Я подумал о том, что история кладов своеобразно отражает историю России. Когда высказал эту мысль Марку, он согласился со мной:
– Пожалуй, нет такого государства, в котором не существовало бы преданий о мнимых или подлинных сокровищах. И каждое такое предание действительно отражает тот или иной исторический момент. Можно сказать, что история кладоискательства теряется в веках. Одна из самых древних таких историй, относящаяся еще к библейским временам, связана с находками на берегу Мертвого моря.
Я попросил Марка рассказать эту «библейскую» историю.
– В 1945 году пастухи-бедуины нашли пещеру, а в ней – глиняные кувшины. В одном из них лежали свернутые куски кожи, оказавшиеся документами одной из религиозных сект. Затем обнаружили папирусы, рассказывающие об иудейском восстании против Рима. Эти находки произвели сенсацию – они осветили целый этап древней истории.
– И в одном из документов, вероятно, было сказано о сокровищах, которые спрятали восставшие? – пытался угадать я, что произошло дальше.
– Нет, о кладах узнали в 1952 году, когда в одной из пещер нашли два медных свитка. Еще до того, как свитки удалось развернуть, они очень заинтересовали исследователей. Поскольку текст на тонких медных листах был выдавлен, на их оборотной стороне удалось прочитать несколько слов как бы в зеркальном изображении: «золото... сверху... дом... выход». Прочитали даже целую фразу: «...с этой стороны копай семь локтей». Эта и другие похожие фразы буквально поразили ученых – стало ясно, что свитки содержат в себе не религиозные тексты, а нечто другое. Развернуть медные свитки смогли только через три года, в одном из научно-исследо-вательских институтов. Сразу же прочитали весь уцелевший текст, но опубликовать его в печати специалисты долго не решались. Дело в том, что это оказались списки с описанием местонахождения свыше шестидесяти тайников с серебром и золотом на территории нынешнего Израиля. Общий вес спрятанных драгоценных металлов около шести тысяч талантов, то есть свыше двухсот тонн. Можно представить, какая бы началась лихорадка среди кладоискателей, если бы списки стали известны им.
– Но ведь тексты медных свитков все равно были опубликованы.
– Их полностью привели в открытой печати только после того, как убедились, что по указанным в свитках приметам тайники обнаружить невозможно.
– Так, может, кладов и вовсе не существовало? – засомневался я в достоверности услышанной истории.
– Да, бытует и такое мнение, что тексты на медных свитках имеют иносказательный смысл. Но другие исследователи считают, что списки кладов просто зашифрованы и под координатами «восток, запад, колодец, могила, дерево» надо подразумевать другие ориентиры, которые и приведут к тайникам. В любом случае, прошло более двух тысяч лет, и те места изменились неузнаваемо, источники и колодцы засыпало песком, от пустынной жары и под топором человека погибли леса и рощи.
– Откуда могли взяться такие сказочные сокровища?
– Огромными богатствами обладал храм Моисея в Иерусалиме. Возможно, сокровища спрятали жрецы этого храма незадолго до взятия города римлянами в семидесятом году до нашей эры. Они же составили и списки тайников, чтобы воспользоваться сокровищами после того, как времена изменятся к лучшему и ненавистная им Римская империя рухнет.
– И все-таки хотелось бы знать твое мнение – возможно ли, что в медных свитках сказано о реальных кладах?
– Я не исключаю вероятности, что литературная мистификация – явление более древнее, чем принято считать. Но, на мой взгляд, не так уж и важно – существовали эти клады с серебром и золотом в действительности или нет. Настоящие сокровища, сокровища поистине мирового значения, были обнаружены сразу же, как только ученые прочитали первые найденные пастухами-бедуинами свитки. Даже тонны золота – ничто в сравнении с содержанием этих текстов. Они до основания сотрясли историю христианства, которая многим казалась незыблемой.
Буквально заинтригованный историей находок на берегу Мертвого моря, я поинтересовался, что же это были за тексты.
