В 1702 году ростовским митрополитом был назначен Дмитрий Ростовский, в миру – Даниил Туптало. Родился в декабре 1651 года в селе Макарово под Киевом, в семье полкового сотника Саввы Туптало. Учился в Киевском братском училище, но недоучился – после взятия Киева поляками оно было закрыто. В 18-летнем возрасте Даниил принял монашеский постриг в киевской Кирилловской обители, после пострижения в иночество получил имя Дмитрий. Был игуменом в нескольких украинских монастырях. В 1675 году был посвящен в иеромонахи, проповедовал при Черниговской кафедре; в 1677–1679 гг. – в Литве. В 1681 году был назначен игуменом Максаковского Преображенского монастыря.
В 1701 году по распоряжению Петра Первого он был вызван в Москву, где его рукоположили в сан митрополита и поручили принять Тобольскую митрополию, а заодно проповедовать в Сибири и Китае. Это назначение никак не устраивало Дмитрия Ростовского и по состоянию здоровья, и по причине творческого характера. Еще в 1684 году, в Киево-Печерской лавре, он начал работу над «Четьи-Минеями» – житиями святых, которая требовала постоянного обращения к источникам, которых в Сибири, конечно же, не было. По преданию Дмитрий от расстройства даже слег в постель. Сейчас уже трудно сказать, как ему удалось уговорить церковное руководство и самого Петра Первого избавить его от этого назначения и на время остаться в Москве. Надо было ждать, когда освободится ближайшая епархия. Так 4 января 1702 года Дмитрий был назначен ростовским митрополитом. Может, помогло то, что еще в 1690 году он поднес первую часть своих «Четьи-Миней» царям Ивану и Петру Алексеевичам. В любом случае ясно, что Дмитрий оказался в Ростове не по причине стечения обстоятельств, а умышленно, прекрасно зная о хранящихся здесь книжных сокровищах.
Работу над «Четьи-Минеями» Дмитрий закончил в 1705 году. Это был уникальный труд в 12 томах, в каждом свыше 600 страниц. Даже если бы Дмитрий Ростовский написал только одни «Четьи-Минеи», его имя навсегда осталось бы в древнерусской литературе. Но он был автором целого ряда литературных произведений, вот лишь некоторые их названия: «Руно орошенное, или Сказание о чудесах Черниговской Ильинской иконы Богоматери», «Розыск о раскольничьей брынской вере», «Поучительные слова», «Диариум» (дневник), «Алфавит духовный», «Апология во утоление печали человека, сущего в беде, гонении и озлоблении», «Краткий катехизис», «Келейная летопись», «Летопись царей и патриархов», «Слово о пьянстве», «Летопись ростовских архиереев». В последнем произведении для изучающих ростовское краеведение и сегодня представляет интерес рассказ о ростовском митрополите Филарете – отце первого русского царя Михаила Романова, о тех испытаниях, которые выпали на долю Ростова и ростовцев в годы Смуты.
Еще на Украине Дмитрий начал сочинять религиозные стихотворения, написал шесть драматических мистерий. Одна из них – «Успенская драма» – была написана, по мнению исследователей, на Украине, в конце XVII века и была предназначена для исполнения монахами и писцами в монастыре.
В Ростове Дмитрий Ростовский учредил семинарию, в которой училось более двухсот детей священнослужителей, которые ставили его мистерии, исполняли сочиненные им духовные песни. Уже в наше время Московский камерный театр осуществил постановку спектакля «Ростовское действо», созданного по «Комедии на Рождество» Дмитрия Ростовского. Он был автором текста и музыки, в свое время комедия вызвала огромное количество подражаний, была проникнута верой в мир, добро и справедливость. Имела большой успех и современная постановка: заложенные в комедии идеи не устарели, творчество Дмитрия Ростовского продолжает служить людям.
По сути дела, здесь, в Ростове, митрополит Дмитрий начал работу, которую в Ярославле продолжил Федор Волков и завершил созданием первого русского театра. Таким образом, Дмитрия Ростовского можно назвать одним из первых отечественных драматургов, а Ростов может по праву разделить с Ярославлем честь называться родиной русского театра.
