2. Объект фатьяновской культуры

Несмотря на древность Ростова и Сарского городища, самое древнее известное к настоящему времени место на карте Ростовского района находится не здесь, а неподалеку от поселка Семибратово, в полутора километрах от деревни Голузино. Это так называемый Голузиновский могильник – объект фатьяновской культуры. Первые сведения о сделанных здесь находках – человеческих костях и кремневым клиновидным топоров – были получены от сотрудника Ростовского музея И.А.Морозова в 1963 году. Уже на следующий год сюда была направлена Верхневолжская экспедиция Института археологии АН СССР под руководством Д.А.Крайнова. Было исследовано 600 квадратных метров и обнаружено 5 могил. К сожалению, часть захоронения была уничтожена карьером, но и сделанные находки позволили ученым сделать вывод, что Голузиновский могильник занимал значительную территорию.

Фатьяновская культура названа так по могильнику, открытому археологом А.С.Уваровым в 1873 году у села Фатьяново – ныне в Даниловском районе Ярославской области. Считается, что фатьяновцы были носителями индоевропейского языка. Основным занятием населения было скотоводство, вероятней всего – кочевое, поскольку поселения фатьяновцев неизвестны. Разводили мелкий и крупный рогатый скот, также занимались охотой, рыболовством, собирательством. Хоронили фатьяновцев в скорченном положении – мужчин, как правило, на правом, женщин на левом боку. Остатки кострищ в погребениях предположительно указывают на существующий у фатьяновцев культ огня. В могилу клали весь необходимый для жизни инвентарь. Так, в Голузиновском могильнике были обнаружены кремневые клиновидные топоры, сосуды, каменные сверленые топоры, костяные шила, медные привески, долото из кости медведя. В журнале «Археология СССР. Свод археологических источников» под общей редакцией академика Б.А.Рыбакова (В1-22. М., «Наука», 1987) был опубликован отчет об экспедиции с подробным описанием и рисунками сделанных находок. Здесь же дана общая оценка фатьяновской культуры: «На рубеже III и II тысячелетий на территорию Русской равнины произошли значительные изменения в этническом составе населения. В среду местных племен, потомков населения неолитических племен, вторглись скотоводы-земледельцы… Распространившаяся с их приходом фатьяновская культура занимает значительное место среди культур шнуровой керамики и боевых топоров и по территории, и по количеству памятников. Интерес к ней возрастает также в связи с вопросами этногенеза балтов, славян и германцев».

Таким образом, Голузиновский могильник – один из объектов истории становления мировой цивилизации. Но является ли он единственным подобным объектом на территории Ростовского района?

В августе 2006 года в газете «Ростовский вестник» – была опубликована заметка учителя истории и краеведа Ю.П.Парамонова « Находки на берегу Тихой речки» следующего содержания:

«Летом 1991 года на берегу Тихой речки, что за Песчаной горой, были обнаружены интересные находки. Тихая речка, как известно, это старое русло реки Устье. Там, где в 70-80 годы было пастбище, берег высокий и ровный, напоминающий вал. Возможно, что здесь было поселение. Семибратовский краевед Михаил Сударушкин в книге «О семи братьях-сбродичах, заповедной Кураковщине и несбывшейся мечте» предположил, что в этом районе мог находиться терем братьев-сбродичей, в честь которых Семибратово получило свое название. Можно сказать, что находки в этом месте были случайными. Если бы ДСУ-6 не разработало здесь карьер, то, возможно, никогда бы их и не обнаружили. А сейчас, с одной стороны, мы имеем интересный материал для краеведов, с другой – изуродованное, прекрасное когда-то поле на берегу Тихой речки. Часть находок была найдена в отвалах земли от экскаватора, а другая на глубине от 40 сантиметров до 1 метра. Множество фрагментов керамики разной величины и почти полное отсутствие каких-либо других предметов, за исключением трех полос металла, напоминающих кожу и полностью покрытых коррозией. Зато керамика очень разнообразна – это фрагменты сосудов разной величины и качества, изготовленные со всевозможными орнаментами, грузила для рыболовных сетей, почти полностью сохранившаяся детская игрушка-свистулька. Там же было найдено много фрагментов лощёной керамики, среди которых – половина сосуда, находящаяся в земле, а другая половина была разрушена ковшом экскаватора. В земле было обнаружено множество обугленных ровных гладких камней и слои угля, скорее всего, представляющих собой остатки печей для обжига керамики. Специалисты Ростовского музея датировали данную керамику Х V -Х VI вв. Для большой археологии эти находки, наверное, не представляют особого интереса, но для семибратовского краеведения они являются еще одной неизученной страницей истории поселка, окружающих сел и деревень»...

Возможно, Ю.П.Парамонов прав, утверждая, что находки на берегу Тихой речки не представляют особого интереса «для большой археологии». Но он сам же пишет о том, что эти находки были случайными, планомерные раскопки здесь не проводились. И кто знает, чем они могут закончиться. В этом отношении очень любопытную информацию представил один из жителей Семибратово, который рассказал о том, как его знакомый семибратовец обнаружил у себя на участке, расположенном возле стадиона, каменный клиновидный топор. Испугавшись, как бы на его участок не нагрянули археологи (это произошло еще в советское время, когда такое вполне было возможно), он попросил никому не говорить о своей находке. Между тем, каменный клиновидный топор – один из самых характерных предметов фатьяновской культуры. Судя по описанию, он аналогичен клиновидному топору, найденному в Голузиновском могильнике. Так что еще неизвестно, какие уникальные находки таит в себе семибратовская земля.

главная | назад

Hosted by uCoz