– Оказалось, что хранившиеся в пещере древние рукописи созданы более двух тысяч лет назад. Но выяснилось это не сразу – целых два года неграмотные пастухи держали свитки у себя, пока один из них не
отнес находку в Вифлеем, торговцу древностями. Тот перепродал свитки митрополиту Афанасию из монастыря святого Марка в старом Иерусалиме. Митрополит сразу понял, какую огромную ценность он приобрел всего за пятьдесят лир, и переправил их в Америку, чтобы продать древние рукописи за пятьсот тысяч долларов. Однако с ним не сошлись в цене. Долго рассказывать, как свитки очутились в Иерусалимском университете, где наконец-то и стали предметом тщательного изучения. Вероятно, не меньше, чем ученые, находкам на берегу Мертвого моря сначала обрадовались богословы: они заявили, что древние свитки подтверждают существование Иисуса Христа. Найденные свитки оказались документами одной из религиозных сект, основателем которой был некий Учитель праведности, впоследствии казненный за свои убеждения. То же самое случилось и с Иисусом Христом. Возглавляли общину двенадцать старейшин – полная аналогия с двенадцатью апостолами. Члены секты называли свою общину «Новый завет» – опять-таки прямая связь с христианством. Но вскоре христианские богословы резко изменили свое мнение о свитках, найденных в пещере около Мертвого моря.
– Почему? – удивленно посмотрел я на Марка. – Вроде бы эти документы и впрямь подтверждают существование Иисуса Христа.
– Выяснилась одна неприятная для христианских богословов деталь – сведения об Учителе праведности относятся к более раннему времени, чем, согласно евангелистам, родился Иисус Христос. Однако ученые не потеряли своего интереса к этой находке – было обследовано около двухсот пещер, в которых нашли полторы тысячи фрагментов рукописей на арамейском, древнееврейском, арабском и греческом языках. А в 1960 году там же нашли целую связку папирусов о деятельности Симона Бар-Кохбы – вождя иудейского восстания против Римской империи. Вот это было настоящей сенсацией, событием мирового значения, а медные свитки с указанием местоположения тайников с сокровищами – только любопытное приложение к подлинным документам древней истории…
Ровно в два часа Смолкин ввел в кабинет археолога Малова. Представившись и пожав нам руки, он сел за стол и несколько растерянно сказал:
– До сих пор не могу понять, чем я, археолог, могу быть полезен вам, сотрудникам милиции?
По всему было видно, что чувствовал он себя здесь неловко – то и дело поправлял галстук и недоуменно оглядывался по сторонам.
Марк подробно рассказал, чем занимается их отдел, о составленной сотрудниками отдела картотеке затерянных сокровищ. Малов выслушал его с тем же удивлением, с которым и я только что узнал о необычной милицейской службе. И вопрос он задал почти тот же самый, что и я в свое время: удалось ли им что-нибудь найти?
– Было несколько крупных находок, которые оправдали затраты на наше существование. Но сейчас мы в основном занимаемся проверкой всевозможных легенд о кладах и сокровищах – надо отсеять историческую правду от слухов и домыслов, чтобы они не мешали дальнейшей работе.
– В таком случае, у вас очень интересная служба, – выслушав Марка, заметил Малов. – Теперь я вроде бы понимаю, почему меня пригласили сюда. Вероятно, вы желаете узнать о нашей экспедиции в Отрар?
– Вы угадали. Пожалуйста, расскажите, чем вызвана эта экспедиция?
Собираясь с мыслями, Малов помолчал и заговорил, осторожно подбирая слова, будто нанизывая их, как бусинки, на нитку:
– О находившейся когда-то в Отраре богатейшей библиотеке было известно давно – из старинных хроник, из книг выдающихся ученых древности, которые работали в этой библиотеке. О ее размерах можно судить по тому, что современники называли ее второй после знаменитой Александрийской. И, как Александрийская библиотека, она быстро пополнялась – купцы, проводившие свои караваны через Отрар, знали, что за каждую книгу будет щедро заплачено. Таким образом, книги поступали из Бухары, Багдада и даже Индии. Если бы Отрарская библиотека сохранилась до наших дней, ее ценность не с чем было бы сравнить. Но в 1219 году Отрар осадили войска Чингисхана, и библиотека исчезла.
