Я уже писал, что публикация очерка «Есть ли тайна у озера Неро?» вызвала интерес не только читателей, но также телеканала «Культура». В Семибратово приехала съемочная группа и подготовила передачу, посвященную моему сыну Михаилу. В этой передаче нашлось место и выдвинутой Михаилом версии, что древнейшая часть Ростова Великого находится на дне озера Неро. Эту тему я продолжил в очерке «Где искать разгадку тайны Ростова Великого?», также вызвавшем неоднозначные оценки: мне довелось выслушать и слова в поддержку версии Михаила, и возражения. В частности они касались предположения, что легенда о Китеже имеет отношение к судьбе Ростова.
Загадка града Китежа, по легенде погрузившегося в озеро, чтобы не подвергнуться разорению ордынцами, привлекала к себе внимание многих известных деятелей России. Композитор Н.Римский-Корсаков узнал о нем из статьи «Китеж на Светлом озере», опубликованной в журнале «Москвитянин» за 1843 год, и написал оперу «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». В романе «В лесах» о Китеже писал П.Мельников-Печерский, в документальном цикле «В пустынных местах» – В.Короленко, в очерке «Светлое озеро» – М.Пришвин. В основе этих произведений лежит легенда о городе, погрузившемся в озеро Светлояр возле села Владимирское, в двух часах езды от Нижнего Новгорода.
В 1936 году историю «невидимого града» подробно исследовал В.Л.Комарович, написавший книгу «Китежская легенда». В приложении к книге были представлены летописные предания о Китеже, затонувшем в озере Светлояр. О «светлоярской» прописке Китежа сказано в книге «Славянская мифология», изданной в 1995 году:
«Китеж,Китеж-град, Кидиш – в русских легендах город, чудесно спасшийся от завоевателей во время монголо-татарского нашествия 13 века. При приближении Батыя Китеж стал невидимым и опустился на дно озера Светлояр. Легенда о Китеже, по-видимому, восходит к устным преданиям эпохи ордынского ига. Впоследствии была особенно распространена у старообрядцев, причем Кидешу придавался характер убежища последователей старой веры. В утопических легендах Кидеш считался населенным праведниками, нечестивцы туда не допускались, в городе царила социальная справедливость. Сказания о Кидеше включали рассказы о людях, давших обет уйти в Кидеш и писавших оттуда письма, о колокольном звоне, который можно слышать на берегу озера. Сходные средневековые легенды повествовали о фантастических благочестивых царствах (пресвитера Иоанна и т. п.), земном рае, островах блаженных; ср. также старообрядческие легенды о церквах «древнего благочестия», сохранившихся в далеком Опоньском (Японском?) царстве и других «далеких землях» (Беловодье, «Город Игната» и т. п.), «сокровенных местах», где можно спастись от антихриста».
Местоположение Китежа на дне Светлояра не подвергается сомнению практически во всех информациях, написанных нижегородцами. Однако появились и сомнения. Так, В.Н.Морохин – автор книги «Град Китеж и озеро Светлояр в русской культуре» (Н. Новгород, 1995) – писал:
«Откуда взялась знаменитая легенда? Когда она возникла? Когда стала известной в России? Этот вопрос пытались решить многие исследователи. Были среди них геологи и археологи. Казалось бы – проще простого: предположим, что город находится на дне озера, поищем его там, выясним, нет ли в ближайшей округе следов карста. И всё «встанет на свои места». В Нижегородской области карст – не редкость. Случалось – проваливались под землю целые цеха. Нет – все результаты бурения у берегов озера показывали одно и то же: вблизи него породы, способные размываться, растворяться, не обнаруживались. Ничем кончились и поиски археологов. Следов загадочного города не было ни на подступах к озеру, ни на его дне. А ведь специальную экспедицию в 70-х годах снаряжала «Литературная газета», опускались на дно водолазы. Работа их была непростой: глубина озера – больше 30 метров, много коряг и затонувших деревьев. Мало пользы приносят и разыскания в старых изданиях, в архивах. Но, может быть, есть настоящие древние летописи, которые упоминают град Китеж? Как это ни странно, есть! Только говорится в них не про Китеж, а про «Китешку». Это один из вариантов названия села в нескольких километрах к востоку от древнего Суздаля. Сейчас официально это – Кидекша»...
Так на свет появилась вторая версия, где искать древний Китеж, – это село Кидекша. В.Н.Морохин следующим образом объясняет появление этой версии:
«Спрашивается: причем здесь Владимирская область, ведь это – четыре сотни километров от Светлояра? Связь – самая серьезная. Заглянув в историю Нижегородского Поволжья, мы обнаружим: истоки славянского населения этих мест – именно на владимирской земле. Сюда около тысячи лет тому назад добрались выходцы из Киевской Руси, обосновались здесь, построили крепости. И это стало этапом в движении славян на восток. Княжества Владимиро-Суздальской Руси вначале подчинили себе местное, тогда еще финно-угорское население – мерю, известную по летописям, по археологическим находкам... Открыв книгу Ореста Ткаченко «Мерянский язык», мы обнаружим: «-ешка» – это окончание направительного падежа множественного числа. Такого в русском языке нет, но перевести форму несложно: она отвечает на вопросы – «куда?» «к чему?». «Кит» – древний, известный во многих финно-угорских языках корень, обозначающий – «камень». «Китешка» – «К камням». Удивительно, но речка, через Суздаль текущая, – именно Каменка. И впадает она в Нерль в Кидекше. А дно у нее действительно каменистое, что редкость для Суздальского Ополья. Так что бежит речка, и правда, к камням».