В ростовских топонимах нет упоминания Дмитрия Ростовского, но его имя было увековечено в другом месте: в 1761 году, в честь Дмитрия Ростовского, Темерницкая крепость на юге России была переименована в Ростовскую крепость. Со временем крепость превратилась в город Ростов-на-Дону, который, по сути дела, наследовал не только имя, но и славу Ростова Великого.
В Собрании российских древностей А.И.Мусина-Пушкина, в котором хранилось «Слово о полку Игореве», были и сочинения Дмитрия Ростовского. Любопытная деталь: когда археограф К.Ф.Калайдович, который провел настоящее следствие, чтобы выяснить обстоятельства находки «Слова о полку Игореве», спросил у типографщика Семена Селивановского, принимавшего участие в издании «Слова», каким почерком была написана рукопись, тот, не раздумывая, ответил, что почерк был не очень древний и похож на почерк Дмитрия Ростовского, с рукописями которого типографщику приходилось иметь дело.
Скончался митрополит Дмитрий Ростовский 28 октября (8 ноября) 1709 года, по преданию точно предсказав день своей кончины. Перед этим он пригласил в келью своего любимого ученика и переписчика его сочинений Савву Яковлева, пересказал ему свою биографию, благословил и поклонился до земли.
Узнав о кончине Дмитрия, в Ростов прибыла царица Параскева Феодоровна – вдовствующая супруга царя Ивана Алексеевича, брата Петра Первого. В последний путь Дмитрия провожал его друг – митрополит и блюститель патриаршего престола Стефан Яворский, совершивший литургию и организовавший погребение в Зачатьевской церкви Спасо-Яковлевского монастыря – там, где завещал Дмитрий.
В 1757 году он был причислен к лику святых. Церковь отмечает его память 28 октября (10 ноября), а также 21 сентября (4 октября; день обретения нетленных мощей святителя). По заказу императрицы Елизаветы Петровны была изготовлена серебряная рака, в которую 25 мая 1763 года были переложены мощи Дмитрия. Прибывшая в Ростов императрица Екатерина Вторая вместе с другими высшими церковными иерархами несла носилки с мощами Дмитрия Ростовского.
«Златоуст Российской словесности», «Пастырь добрый», «Цевница духовная», «Звезда всю страну ученьми и чудесы озарившая», «райская ветвь Малороссии», «Святитель с медоточивыми устами» – так называли Дмитрия Ростовского после его смерти. При жизни ему покровительствовали гетман Украины Мазепа и император Петр Первый. О литературном творчестве Дмитрия Ростовского высоко отзывался Ломоносов. Державин в «Кантате в честь 200-летия со дня кончины Святителя Димитрия, митрополита Ростовского» писал:
- В сонме великих ростовских святителей
- Был ты сияющей новой звездой,
- Лучший из наших духовных учителей,
- Праведник с любящей чуткой душой!
Тургенев говорил: «Кому в России не известны его великие заслуги церкви, прославленные и по смерти даром чудотворения? Кто из нас не читал его творений и не умилялся теплым чувством, с которым они написаны?». Толстой признавался: «Вообще по языку я предпочитаю простоту и удобопонятность и сложность языка допускал бы только тогда, когда он живописен и красив, каким он часто бывает у Димитрия Ростовского».
Между тем сам митрополит очень скромно оценивал свою литературную деятельность: «В книгописательстве иное быть историком, иное толкователем, иное нравоучителем. Однако же я, грешный, всё то смешал, как горох с капустой, желая иметь книжицу оную наподобие заметок и примечаний, чтобы было что нужное порой к проповеди».