– Погибла? – уточнил Марк.
– Нет, именно исчезла. У нас нет сведений о ее гибели, но есть свидетельства о том, что жители Отрара спасли библиотеку от огня и разграбления в подземном тайнике.
– В этих источниках, о которых вы говорите, речь шла только о книгах?
– Вы хотите знать, не были ли спрятаны вместе с книгами другие сокровища?
– Вы меня правильно поняли.
– Ну, как вам сказать, – нетвердо произнес Малов. – Сообщения о тайнике весьма лаконичные, но можно предположить, что в нем нашлось место и прочим сокровищам Отрара. По крайней мере, точно известно – это был один из богатейших городов Востока, однако после взятия его Чингисханом сведений о захваченных им сокровищах не осталось.
– Но насколько достоверны свидетельства о подземном тайнике?
– Во многих восточных городах были такие подземелья, об этом написано даже у Фирдоуси в знаменитой поэме «Шахнамэ» – герой бежит из осажденного города подземным ходом. Еще раньше Геродот писал, что, когда персидский завоеватель Кир вступал в города Средней Азии, жители уходили какими-то подземельями, спасались сами и прятали там свои сокровища. Таким образом, легенда о спасении Отрарской библиотеки вполне может подтвердиться.
– И все-таки не совсем понятно, чем подкрепляется ваша надежда найти библиотеку Отрара. Она могла сгореть без следа, но эта трагедия просто не попала в хроники, – откровенно сказал Марк археологу.
– Возможность того, что библиотека Отрара сохранилась до наших дней, получила неожиданное подтверждение. Несколько десятилетий тому назад в долине Сырдарьи, неподалеку от того места, где когда-то находился Отрар, казахский пастух Нурмангебет пас отару овец. И тут его собака, погнавшись за бараном, вытащила из норы не что иное, как древнюю арабскую книгу в полуистлевшем кожаном переплете. Есть все основания считать, что это была одна из книг библиотеки Отрара.
– Веский аргумент, – согласился Марк и спросил, велись ли раньше раскопки на территории Отрара.
– Первые раскопки в 1903 году сделал археолог Черкасов. Искали именно библиотеку Отрара, которой заинтересовались ученые. Однако ни одной старинной книги так и не нашли, отпущенные средства быстро кончились, и поиски прекратили. Как всегда бывает при неудачах такого рода, скептики сразу выступили с заявлением, что слухи о библиотеке Отрара ничем не подкреплены и библиотеки как таковой вовсе не было...
– Знакомая ситуация, – хмуро проговорил Марк.
Я понял, о чем он подумал: позиция скептиков всегда оказывается значительно удобней и убедительней, чем у энтузиастов, пытающихся разрешить какую-нибудь историческую загадку, – сокровищ не было, значит, нечего их и искать.
Марк поинтересовался у археолога, проводились ли поиски библиотеки Отрара после Черкасова.
– Там побывала экспедиция Казахской Академии наук. Было обнаружено огромное количество оружия, что подтверждает факт длительной осады Отрара, множество древних предметов.
– Были среди них драгоценности?
– Нашли украшения из золота и серебра, но немного. В основном это была керамическая посуда, бусы из полудрагоценных камней, бронзовые зеркала...
Рассказ археолога как бы перекинул нас в жаркую азиатскую пустыню, где под желтыми песчаными барханами скрывалась библиотека Отрара – еще одна загадка истории, которую долго, но пока безуспешно пытаются разрешить.
– Сейчас вы собираетесь в новую экспедицию?
– Да, мы надеемся разгадать тайну Отрарской библиотеки, – деловито ответил Марку археолог.
– Мы будем очень признательны, если вы проинформируете нас о результатах вашей экспедиции.
