5. Исады – Семибраты – Макарово

Нет необходимости доказывать, что история Семибратова неразрывно связана с историей Ростова Великого – именно поселение на берегу реки Устье должно было прикрывать княжеский город с севера. Но первое летописное упоминание Ростова Великого приходится, как известно, на 862 год. Неужели до XV столетия здесь не было никакого поселения вообще? Поверить в это трудно. Конечно же, люди появились здесь гораздо раньше, все данные к тому были: полноводная, впадающая в Волгу щедрая рыбой река, по берегам – богатые живностью леса, опять-таки – княжеский город рядом. Казалось бы, вcё логично, именно так происходило образование огромного количества русских поселений. Однако совсем другую версию в книге «Ростов Великий» предлагает М.Н.Тюнина:

«Житель Ростова Макарий... пришел в эти края, расчистил полянку, поставил хижину. Слух о нем разнесся по округе. Его стали навещать люди. Селились рядом крестьяне-земледельцы. Так возникло поселение и стало называться Макарово. Но земли эти были княжеские. Феодал силой захватил расчищенную и распаханную тружениками землю. Поставил здесь терем. В нем поселился сам и семь его сыновей, братьев-сбродичей... Во всех источниках братья называются «сбродичами», значит, они были побратимы, а не кровные родные братья. После того, как они стали жить в тереме, это поселение стало называться Семибрат или Семибраты, также сохранилось и первое его название – Макарово».

Итак, если поверить автору, сначала был монах Макарий, потом крестьяне-земледельцы, наконец, появились семь братьев-княжичей. Но так ли было в действительности? Почему в этой истории возникновения Семибратова вовсе не нашлось места деревне Исады, стоявшей на берегу реки Устье? Откроем «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Даля: «Исад: место высадки на берегу, пристань, торговая пристань, где привоз разных припасов; рыбачья слобода, поселок у берега». Ясно, что название «Исады» – древнее, еще дохристианское, возникшее до появления монахов-отшельников вроде Макария. Естественно предположить, что и само селение появилось раньше, чем на Руси возникло монашество.

Теперь остановимся на истории семи братьев-сбродичей. Кроме исчезнувшего Хлебниковского летописца нет других свидетельств, что они жили в этих местах во второй четверти XV столетия. Зато есть другое свидетельство – былина «Алеша Попович и сестра Збродовичей». У этой былины несколько названий и вариантов сюжета, но в главном они сходятся: живут семь братьев, у них есть сестра Настасья Збродовична, которую Алеша Попович опозорил, за что и поплатился, в одних вариантах – смертью, в других – женитьбой.

Ростовское происхождение Алеши Поповича не вызывает сомнений большинства исследователей русского народного творчества. Разногласия касаются другого – был ли его прототипом Александр Попович, ушедший со своей дружиной из Ростова в Киев и погибший на Калке в 1224 году, или это герой более раннего времени – эпохи Владимира Красное Солнышко, жившего на рубеже X–XI веков? Но в любом случае получается, что былина о семи братьях-сбродичах появилась на Ростовской земле гораздо XV века! Мне могут возразить, что былина не может рассматриваться в качестве исторического документа. На мой взгляд, очень убедительно возразил на это в очерке «История, зашифрованная в былинах» А.Калинин:

«Народ создал свою историю, во многом более правдивую, чем труд придворных льстецов. Главное, что в летописи самого народа – былинах, присутствует его душа, которая чутко реагирует на вcе невзгоды и беды. Недаром Б.А.Рыбаков писал, что былины есть глас народа о делах, происшедших тысячу лет назад, и добавим мы, подлинно правдивый и в сердце сохраненный» («Русь», № 3-97).

Если рассматривать былину об Алеше Поповиче и семи братьях именно под таким углом зрения, то можно сделать вывод, что название «Семибратово» имеет более глубокие корни, чем принято считать, а значит, история поселка начиналась не в XV веке, а гораздо раньше. А.А.Титов объясняет слово «сбродичи» «забубенным характером» братьев, М.Н.Тюнина – тем, что они не были родными. Можно предложить третье объяснение: семь братьев-сбродичей жили рядом с бродом через реку Устье, охраняя его на пути к княжескому Ростову. Это была своего рода «богатырская застава», что и послужило увековечению семи братьев в народной памяти. И только спустя время появился монах Макарий, возле его хижины образовалось поселение, которое и стало называться Семибраты-Макарово. Однако еще раньше возникла рыбачья слобода Исады.

Нельзя исключать и другое предложенное В.Далем объяснение слова «исад» – место высадки на берегу. Не является ли это название отголоском события, связанного с колонизацией Ростовского края славянами? Однозначно на этот вопрос ответить нельзя, но определенно можно заявить, что ранее написанная история возникновения Семибратова нуждается в поправке. В пользу этого утверждения – история Ростова, без которой невозможно понять прошлое Семибратова.

главная | назад

Hosted by uCoz