Александровича к смертной казни, которая затем была заменена вечной ссылкой. После амнистии в 1856 году Щепин жил в имении своей матери – в селе Ивановка под Ростовом. Он умер в больнице г. Шуи, куда поехал в октябре 1858 года к знакомому помещику Шимановскому. Предполагается, что похоронен Щепин в селе Ивановка. К сожалению, издержки так называемого «застойного периода» коснулись и этого населенного пункта, объявленного в конце 60-х – начале 70-х годов «неперспективным». Село это уже не существует. На его месте (примерно в километре от деревни Землево Борисоглебского района) сохранились лишь развалины церкви с заброшенным кладбищем, на котором уже невозможно установить принадлежность могил. По утверждению историков, «в 1916 году в селе проживало около 150 крестьян, имелась церковь, усадьба, одноклассная школа».

В очерке «Декабрист из княжеского рода», опубликованном в № 4 литературно-исторического журнала «Русь» за 1998 год, краевед В.Елисеев подробно рассказывает биографию Д.А.Щепина-Ростовского, упоминает его родителей: «Его отец – князь Александр Иванович – дослужился до чина капитана, мать – Ольга Мироновна Варенцова – долгие годы после смерти мужа жила в Ростовском уезде Ярославской губернии, умерла в январе 1851 года».

В конце очерка В.Елисеев пишет:

«С января 1657 года Дмитрий Александрович поселяется в родовом имении – в селе Иваньково Ростовского уезда Ярославской губернии. Имение давало очень скромный доход, средств к жизни не хватало».

Таким образом, в качестве родового имения называются два населенных пункта – село Ивановка и село Иваньково. В книге А.А.Титова «Ростовский уезд Ярославской губернии» село Иваньково указано, но села Ивановки нет. Есть деревня Иваново Дубровской волости, но более вероятным родовым имением Щепиных-Ростовских, на наш взгляд, представляется село Ивакино Шулецкой волости, о котором А.А.Титов сообщает:

«Ивакино, помещичье село при реке Поникаровке, в 11 верстах от Ростова; 55 дворов, 199 душ и 200 наделов. Сельская каменная одноглавая, в связи с колокольнею, церковь, во имя Святителя Николая и Казанской Пресв. Богородицы, построена в 1798 году усердием княжны М.А.Шаховской; раньше же была деревянная церковь, но не в Ивакине, а в приходской деревни Согилах, но когда она нарушена, неизвестно… При церкви села Ивакина числится 86 десятин земли и приход из 2-х селений. В древности на этом месте будто бы были погребены два христианина: Велелеп-Согил, или Иван, и Спирец-Чин, или Петр. В XIV веке над их могилою князья Петр и Иван Борисовичи Щепины построили церковь, а сын князя Петра, кн. Данило Петрович, построил тут терем, в котором и умер. При смерти он завещал его своему брату, князю Ивану Петровичу Щепину-Буйносу, а свое тело приказал похоронить в церкви, построенной его отцом и дядей».

Как видим, село Ивакино имеет прямое отношение к роду Щепиных, которое в разделе «Родословная князей ростовских» А.А.Титов упоминает первым: «Из двадцати княжеских родов, происшедших от святого князя Василько Ростовского, в настоящее время существует только четыре рода князей ростовских, бывших владетелей Ростова Великого: князья Щепины, Касаткины, Лобановы и Бычковы».

Всё это дает основание считать выдвинутую нами версию, что родовая вотчина Щепиных-Ростовских – село Ивакино Шулецкой волости, – наиболее вероятной. Здесь же, скорее всего, жил и был похоронен Дмитрий Александрович Щепин-Ростовский – ярославский «знакомец» А.С.Пушкина.

главная | назад

Hosted by uCoz