– Я так и сделаю, – пообещал Малов и поднялся с места, видимо, решив, что разговор закончен.
Но Марк остановил археолога:
– Нам известно, что вы знаток эпохи Чингисхана и всего, что связано с ним.
– Пожалуй, можно найти и более сведущих специалистов. А что конкретно интересует вас?
– Ни много, ни мало, как сокровища Чингисхана.
– У вас имеются какие-то сведения, что эти сокровища действительно существуют?
– Да, мы получили заявление жителей села Тюп Иссык-Кульской области. В этом заявлении говорится, что в окрестностях села, возле речки Котурга, под большим камнем и на большой глубине хранятся сокровища Чингисхана, оставшиеся там со времен его нашествия на Семиречье.
– Подобных, ничем не подкрепленных легенд о сокровищах существует множество. Вам это, вероятно, лучше меня известно.
– Да, это так. Но в том же заявлении написано, что еще в двадцатые годы двое местных жителей занимались самодеятельными раскопками и нашли серебряные и золотые боевые молотки. Один из этих молотков они вроде бы сдали в пункт «Золотоснаба».
– Почему – вроде бы?
– Следов этого молотка в документах «Золотоснаба» не обнаружили.
– Значит, не было и самой находки?
– Кто знает, время тогда было тревожное, бумажкам большого значения не придавали.
Малов недоверчиво покачал головой:
– Слабое утешение. Такие расплывчатые сведения, как говорится, к делу не пришьешь.
– Правильно, – согласился с ним Марк. – Мы пришли к такому же выводу, но тут появилось еще одно сообщение о том же самом кладе у села Тюп. Нам прислали карту с обозначением места, куда Чингисхан на двухстах верблюдах свез свои богатства. В приписке на полях карты также упоминается большой камень, под ним двухметровый слой человеческих костей и такой же слой земли.
– Карта – это уже серьезней. Откуда вы ее получили?
– После революции она оказалась за границей, оттуда нам ее и прислали. Настораживает, что оба свидетельства во многом совпадают. С другой стороны, полученных сведений пока явно недостаточно, чтобы с уверенностью заявить, что клад существует в действительности и его можно занести в нашу картотеку исчезнувших сокровищ. Вот мы и решили обратиться к вам с просьбой дать оценку этой информации. Есть ли хоть какие-то исторические предпосылки в пользу существования сокровищ Чингисхана?
Малов задумался, осмысливая полученные сведения.
– Я не могу дать на этот категоричный вопрос столь же категоричный ответ, – наконец произнес он. – Несомненно одно – целью многочисленных походов Чингисхана был грабеж завоеванных территорий, поэтому он, конечно, обладал огромными трофеями, бесценными сокровищами, созданными и накопленными покоренными им народами. Другое дело – как хотя бы часть этих сокровищ оказалась в тайнике на территории нынешней Иссык-Кульской области, зачем и когда Чингисхан спрятал их с такими предосторожностями? Чтобы раскрыть эту загадку, надо хотя бы вкратце вспомнить историю его походов.
– Мы с удовольствием выслушаем ваш рассказ, – подбодрил Марк историка.
– В 1206 году на реке Онон состоялся курултай монгольской знати, провозгласивший Темучина императором Монголии и присвоивший ему императорское имя Чингисхан. Этому предшествовала долгая междоусобная война между монгольскими ханами, покорение соседних татарских племен. В 1211 году он приступил к завоеванию Северного Китая, в 1218 году начал наступление на Среднюю Азию, взял города Хорезм, Отрар, Бухару, Самарканд, Ургенч, Мерв. В 1223 году Чингисхан вторгся в Крым. Тогда половецкий хан обратился за помощью к галицкому князю Мстиславу Удалому. На реке Калке, впадающей в Азовское море, состоялась битва Чингисхана с соединенным войском половцев, кыпчаков и русских, которое из-за несогласованности действий потерпело сокрушительное поражение. Не участвовавший в этом сражении киевский князь хотел отсидеться в укрепленном лагере, просил Чингисхана сохранить жизнь себе и своим воинам. Тот пообещал, но после взятия лагеря татары уничтожили всех, кто его оборонял. Говорю это к тому, что двухметровый слой человеческих костей – вполне возможный исторический факт, поскольку жестокость Чингисхана не знала границ. В итоге его завоевательных походов сложилась огромная империя, включающая в себя собственно Монголию, Северный Китай, Среднюю Азию, Закавказье и Южную Сибирь.