Всем хороша версия с Китежем-Кидекшой, однако только созвучие названий еще ни о чем не говорит. Да и озера, в которое мог бы погрузиться город, в Кидекше нет. В итоге без конкретных доказательств версия повисает в воздухе. Так появилась третья версия, высказанная Михаилом в книге «Путешествие к истокам», в очерке «Где искать древний Ростов». Видимо, примерно в то же время он написал стихотворение, обнаруженное мною на закладке в книге М.Н.Тюниной «Ростов», на странице с изображением Спасо-Яковлевского монастыря:
- Не поймешь, как такое увидишь,
- Не найдешь в изумлении слов:
- То ли это мифический Китеж?
- То ли это реальный Ростов?
Параллель между историей долетописного Ростова и легендой о Китеже напрашивается сама собой. Во-первых, если принять во внимание, что название «Китеж» мерянского происхождения, то ростовская земля – один из наиболее крупных центров расселения меря. Не упрощаем ли мы нашу древнюю историю, когда утверждаем, что заселение мерянских земель славянами происходило мирно? Не отражает ли легенда о Китеже судьбу мерянского поселения, которое оказалось на пути пришедших сюда славян? Кстати, на ростовской земле имеются созвучные Китежу названия, такие как Кетошь, Кучебешь.
Во-вторых, Ростов стоит на берегу озера, которое вполне могло поглотить древнюю часть города и породить легенду о «невидимом» граде Китеже. В.Н.Морохин объяснял возможное погружение Китежа в озеро существованием карста, возникающего в растворимых природными водами породах. В результате карста образуются подземные пустоты. Не знаю, возможно ли образование карста в окрестностях Ростова, но опускание дна озера могло произойти по схожей причине. Или произошло нечто другое, но с теми же последствиями.
В-третьих, легенда о затоплении города объясняет причину, по которой археологические раскопки не подтверждают дату первого летописного упоминания Ростова.
Можно сделать предположение, что легенда о граде Китеже появилась гораздо раньше, чем принято считать, что чудесным образом до нас дошла одна из мерянских легенд. Позднее славяне пересказали легенду на свой лад и приурочили ее к ордынскому нашествию. А на вопрос, почему легенда увязала Китеж именно с озером Светлояр, ответил тот же В.Н.Морохин:
«Природными святынями обычно становится всё, что поражает воображение людей. Было чему удивиться человеку, который открыл Светлояр. Удивительная чистота и прозрачность воды. Необычная для в общем-то небольшого озера глубина – до 36 метров. И конечно, совсем необыкновенна красота Светлояра... Природные святыни имеют свойство переходить из рук в руки, когда сменяют друг друга живущие возле них народы, когда в фаворе оказываются другие религии. И остаются именно святынями, где люди поклоняются, пусть совсем иным, но богам».
В «ростовской версии» Михаила есть элемент историзма, которого лишены две другие версии. Легенда о Китеже, скорее всего, потому и не попала в русские летописи, что это была мерянская легенда, родившаяся на берегу мерянского озера Неро. Меря, как и пришедшие сюда славяне, были язычниками, поклонялись камням, отсюда и название Китежа. По преданию ростовский епископ Авраамий разрушил в Ростове каменный идол языческого бога Велеса, имя верховного жреца идола было Кича. Повторюсь: «Кит» в финно-угорских языках переводится как «камень». Наблюдается любопытная связь слов: Кит – Кича – Китеж. Не прослеживается ли здесь прямая связь Ростова с Китежом?
Вместе с тем нельзя исключить и славянское происхождение легенды о невидимом граде. Возможно. Китежом город называли меряне, а славяне тот же город называли по-своему – Ростов. Я уже писал, что легенда о Китеже имела хождение среди старообрядцев-бегунов, которых немало жило на Ростовской земле, где они подвергались гонениям, и задавался вопросом: не с ними ли перекочевало предание о затопленном родниками городе с берега Неро на берег озера Светлояр?
Вопрос, где искать невидимый град Китеж, остается открытым, но версия с Ростовом кажется вполне убедительной. В книге о Китеже В.Н.Морохин упоминает экспедицию, снаряженную в семидесятые годы прошлого столетия на озеро Светлояр. Не настало ли время снарядить экспедицию для поисков града Китежа на дне озера Неро? Учитывая местные условия, это должна быть не любительская экспедиция, а экспедиция, обеспеченная самой современной аппаратурой. История Ростова того стоит. Следом за Михаилом я готов повторить, что существует неразрывная связь слов и понятий Русь – Ростов – Россия.