По завещанию митрополита, в гроб были положены его «черновые бумаги», т.е. черновики. Можно предположить, что у странного предсмертного наказа митрополита было очень простое объяснение: его творчество выходило за рамки церковных догм, не всеми своими мыслями он мог поделиться с современниками, потому и взял самые сокровенные записи с собой в могилу. Но не исключено, что за этим наказом стояли не религиозные, а какие-то другие мотивы. Не следует забывать, что Дмитрий Ростовский жил в очень сложное, переломное время, реформы Петра Первого болезненно ударили не только по Русской православной церкви, но и по старинным традициям, обычаям, образу мыслей. Наконец, только что состоялась Полтавская битва, в которой по разные стороны оказались два покровителя Дмитрия Ростовского – Мазепа и Петр Первый. Возможно, у Дмитрия Ростовского – украинца по рождению, было свое представление об отношениях России и Украины. Да и литературное творчества ростовского митрополита, возможно, не ограничилось лишь теми произведениями, которые нам известны. Вспомним слова типографщика, принимавшего участие в издании «Слова о полку Игореве», что почерк рукописи был похож на почерк Дмитрия Ростовского. Возможно, это всего лишь ничего не значащее совпадение, но кто знает… Дмитрий Ростовский был до того талантливым, своеобразным и разносторонним человеком, что утверждать, будто мы знаем все страницы его биографии и творчества, было бы, по крайней мере, неосмотрительно…
Еще одна уникальная фигура ростовской истории – Арсений Мацеевич. Родился в Польше в 1697 году, в семье польской шляхты. Постригся в монашество в Киеве, был законоучителем в Петербургской академии. В 1733 году совершил объезд северных епархий, вступил в полемику с сосланными в Соловецкий монастырь раскольниками, в результате чего появилось его литературное произведение «Увещевание к раскольнику», написанное страстным, живым языком. В 1742 году назначен ростовским митрополитом, проявил себя ярым защитником старых допетровских порядков, за устранение светских лиц из Синода и восстановление патриаршества. В то время вышло распоряжение правительства об учреждении монастырских штатов, резко ограничивающее духовенство в управлении церковным имуществом. Арсений написал по этому поводу знаменитое «Доношение» в Синод, за что в 1763 году был лишен архиерейского сана и сослан на Белое море, в Анзерский скит. По доносу, за произнесение дерзких слов против Екатерины Второй, был лишен и монашеского чина. Заключенный в Ревельскую крепость под именем Андрея Враля, он скончался от голода. На стене каземата незадолго до смерти написал: «Благо мне, Господи, яко смирил мя еси».
Можно сказать, что Ростовскому краю «везло» на деятелей церкви – в своем большинстве это были люди незаурядные, талантливые, деятельные, оставившие яркий след не только в истории Ростовского края, но и в истории всей России.
Спасо-Яковлевский монастырь, где был похоронен митрополит Дмитрий Ростовский, образовался в результате слияния Княгинина монастыря, основанного Марьей Черниговской, и Яковлевского, заложенного в конце XIV века при ростовском епископе Иакове. Рядом с Зачатьевском храмом, где был погребен Дмитрий Ростовский, стоит Дмитриевский собор. Сюда просвещенный граф Шереметев – муж знаменитой Параши Жемчуговой – намеревался перенести обретенные мощи Дмитрия Ростовского, но этому воспротивились монахи. А неподалеку возвышается церковь Спаса на Песках бывшего Княгинина монастыря. Где-то здесь, в темной келье, одетая в черное монашеское одеяние, создавала летописные рассказы-некрологи по убитым татарами русским князьям Марья Черниговская. Возможно, здесь перелистывала она страницы «Слова о полку Игореве», сочувственно скорбела над плачем Ярославны и скупо улыбалась, читая о возвращении князя Игоря из плена, переживая радость его молодой жены. Сама княгиня Марья не дождалась этого счастья, так хоть чужой радостью на мгновения согреть озябшую одинокую душу.
По большому счету, Ростовский край можно назвать родиной великорусской литературы, начало которой было положено преданиями, житиями, летописями, первыми авторскими произведениями, составляющими золотой фонд древнерусской культуры. Епифаний Премудрый, Вассиан Рыло, Авраамий Палицын, Ирина Луговская, Дмитрий Ростовский – это далеко неполный список писателей-ростовцев, в их числе неизвестные авторы ростовских житий, преданий, повестей, которые чудесным эхом дошли до нашего времени. А сколько таких произведений не сохранилось, не уцелело в пожарах и войнах? Последний вопиющий пример – варварское (другого слова не найдешь) отношение к оставшимся в Ростове рукописям, документам и книгам после переезда архиерейского дома в Ярославль. Возможно, мы потеряли сокровища, которые можно поставить рядом со «Словом о полку Игореве».