– Сибирь? – переспросил Марк. – Вы ничего не сказали о завоевании Сибири.
– Да, как-то вылетело из головы, – поспешно согласился Малов, будто Марк уличил его в чем-то предосудительном. – Впрочем, сам Чингисхан в завоевании Сибири не участвовал, а поручил это своему старшему сыну Джучи. В результате были покорены киргизы, буряты, якуты, огромная территория до впадения Тобола в Иртыш с множеством других племен и народов. В 1226 году Чингисхан начал наступление на государство тангутов, расположенное во Внутренней Монголии, возле озер в пустыне Ордос. Столица тангутов Синцин находилась в самом центре Азии, на перекрестке торговых путей, и славилась несметными богатствами. Около года длилась осада города войсками Чингисхана, пока он не был разграблен и уничтожен. Но в том же самом году Чингисхан умер. Существует сразу несколько легенд, где он был похоронен. По одной из них – в Ордосе есть священное место Великая ставка Владыки, где хранится серебряная рака с костями Чингисхана. На высокой насыпи поставлены две юрты с золотыми маковками, и ордосские монахи каждый год проводят там в 21-й день третьего месяца по лунному календарю праздник, посвященный Чингисхану. Но это – только одна из легенд. В 1926 году в Монголии нашли так называемое «Золотое сказание», в котором подробно рассказывается о смерти Чингисхана и названы сразу три возможных места его захоронения, но названия этих мест трудно увязать с современными. Наконец, до наших дней дошла легенда о том, что Чингисхан повелел после своей смерти отвести воды реки Онон, на берегу которой он родился, и похоронить его на дне реки, а потом опять вернуть ее в старое русло. Там же, якобы, спрятаны и сокровища Чингисхана. А в ознаменование своего могущества он приказал выдолбить рядом чашу из гранита. И такая чаша, представьте себе, существует. На берегу Онона, возле Кубухайского моста, стоит огромный гранитный монолит, чуть покосившийся набок, с ободком по краю на трех звериных лапах. Но геологи считают, что это причудливое каменное изваяние, которое местные жители называют «Камень-котел», образовалось в результате выветривания. Вот и судите сами, насколько достоверны все эти легенды.
– А какую из легенд вы считаете наиболее достоверной? – спросил археолога Смолкин.
– Сказать определенно не берусь, но убедительны, на мой взгляд, две версии: или Чингисхан похоронен на месте своей смерти, то есть в Ордосе, или у себя на родине, на реке Онон. Я даже могу допустить, что вместе с Чингисханом были захоронены и его сокровища, – это соответствует древним восточным обычаям. Но в любом случае, село Тюп в Средней Азии никак не может быть местом тайника с сокровищами Чингисхана – ему просто незачем было оставлять их там, отправляясь в Ордос на завоевание государства тангутов. Эта легенда хоть и выглядит внешне стройно, но лишена внутренней логики.
– Значит, вы не рекомендуете включать сокровища Чингисхана в нашу картотеку? – обратился к археологу Марк.
– На мой взгляд, в самой России есть еще не найденные сокровища, сведения о которых более достоверны, чем легенда о тайнике Чингисхана.
– Вы имеете в виду что-то конкретное?
– В первую очередь я назвал бы Сорни Экву. В переводе с мансийского это – Золотая баба. Наверное, вы знаете о ней? – спросил историк Марка.
– Да, сведения о Золотой бабе нам попадались, но хотелось бы получить более развернутую информацию. Если вы ей обладаете, внимательно выслушаем вас.
Малов не заставил себя уговаривать. И вот что он рассказал…